Материализм и идеализм

Если рассуждать о мысли абстрактно, отрывая (так же абстрактно) её от материального носителя — мозга, то действительно мысль кажется не материальной. Это даёт возможность оперировать понятием «мысль», как неким самостоятельным, вне материи существующим объектом, что даёт основания говорить о нематериальном духе, как нечто о том, что и порождает эту мысль. Точно таким же образом и в своё время идеальным свойством, то есть нематериальностью, наделяли когда то эфир. Человеческая способность мозга к абстракции, то есть способность рассматривать отдельные стороны явления в отрыве от самих вещей и явлений — очень полезная человеческая способность для анализа, но в тоже время эта способность, часто играет с человеком злую шутку. Из за этой способности человек имеет возможность наделять абстрактную и одностороннюю модель собственной рассудочной деятельности самостоятельными и часто сверхестественными свойствами. Так, например, невежественные люди древности, наделяли сверхестественными свойствами гром и молнию, ураганы и засухи, наводнения. Их способность мозга к абстракции позволяла к каждому непонятному явлению прикладывать действие некого идеального духа-божка. Другие стороны явления человек часто перестаёт замечать в силу своих неполных знаний о всех сторонах явления. Анализ сложных явлений тогда даёт человеку преимущество в познании природы явлений, когда есть результат анализа всех сторон явления, в их взаимной связи и их взаимного развития и в результате такого анализа складывается целостная картина изучаемого явления. Не имея целостных представлений о явлениях действительности, человек склонен фетишировать те стороны явлений, какие ему известны, но домысливать неизвестные стороны явления согласно своим представлениям. Наиболее просто объяснять (или наоборот, затушевывать) неизвестные стороны явления при помощи действия сверхестественного «духа» (бога). Но даже явное привлечение не материальных сил к объяснению явлений природы совсем не обязательно для того, чтобы в своём познании оторваться от почвы материализма и стать на почву идеализма. Достаточно выводить свои познания и представления не из самой жизни, не из самой окружающей действительности, а из головы, в отрыве от самой действительности. В таком случае появляется необходимость «мысль» или «дух», хотя-бы воображаемо, поставить над действительностью, объявить его первичным, а всё материальное объявить вторичным. Такая, часто не осознанная, подмена материальных условий, какие и есть источником представлений, на свои, уже сложившиеся представления в познании, есть форма идеализма в науке.

К. Косов

5 1 голос
Рейтинг статьи

Просмотров: 24

Previous Article
Next Article
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

поддержка

Просмотры

ВКП(б)

Последние сообщения на форуме

Листовки к 9 мая Распространяем товарищи! Читать далее
Писал ли Бухарин за Сталина?Был ли Бухарин литературным рабом Сталин, хотя бы в момент написан … Читать далее
Неизбежная победа ленинской идеи …ЛЕНИН ЖИЛ, ЛЕНИН ЖИВ, ЛЕНИН БУДЕТ ЖИТЬ!   Сегодня знаменате … Читать далее

Архивы

Top
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x