FORUM


Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Исторический материализм как научная теория, как метод, как руководство для действия.

Исторический материализм как научная теория, как метод, как руководство для действия.

После того, как мы уяснили себе основные черты материалистического понимания истории, легче разрешить и другой вопрос. Что же, собственно, надлежит понимать под историческим материализмом? Очевидно, что, говоря о материализме в истории, мы имеем в виду уже конкретизацию общих основ марксистско-ленинской философии диалектического материализма, которыми мы занимались до сих пор. Конечно, ни на минуту мы не должны забывать, что философский материализм необходимо должен быть «достроен доверху», проведен до конца и что в этом смысле исторический материализм представляет собой необходимый составной момент самой марксистско-ленинской философии. Но в то же время мы имеем в историческом материализме особое применение диалектического материализма к истории, подобно тому как он применяется нами также и к изучению природы. Очевидно, с другой стороны, что исторический материализм нельзя свести к одним идеям научного коммунизма, развитым Марксом и Энгельсом в «Коммунистическом манифесте», и к вытекающим отсюда основным положениям пролетарской стратегии и тактики. Достаточно, однако, проследить последовательно основной материалистический тезис Маркса на современном буржуазном обществе, чтобы мы пришли к теории научного коммунизма и к тактике пролетарской борьбы как необходимой «стороне материализма» (Ленин). Всякое схоластическое, чрезмерное разграничение между философией, исторической теорией и программой политической борьбы марксизма-ленинизма только помешало бы нам понять органическое единство всех сторон и составных частей последовательно проведенного до конца диалектико-материалистического воззрения. И, тем не менее, для того, чтобы у нас создалось правильное представление об этой связи, о единстве существующих между общими основами марксистско-ленинской философии, материалистическим пониманием истории и научным коммунизмом — крайне важно показать особенности исторического материализма как научной теории и научного метода.

Итак, прежде всего, что такое исторический материализм — научная теория или метод исторического, общественного познания, социальная методология? На этот счет в нашей современной советской литературе обозначились две резко противоположные точки зрения. Одни авторы полагают, что исторический материализм есть прежде всего теория — в том смысле, что в этой теории излагается общее учение об обществе и законах его развития. Наиболее отчетливое выражение эта точка зрения получила у т. Бухарина. По мнению т. Бухарина, исторический материализм «есть общее учение об обществе и законах его развития, т. е. социология... То обстоятельство, что она (теория исторического материализма) есть метод для истории, ни в коем случае не уничтожает ее значения как социологической теории». «Социология есть наиболее общая (абстрактная) из общественных наук...»[1].

Мы еще вернемся к вопросу о «социологии». Но нетрудно заметить, что в этих взглядах на предмет исторического материализма мы имеем типичный для механистических воззрений т. Бухарина разрыв между «общим учением об обществе» и конкретными законами исторического развития. Тов. Бухарин проводит явное различие между теорией, взятой самой по себе, и той же теорией, как «методом для истории», между «абстрактным» историческим материализмом и «конкретной» историей, как «материалом» для социологических обобщений. Исторический материализм, при таком понимании, предстает как совокупность абстрактно теоретических предпосылок, которые «извне» прилагаются к конкретным историческим явлениям.

Другая, внешне противоположная точка зрения, в действительности же очень близкая к первой, нашла свое выражение в меньшевиствующем идеализме: здесь упор делается на исторический материализм лишь как на социальную методологию, как на своего рода абстрактную логику или «диалектику» общественного познания. Так, например, по мнению Карева, в историческом материализме, в противовес механицизму, мы должны «выдвинуть его методологическое и историческое содержание». Наряду с материалистической диалектикой, как общей методологией и диалектикой природы, «мы получаем исторический материализм, диалектику истории, которая представляет собой методологию общественных наук...» «Задачей исторического материализма является выработка тех предпосылок, с помощью которых мы должны подходить к «изучению истории». Таково, по мнению Карева, «методологическое содержание» исторического материализма. «Историческое содержание» исторического материализма, согласно этой точке зрения, состоит, по словам Карева, в том, что исторический материализм «изучает различные законы различных общественных форм; но общим, связующим их, остается переход этих законов, смена их и метод изучения этой смены»[2].

Цитируемый нами автор ссылается здесь на старые работы К. Каутского. Каутский действительно и в прошлых своих работах развивал подобные взгляды. Но это не значит, что эта точка зрения Каутского и меньшевиствующих идеалистов имеет что-либо общее с подлинно марксистским пониманием исторического материализма. Мы вскрываем в ней своеобразное соединение наиболее абстрактного «методологизирования» и в то же время явно эмпирического подхода к отдельным формам и явлениям исторического процесса. Подобные рассуждения привели в дальнейшем Каутского к печальному итогу: к отрыву «метода» от материалистического мировоззрения к пониманию исторических особенностей каждой эпохи в духе вульгарного позитивизма и ползучего эмпиризма. Характерно, что эти тенденции имеют место и в меньшевиствующим идеализме.

Как раз у Карева в его трактовке предмета исторического материализма получила свое яркое выражение эклектическая точка зрения, сочетающая в себе, с одной стороны, отрыв формы от содержания исторического материализма как науки, абстрактное «методологизирование» по вопросу о том, «что представляет собой эта наука по своей форме, производимое без анализа «содержания исторического материализма» (Карев), превращение исторического материализма в систему голых абстракций и предпосылок и, с другой стороны, совершенно эмпирический, вульгарно-позитивистский подход к изучению и пониманию исторических закономерностей отдельных формаций.

При обеих изложенных нами точках зрения пропадает собственный предмет исторического материализма — исторический процесс развития общественно-экономических формаций. В первом случае у т. Бухарина абстрактная, заранее созданная им схема «общества вообще» подменяет изучение подлинного исторического процесса в его особых, качественно отличных одна от другой формах общества. Во втором случае — у меньшевиствующего идеализма — исчезает из поля внимания исторический материализм как единая целостная общая теория общественно-исторического развития: налицо лишь некоторые заранее данные абстрактные предпосылки да ряд отличных одна от другой общественных форморазрозненных социальных явлений. Социальный «метод» и в этом случае совершенно теряет свою материальную, конкретно-историческую основу. Все различие между механистической и меньшевиствующе-идеалистической позициями в вопросе о предмете исторического материализма состоит лишь в том, что для т. Бухарина его общее учение об «обществе» представляет собой неизменный, заранее данный масштаб, который механически применяется к истории. Меньшевиствующие же идеалисты растворяют историческую теорию марксизма в «методе»: они превращают бухаринские «общие законы» в совокупность столь же абстрактных логических категорий, с которыми мы лишь «подходим» к изучению особых законов различных общественных форм. И у тех и у других нет исторического процесса развития общества.

Механист Бухарин распространяет свое учение об «обществе вообще» — в виде пресловутой теории общественного равновесия — на эпоху империализма и на переходный период, видя в «организующей» тенденции пролетариата прямое продолжение «организованного» капитализма, ища действия одних и тех же законов рынка, не понимая качественного различия обоих периодов. Меньшевиствующие идеалисты тоже подменяют конкретное изучение развития империализма и соотношения экономических укладов в переходный период пустыми «методологическими» абстракциями. Поэтому, говоря об особенностях империализма и переходного периода, они понимают эти особенности эмпирически, субъективистски, — видят в экономике империализма «прогресс», социалистическое строительство рассматривают как проявление «идеи» коллективности и т. п.

Между тем Маркс, Энгельс, Ленин дают нам все важнейшие указания по вопросу о предмете развитого ими материалистического понимания истории. В основе их исторического материализма лежит последовательное проведение ими материалистической теории отражения и диалектическое понимание связи, существующей между общим и особенным в процессе развития общества. Энгельс, говоря об историческом материализме, называет его не только методом исследования, но и «историческим мировоззрением», материалистической «теорией истории». Он подчеркивает неразрывное единство мировоззрения и метода, метода и теории в историческом материализме. Маркс, Энгельс, Ленин боролись с характерным и для механистов, и для меньшевиствующих идеалистов противопоставлением исторического материализма и истории как некоторых абстрактно-логических предпосылок и конкретного исторического «материализма». Логическое исследование всегда было для Маркса, Энгельса, Ленина ничем иным, как отражением той же истории, но лишь обобщенным его отражением, а потому и исправленным по законам, которые показывает сам действительный ход исторического развития.

По словам Энгельса, Маркс открыл закон движения, закон развития человеческой истории. Общие «материалистические основы метода» (Маркс), изложенные им в предисловии «К критике политической экономии», являются только отражением общего материального закона исторического движения. Эти основы представляют собой вовсе не «наиболее абстрактную из общественных наук» бухаринскую «социологию» и не «систему законов и категорий исторического материализма» (Карев). В предисловии «К критике политической экономии» Марксом изложен в наиболее общих и основных чертах естественно-исторический, т. е. закономерный, процесс развития общественных формаций и объяснен таким путем основной закон их развития и смены. Тем самым Марксом дана научная теория общественно-исторического развития. Показать процесс исторического развития общественных укладов, выявить их внутренние законы, необходимо обусловливающие переход от одной формации к другой, более высокой; доказать объективную закономерность этого разностороннего и противоречивого процесса; охватить в основных чертах эту объективную диалектику общественного развития, независимую от общественного сознания, — таков предмет, таково содержание исторического материализма. В этом именно смысле Ленин называет исторический материализм «поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий»[3].

Исторический материализм — прежде всего материалистическая теория истории (Энгельс), в общих и основных чертах отражающая исторический процесс развития общественных формаций, вскрывающая антагонистический характер этого развития в пределах классового общества. Но исторический материализм вовсе не превращается оттого в абстрактную, «надисторическую», историко-философскую схему развития, которой фатально должны подчиняться все народы, независимо от их конкретно-исторических условий, и которую можно «применять» как своего рода «отмычку» — по выражению Маркса — при разрешении всех исторических вопросов. Маркс решительно протестовал против всякого пустого исторического схематизма, против того понимания «общего учения об обществе», которое выдвигается, например, в «социологии» т. Бухарина. Развитие общества всегда конкретно, оно соединяет в себе общие черты с особенностями отдельных исторических этапов. Общий закон движения человеческой истории, открытый Марксом, — согласно которому, по определению Энгельса, конечную причину всех исторических событий нужно искать в изменениях, вместе с изменением высоты производительных сил, способа производства и обмена и в борьбе классов, выражающей эти внутренние общественные противоречия в пределах классового общества, — этот общий закон получает свое различное конкретное проявление в различных общественных формациях. Только исходя из конкретного изучения исторически-определенных условий развития данной формации, — феодальной, капиталистической и т. д., а не из одних общих теорий об «обществе вообще», можно понять качественные особенности данной структуры — как специфически проявляется в них общий закон движения истории. Исторический материализм изучает всегда «общество на определенной исторической ступени его развития».

Только исходя из диалектико-материалистической теории познания, мы можем понять, каким образом исторический материализм становится методом исследования социальных явлений, методологией общественных наук. Как научная теория, отражающая естественно-исторический процесс развития общественных формаций и (вместе с тем наиболее общий закон этого движения человеческой истории как точная формулировка этого действительного процесса, исторический материализм становится тем самым и методологической теорией, «теорией о методе в общественной науке» (Ленин), теорией, дающей нам «единственный научный прием объяснения истории» (Ленин). Методологический прием этот заключается в выделении материальных производственных отношений данной формации как действительной материальной основы всего исторического развития[4]. Он состоит, стало быть, в том, что каждое социальное, историческое событие может получить свое освещение и объяснение с помощью исторического материализма, поскольку мы его объясняем, как явление, связанное с исторически-определенным типом производственных отношений и развитием этих последних; каждое историческое явление оказывается составной органической частью определенной общественно-экономической формации и изучается в процессе движения этой последней.

Отсюда ясно, что нет абстрактной социальной методологии, годной «вообще»: метод исторического материализма — конкретен, он обусловлен особым характером изучаемых социальных закономерностей. В этом смысле исторический материализм не отгорожен китайской стеной от конкретной истории, равным образом не отделен он непроходимыми гранями и от марксисткой политической экономии и от других общественных наук. Исторический материализм представляет собою не опустошенную «абстракцию» от конкретной истории, но философское, теоретическое и методологическое существенное содержание самой исторической науки, отражающей конкретный процесс исторического развития. В этом и обнаруживается в историческом материализме как теории неразрывная связь, установленная марксизмом между логическим и историческим, между философией и историей. Будучи направлен на изучение внутренней связи производственных отношений в капиталистическом обществе и в других общественных формациях, исторический материализм становится методологической основой для политической экономии.

Конкретное историческое изучение в пределах классового общества направляется на вскрытие внутренних противоречий и классового антагонизма, лежащих в основе данного уклада исторической жизни. Исторический материализм, однако, не должен, как мы уже выяснили, ограничиться голым, «объективным» констатированием наличия этих противоречий. В самих законах функционирования и развития данной формации исторический материализм должен вскрыть и выявить законы ее неизбежной гибели, обосновать необходимость замены ее новым общественным укладом. Он должен показать необходимость выхода за пределы данных производственных отношений, выявить роль передового класса в борьбе за новый уклад. Исторический материализм должен, короче говоря, быть руководством для революционного действия. Исторический материализм представляет собой единство всех перечисленных моментов: теорию исторического развития, метод социального исследования, руководство для революционного действия. Теория классовой борьбы остается постоянной руководящей нитью социального исследования и революционной практики в пределах классового общества.

[1] Бухарин, Теория исторического материализма, стр. 12.

[2] Карев, Исторический материализм как наука, П. З. М 12, 1929. (Ср. И. Луппол, Ленин и философия, 1927, с. 94-100).

[3] Ленин, Три источника и три основных части марксизма.

[4] См. Ленин, Собр. Соч., т. I, «Что такое «друзья народа», с. 75, 76, 80, 93, 116, 181, 189, 207.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

УЧЕБНИК ДЛЯ КОМВУЗОВ И ВУЗОВ
КОЛЛЕКТИВ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ
ПОД РЕДАКЦИЕЙ
М. МИТИНА и И. РАЗУМОВСКОГО
ПАРТИЙНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКВА - 1932
Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
4 4 голоса
Рейтинг статьи

Просмотров: 58476


Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

поддержка

ВКП(б)

Последние сообщения на форуме

Коммунистическое общество и перех …Коммунистическое общество и переходный строй. Какова конечна … Читать далее
Финансовый капитал и империализм.Финансовый капитал и империализм. Какие экономические явлени … Читать далее
Заявление и Обращение к шахтерам, …Заявление ЦК ВКП(б), ЦК ВКПБ, ВКПБ(р). Респектабельные убийцы … Читать далее

Архивы

АВТОРЫ

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x