О детской литературе [Правда 1952]

Spread the love
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 15
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    15
    Поделились

О детской литературе [Правда 1952]

Роль детской литературы в воспитании подрастающего поколения огромна и важна. Помимо воспитания любви к чтению, что сейчас становится проблемой всё более актуальной, литература для детей призвана заложить эстетические, нравственные, образовательные ориентиры для воспитания и развития ребёнка. А потому, помня о том, что социальное бытие определяет социальное же сознание, нельзя не обратиться к проблеме современной детской литературы.

Следует понимать, что сейчас практически все издательства, выпускающие детскую литературу, являются частными. А, следовательно, издание детских книг – это прибыльный бизнес. И, как у всякого бизнеса, здесь работает правило успешных продаж того, что пользуется спросом. Возможности издательств определяются оборотными средствами, а это во многом – и низкие тиражи детской литературы и нежелание издательств рисковать, пробуя печатать новых авторов. Говорить о воспитании читательского вкуса здесь не приходится.

Малые тиражи и высокая стоимость книг приводят к тому, что библиотечные фонды мало пополняются современной детской литературой. Особенно острой эта проблема становится для регионов нашей страны. Доля детской литературы в совокупном тираже книжной продукции России с 2008 года колеблется в районе 20%, то проседая до 16,8% в 2011 году, то возрастая до 23,4% в 2018 [1]. Общий тираж книг и брошюр в России с 2010 года не превышал уровень 1950 года, а в 2020 году сократился до уровня 1940 года – 351478,7 тыс. экз. [2]

Вместе с журналом “Детская литература” в России исчезла литературная критика этого художественного направления. То же относится и к ныне исчезнувшим кафедрам детской литературы.

Наблюдается снижение интереса к чтению, постепенно вытесняемому настоящим шквалом визуальной информации, вроде тик-токов, ютубов и социальных сетей. Этому способствует усиление расслоения семей с разным уровнем дохода, учитывая все возрастающую дороговизну книг и билетов на детские мероприятия, проходящие в учреждениях культуры и досуга. Проще и дешевле усадить ребенка за гаджет дома, чем куда-то идти, тратить свое время и деньги, или читать вместе с ним книги.

Таким образом перед нынешней детской литературой не возникает один из важнейших вопросов: каких детей наше общество хочет вырастить? И что смогут передать эти повзрослевшие дети следующему поколению? Скажем больше: перед нынешними олигархами и чиновниками явно не стоит вопрос о высоконравственном, полноценном воспитании детей трудящихся с помощью детской литературы. Получить к школе или к ее окончанию самовлюбленного эгоиста-потребителя — вот задача чуть ли не государственного уровня! И тенденция налицо:

“Первое место – у легендарного “Маленького принца” Антуана де Сент-Экзюпери в электронном и аудиоформате, оставившего далеко позади остальных участников рейтинга. На втором месте – книга в жанре развивающей и познавательной литературы “Пес по имени Мани” Бодо Шефера, в которой говорящий лабрадор доступным языком рассказывает детям о деньгах и дает первые уроки финансовой грамотности. Замыкает тройку волшебная зимняя сказка современной шведской писательницы Черстин Лундберг Хан “Печенье счастья” в аудиоформате”. [3]

Впору бы данной ситуации ужаснуться, если бы не огромный мощный культурный пласт детской литературы, неизгладимый след, оставленный писателями СССР, сложившийся в то время, когда во главу угла ставилось становление и развитие человека нового, социалистического общества, а не энное количество денежных знаков Вот так на помощь богоспасаемой России в очередной раз пришел атеистический Советский Союз. Это понимают и некоторые представители книжного рынка, подтверждением чему являются многочисленные переиздания книг советских детских писателей. 10 самых издаваемых авторов детской литературы в России в 2020 году:

Корней Чуковский — 1,081 млн экземпляров.
Елена Ульева — 924 тыс.
Холли Вебб — 912 тыс.
Николай Носов — 588 тыс.
Александр Волков — 557 тыс.
Джоан Роулинг — 533 тыс.
Ирина Гурина — 494 тыс.
Ганс Христиан Андерсен — 378 тыс.
Александр Пушкин — 365 тыс.
Самуил Маршак — 344 тыс.[4]

Хотя безусловно нужно осознавать, что детская литература должна развиваться, отражать современную жизнь, освещать проблемы и давать ответы на многочисленные вопросы современных детей и подростков, быть камертоном, созвучным мыслям и ощущениям детей. Быть сердечной и искренней. Перестать быть предметом торга и наживы.

О том, как подобное претворила в жизнь Советская власть, наши читатели узнают из статьи газеты “Правда” (Правда, 1952 , № 105)

Примечание:

[1] Российское книгоиздание в 2019 г.: удержать равновесие,
http://www.unkniga.ru/bookrinok/knigniy-rinok/10444-rossiyskoe-knigoizdanie-v-2019-uderzhat-ravnovesie.html
[2] Статистический учет печатной продукции россии, http://www.bookchamber.ru/statistics.html
[3] Названа самая популярная детская книга десятилетия,
https://ria.ru/20201119/kniga-1585341757.html
[4] Книжная палата назвала самых издаваемых детских авторов в России,
https://www.rbc.ru/business/03/03/2021/603e6d029a79476890181a56

= = =

О детской литературе

Проблемы развития детской литературы глубоко интересуют наш народ. Детская литература является одним из могучих факторов воспитания подрастающего поколения в духе коммунизма.

Советская детская литература питается могучим источником народного творчества и русской классической литературы. Зачинателями и основоположниками советской детской литературы являются Горький и Маяковский.

Руководствуясь историческими постановлениями ЦК ВКП(б) о школе и литературе, развивая и обогащая славные традиции Горького и Маяковского, наша детская литература растет и мужает вместе со всей советской литературой.

Издание книг для детей приняло в СССР огромный размах. За годы советской власти книги для детей выпущены тиражом свыше одного миллиарда экземпляров.

В «золотом фонде» советской детской литературы насчитываются многие десятки книг, специально созданных для детей и написанных для взрослых, но безоговорочно включенных детским читателем в круг своего чтения.

За последние годы ряды советских детских писателей расширились. В детскую литературу пришли талантливые молодые писатели, ученые, педагоги.

Лучшим произведениям для детей присуждены Сталинские премии. Премиями отмечены книги писателей С. Маршака, С. Михалкова. В. Катаева, В. Каверина, В. Полевого. А. Мусатова, А. Барто. М. Миршакара, И. Ликстанова, И. Василенко, В. Любимовой, Л. Кассиля и М. Поляновского. В этом году Сталинские премии присуждены В. Беляеву за трилогию «Старая крепость», Н. Носову за повесть «Витя Малеев в школе и дома» и В. Осеевой за повесть «Васек Трубачев и его товарищи».

Конкурсы на лучшую художественную книгу для детей привлекли сотни новых авторов.

Шире в многообразнее стала за последние годы тематика детских книг. Произведения о Великой Отечественной войне, о беспримерном массовом героизме советских людей в грозные дни войны по-прежнему покоряют сердца ребят. Но сейчас тема мира, борьбы за мир, героического созидательного труда является главной, определяющей и в книгах для детей старшего возраста, и в книгах для самых маленьких.

Советская детская литература выросла в большую силу, помогающую воспитывать человека сталинской эпохи, образованного, любящего свою Родину, свой народ, готового беззаветно бороться за счастье всего человечества.

Являясь одним из замечательных достижений нашей культуры, советская детская литература противостоит современной буржуазной, в первую очередь американской, литературе для детей, отравленной ядом человеконенавистничества, оголтелого шовинизма и расизма, отражающей маразм и распад культуры капиталистического общества.

Мы вправе гордиться тем, что уже сделано в нашей стране в области детской литературы. Однако неизмеримо больше нам предстоит ещё сделать.

Несмотря на тематическое разнообразие, детская литература далеко ещё не охватывает всех насущных проблем, медленно откликается на многие животрепещущие вопросы современности.

Всё ещё не нашли достойного воплощения о книгах для детей темы созидательного труда советских людей, преобразования советской земли, великих сталинских строек коммунизма.

Не раскрыта ещё, несмотря на появление за последнее время ряда талантливых и вдумчивых произведений, жизнь школы и пионерской организации.

Очень мало создано до сих пор познавательных, научно-популярных книг для детей, помогающих углубить и расширить круг знаний, приобретаемых детьми в школе, и первую очередь по физике, химии, математике, истории, технике и т. д.

Бросается в глаза отсутствие во многих книгах, написанных для детей, ярких образов взрослых.

Художественный уровень многих произведений далеко еще не отвечает требованиям, которые предъявляются к книгам для детей. Растянутый, нединамичный сюжет, бедный и невыразительный язык делают книгу скучной, ненужной.

Для некоторых детских писателей характерно схематическое изображение жизни.

Сглаженное, подслащенное, уводящее от жизненной правды изображение событий и характеров ослабляет, а иногда и сводит на нет воспитательное воздействие книги.

В погоне за ложной занимательностью иные питатели вводят в детские книги совершенно неправдоподобные приключения и выдуманные препятствия, которые к тому же преодолеваются с необычайной легкостью.

Этим грешит интересная в целом повесть Г. Тушкана «Разведчики зеленой страны». В книге О. Корякова «Тропой смелых» мальчик попадает в орлиное гнездо и, повиснув над пропастью, сражается с двумя орлами.

Нередко в книгах пионеры легко справляются с непосильными для них делами. В повести Ю. Доброленской «На солнечный простор» ребята во время похода изучили хозяйственную жизнь двух колхозов — отсталого и передового — и сделали доклады на колхозном собрании. Если верить автору, после этих докладов было осуществлено слияние колхозов.

Книга Е. Пермяка «Яснокамское лето» задумана как повесть о трудовых делах и интересных приключениях пионеров города Яснокамска. В книге много действующих лиц, но недостаточно ярко очерчены их характеры. Язык героев однообразен и невыразителен.

Высокие требования, предъявляемые партией и народом к произведениям советской литературы, в полной мере, без каких бы то ни было скидок относятся и к произведениям, написанным для детей.

***

Центральный Комитет ВКП(б) осудил в своё время тенденцию, ведущую к отрыву детской литературы от школы и основных задач коммунистического воспитания детей. ЦК ВКП(б) обязал осуществлять издание книг для детей на научно-педагогической основе.

Советская педагогика, и советская детская литература неразрывны. Их объединяют общие цели. Но различны их средства воздействия на подрастающее поколение.

По-настоящему любимым, подлинно народным детским писателем, педагогом в самом высоком значении этого слова становятся лишь тот писатель, который умеет вести детей вперед, помогает им правильно разобраться в сложных явлениях действительности. Но делать это он должен средствами, присущими искусству.

Попытки создать назидательные книги без учета чувств, мыслей и мироощущения самих детей, морализирование, «голые сентенции» неизбежно приводят к появлению произведений антихудожественных, лишенных педагогической ценности.

В советской детской литература уже созданы свои хорошие традиции. Наша детская книга — это патриотическая, действенная книга, показывающая юному читателю многообразие жизни в её революционном развитии, книга, внушающая ему радость и гордость за свою страну, стремление отдать ей все свои силы. Замечательным примером действенной силы книги стала повесть А. Гайдара «Тимур и его команда».

Детская литература — составная часть всей советской литературы. Но детская литература имеет и свои особенности, свою специфику.

Однако до сих пор ещё встречается недооценка особых задач детской литературы, мало разрабатываются научно-педагогические проблемы, связанные с изданием книг для детей.

Центральный Комитет ВКП(б) в постановлениях о печати и литературе неоднократно указывал, что в литературе для детей необходимо учитывать особенности детского читателя, специфические запросы детей разного возраста.

Жизнь детей неотделима от жизни народа, от жизни всей страны. Но у детей есть и свои запросы и интересы, и к общим явлениям жизни они подходят по-своему, у них свои вопросы, в которых надо помочь им разобраться.

Писатель, пишущий для детей, должен тонко и глубоко чувствовать, чем живут ребята, что волнует их, о чем они мечтают.

Учесть все особенности различных читательских возрастов, начиная от дошкольного и кончая старшим школьным, можно лишь на основе глубокого знания жизни, на основе знания советской педагогической науки.

Изучение особенностей детской литературы поможет устанавливать более точные критерии при оценке произведений для детей, определять принципы отбора книг для детского чтения, творчески разрабатывать теорию советской детской литературы как составную часть общей теории советской литературы.

***

В детской литературе очень важно, что и как показывать детям. Поэтому особые задачи её нужно видеть и в известном своеобразии содержания книг для детей, и в особенностях художественной формы, художественного мастерства.

Нельзя не напомнить чудесные слова В. Г. Белинского, что для образования детского писателя «нужна душа благодатная, любящая… ум возвышенный, образованный, взгляд на предметы просветленный, и не только живое воображение, но и живая, поэтическая фантазия, способная представить всё в одушевленных, радужных образах. Разумеется, что любовь к детям, глубокое знание потребностей, особенностей и оттенков детского возраста есть одно из важнейших условий».

Писатель, пишущий для детей, должен помнить, что жизненный опыт ребенка иной, чем у взрослого, что психология взрослого и психология ребенка не одна и та же, что восприятие ребенка существенно отличается от восприятия взрослого человека.

Это отнюдь не значит, что писателю следует приспосабливаться к ребенку, «опускаться» до него. Уважение к читателю подсказывает чуткому и умному писателю, в чем «тайна» создания книги для ребенка, что значит, говоря словами Горького, писать о том же, но иначе.

Как долго живет, переходя из поколения в поколение, книга Б. Житкова «Что я видел». Когда писателя спросили, почему его книга так обширна, он ответил: «А потому, что она про «почему».

Книга для ребят должна отвечать на огромное количество детских «почему?». И Житков отвечает на них занимательно и умно. Взрослых в книге интересует Алешка, а детей — то, что интересовало самого Алешку, ибо читатель-ребенок отождествляет себя с Алешкой-«почемучкой». Это сделало произведение Житкова подлинно художественным и безусловно детским.

Но писателю надо не просто исходить из интересов детей, не просто становиться выразителем их чувств и впечатлений, ему надо направлять интересы детей, быть подлинным «инженером детских душ», каждой книгой решать главную задачу — помогать партии и государству воспитывать «бесстрашных, бодрых, жизнерадостных, уверенных в своих силах, готовых преодолевать любые трудности бойцов за свободу и честь нашей Родины, за дело партии Ленина — Сталина, за победу коммунизма».

***

Дети страстно ищут в книгах пример для подражания, положительного героя, подобного тем героям, которых на каждом шагу выдвигает наша социалистическая действительность.

Герои детских книг выражают дела и мечты многих миллионов советских ребят.

Герой рассказа А. Гайдара «Пусть светит» — Ефимка ещё в годы гражданской войны мечтательно говорил своей матери: «…Отгрохает война — и заживем мы тогда по-новому. Тогда такие дома построят огромные… в сорок этажей. Тут тебе и столовая, и прачечная, и магазин, и все, что хочешь, — живи да работай. Почему не веришь? Возьмем да и построим. И над сорок первым этажом поставим каменную башню, красную звезду и большущий прожектор… Пусть светит!»

Сбылись мечты героя гайдаровской книги. Сбудутся мечты и героев книги Л. Воронковой «Алтайская повесть», детей нашего времени, которые мечтают, глядя на горы родного Алтая:

«Склоны отлогие, солнечные. Лес. Вода… Почему бы здесь не цвести большим садам?.. Что там, в их недрах? Может, там скрыты чистые кристаллы аметиста и хрусталя, может залегает руда?.. Кто знает, какие ещё богатства хранятся здесь, на их школьной заимке у Кологоша… Разузнать бы! Разведать бы!.. Сколько работы на свете, интересной и нужной».

Так мечтательно, уверенно и гордо смотрят в наш завтрашний день полные желания узнавать, разведывать, строить герои детских книг и живые юные герои, для которых эти книги пишутся.

И в этом немалая заслуга и тех, кто с любовью учит и воспитывает детей в школах и тех, кто так же вдохновенно и с любовью отдает свои силы большому и благородному делу создания в нашей стране самой идейной, самой передовой в мире литературы для детей.

Л. ДУБРОВИНА.

2
Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
5 1 голос
Рейтинг статьи

Просмотров: 49

+1

Spread the love
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 15
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    15
    Поделились
Previous Article
Next Article
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Переводчик Google

поддержка

Последние сообщения на форуме

Большевики и возрождение науки Заседание комиссии ГОЭЛРО. 1920 год Организация науки в пер … Читать далее
Общественно-экономические формаци … Общественно-экономические формации как ступень становления всемир … Читать далее
О буржуазных войнах...  ...Никакого будущего у капитализма нет, поэтому бойня … Читать далее

Авторы

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
%d такие блоггеры, как: