Хозрасчет в СССР. Пример Горьковского автозавода (ГАЗ)

Spread the love
  • 47
  •  
  •  
  •  
  • 9
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    56
    Поделились

Мы думаем, что публикуемая ниже статья из журнала «Автомобильная и тракторная промышленность» № 11 за 1954 год, с.1-4, будет небезинтересна нашим читателям, интересующимся советской историей и советской плановой экономикой. В этой статье на примере одного из крупнейших советских заводов — Горьковского автозавода, который в те годы носил имя В.М.Молотова, показывается, как действовала ныне почти уже забытая, к сожалению, социалистическая плановая экономика в сталинском СССР и, в частности, одна из важнейших ее частей — система хозяйственного расчета, какими методами экономились необходимые для производства сырье и материалы, уменьшались издержки производства, и следовательно, снижалась себестоимость производимой продукции, а также начислялись премии работникам завода, труд которых непосредственно позволял добиваться этих результатов.

Хозрасчет в органах снабжения Горьковского автозавода имени Молотова

П.  Т.  УВАРОВ, Горьковский автозавод имени Молотова

Развитие народного хозяйства нашей страны ставит серьезные задачи по дальнейшему улучшению матери­ально-технического снабжения промышленности. Эти задачи состоят не только в своевременном и комплектном обеспече­нии материалами предприятий, но и в создании устойчивой финансово-экономической основы снабжения.

Материальные затраты занимают очень большую величину в себестоимости продукции машиностроения. В связи с этим исключительное значение приобретают вопросы укрепления и расширения хозяйственного расчета в органах снабжения. Бо­гатый опыт в этой области накоплен Горьковским автозаводом имени Молотова. Хозрасчетом на заводе охвачены все звенья органов снабжения, обеспечивающих цехи металлом, деталями смежных производств, автонормалями, абразивами, лесом и техническими материалами. За пять лет работы на хозрасчете органы снабжения завода сэкономили свыше 40 млн. руб., в 2 раза ускорили оборачиваемость  оборотных средств.

Хозрасчетом охватываются такие участки работы, как реа­лизация материальных фондов и выполнение программы за­готовок; составление смет заготовительных и прочих расходов отделов снабжения, а также плановой себестоимости загото­вок; контроль за складскими запасами материалов, за пра­вильностью их хранения и за отпуском материалов в произ­водство в соответствии с утвержденными нормами расхода и производственной программой.

Планирование работы отделов снабжения и их заготови­тельных участков в разрезе перечисленных показателей осу­ществляют соответственно производственный, плановый и фи­нансовый отделы завода. Материальные фонды планируются ми­нистерством по заявкам отделов снабжения, а контролируют­ся непосредственно органами снабжения завода.

Внутри отделов снабжения планирование ведется плановыми бюро, которые, исходя из установленного квартального плана завоза материалов по фондам, составляют каждой снабженческой конторе и каждому заготовительному участку наряд-заказ — основной хозрасчетный документ в их работе.

Хозрасчетные конторы обеспечивают производство определёнными видами материальных ресурсов. Они имеют свои склады и производственно-заготовительные участки, а также оперативно-заготовительные группы и бухгалтерию.

Экономическая деятельность отделов снабжения, их контор и участков контролируется системой внутризаводских цен на ма­териалы и услуги. Внутризаводские цены на материалы под­разделяются на плановые и прейскурантные. Плановые цены объединяют покупные цены и заготовительные расходы и при­меняются при расчете финансово-экономических планов. Прей­скурантные цены положены в основу действующей номенклату­ры внутризаводского ценника и служат для расчетов с постав­щиками завода за приобретенные материалы, а также с це­хами за отпущенные материалы на производство.

Результаты хозяйственной деятельности отделов снабжения по данным хозрасчетных контор и участков отражаются в отче­те, составной частью которого является приведенный ниже жур­нал заготовления материалов. В последнем отражается полная себестоимость приобретенных материалов (в журнале и ниже­приведенных таблицах даны примерные цифры).

12Главным экономическим показателем в отделах снабжения являются заготовительные расходы, смета (табл. 1) по ко­торым утверждается плановым отделом. Эти расходы состоят из стоимости тарифа всех видов транспорта, тары и упаков­ки, услуг контор главснаба министерства, погрузо-разгрузочных работ и прочих расходов.

3Планирование заготовительных расходов вначале велось на 1000 руб. покупной — фактурной стоимости материалов, но затем план этих расходов начал рассчитываться и утверж­даться в дифференцированной форме. Расходы устанавлива­лись поэлементно по малотоннажным материалам на 1000 руб. фактурной стоимости и по многотоннажным на 1 т. оприхо­дованного груза (см. вышеприведенные журнал заготовления материалов и смету заготовительных расходов).

Этот метод планирования заготовительных расходов потре­бовал изменения бухгалтерского учета и усиления внимания работников снабжения к экономической деятельности контор и участков.

С первых же месяцев было выявлено, что фактический же­лезнодорожный тариф на каменный уголь и металлы значи­тельно превышает плановый. Оказалось, что вопреки уставу и тарифному руководству железная дорога при перевозке донецкого угля и металлов применяла исключительные та­рифы.

Министерство путей сообщения упорядочило расчеты по же­лезнодорожным тарифам, что позволило отделам снабжения завода снизить заготовительные расходы на 4 млн. руб. в год.

Были выявлены также отклонения по железнодорожному та­рифу и на перевозке печорских каменных углей. Поставщик заполнял вагоны углем не до полной вместимости, недогружая в них 0,5—2 т, что приводило к переплате тарифа от 25 до 100 руб. за каждый вагон. Завод взыскал с поставщика око­ло 250 000 руб. за год и этим ликвидировал недогруз ваго­нов углем.

Большая работа проведена по выявлению недогрузов ме­таллов. Проверке на железнодорожных весах в отдельные месяцы стало подвергаться до одной трети поступающего ме­талла, что позволило взыскать с поставщиков сотни тысяч рублей за недогруз и обеспечило в дальнейшем полную за­грузку вагонов металлом.

Контроль заготовительных расходов уточненным планом обеспечил резкое сокращение дорогостоящих перевозок. Со­здание комплектных запасов по кабельной продукции и про­водам позволило сократить расходы на авиационные перевозки с 563 000 руб. в 1953 г. до 10 000 руб. в первом полугодии 1954 г.

В значительной степени сокращены расходы по автомобиль­ным перевозкам. Этому способствовало увеличение контейнер­ных отгрузок, закрепление за местными базами определенных шоферов с машинами, а также взыскание с поставщиков услуг по транспортировке текстиля и других материалов. Известно, что цены на текстиль и некоторые другие материалы установ­лены франко станция назначения и транспортные расходы должны относиться за счет поставщиков. Однако, перевозя эти материалы на своих машинах, завод раньше не взыскивал с поставщиков стоимости оказываемых им услуг.

Существенным источником экономии явилось упорядочение возврата и использование тары и упаковки.

По инициативе завода Министерством химической промыш­ленности был пересмотрен порядок расчета за металлическую тару. При получении лакокрасок в таре поставщиков завод оплачивает последнюю по полной цене, а возвращает с уцен­кой до 25%. Таким образом, при четырехкратном обороте стои­мость тары целиком погашается за счет завода, хотя эксплуа­тируют эту тару в равной степени и поставщики.

В связи с этим работники снабжения предложили устано­вить специальную градацию цен на тару по ее обороту, что принято Министерством химической промышленности. Проведе­ние этого мероприятия обеспечит снижение заготовительных расходов, не менее чем на 3 млн. руб. в год.

Много внимания уделяется отделами снабжения использова­нию тары, не подлежащей возврату. На заводе создан специальный участок, который изготовляет ящики из упаковочного теса и старой деревянной тары. В эти ящики упаковываются запасные автомобильные части.

Вторично используется деревянная и картонная тара из-под автонормалей и деталей смежных производств, упаковка из-под текстиля расходуется как обтирочный материал и т. д.

В общей сложности от использования невозвратной тары отделы снабжения ежегодно экономят более 1 млн. руб.

Немалый удельный вес в экономике снабжения завода зани­мают общезаводские и цеховые расходы, устанавливаемые от­делам снабжения плановым отделом.

Сметой общезаводских расходов предусматривается содер­жание складского хозяйства и аппарата снабжения, сметой цеховых расходов предусматриваются транспортные услуги по доставке материалов цехам.

Цеховые расходы утверждаются одновременно и цехам, и отделам снабжения. В зависимости от фактических затрат по доставке материалов отделы снабжения ежемесячно предъ­являют каждому цеху соответствующее авизо, и транспортные услуги отражаются на себестоимости продукции, выпускаемой тем или иным цехом.

Конторам цеховые расходы планируются по всем статьям, а общезаводские — только по тем статьям, которые зависят от деятельности контор. В частности, планируются расходы по командировкам, по содержанию и ремонту зданий, помеще­ний и механизмов, по погашению износа и ремонту хозинвентаря, по спецодежде.

Обязательным элементом плана является заработная плата рабочих, которая в заготовительных расходах составляет при­мерно 39%, в цеховых 11% и в общезаводских 50% общего фонда заработной платы рабочих отдела снабжения.

Для сокращения накладных расходов в отделе технического снабжения объединены на правах контор (бюро) стройснаб, топснаб и отдел вспомогательных производств.

Большое значение при хозрасчете отделов снабжения приоб­ретают хозяйственные договоры и проверка выполнения соблюдения их условий. За несвоевременную и некачественную по­ставку материалов отделы снабжения завода взыскивают с по­ставщиков пени и неустойки в размере 5—8 млн. руб. в год. Это не только не портит взаимоотношений с поставщиками, чего нередко боятся некоторые хозяйственники, но, напротив, укрепляет деловые связи с ними и позволяет сократить дефи­цит материалов. К металлургическому заводу «Запорожсталь» завод предъявил двухмиллионную санкцию за нарушение ассортимента и несвоевременную поставку металла. Взыска­ние этого штрафа заставило поставщика и потребителя согла­совать с Главметаллосбытом новый порядок оформления за­каза на поставку металла.

Если раньше в заказе приводилась полная спецификация металла на каждый стан, то теперь заказ оформляется Глав­металлосбытом укрупнённо, без указания размеров. В связи с этим спецификацию на каждый стан по размерам автозавод стал представлять непосредственно заводу «Запорожсталь», ми­нуя Главметаллосбыт.

Ликвидация излишней инстанции приблизила потребителя к поставщику, помогла оперативнее решать вопросы ассортимент­ной поставки и ликвидировала массовые недогрузы металла.

Дополнительные источники экономии можно получить от со­гласования с поставщиками расчетных цен и контроля за пра­вильностью их применения.

До введения единого прейскуранта на шариковые подшипни­ки расчеты с поставщиками производились по калькуляциям, которые долгое время не пересматривались и не отвечали эко­номике текущего периода. Поездка представителей управле­ния смежных производств автозавода на подшипниковые за­воды ускорила пересмотр и уточнение калькуляций на подшип­ники, вследствие чего стоимость поставки подшипников была снижена на 17 млн. руб. в год.

Уточнение калькуляций на кубики для штампов в резуль­тате выезда работников металлоснаба автозавода на заводы-поставщики снизило затраты по этим деталям на 450 000 руб.

Благодаря пересмотру калькуляций на пошив спецодежды и обтирочных салфеток с артелями промкооперации стоимость этих материалов была снижена на 100 000 руб.

Длительное время предприятия кооперативной промышлен­ности уклонялись от предоставления заводу торговых скидок за спецодежду под тем предлогом, что прейскуранты рознич­ных цен предусматривают их якобы лишь для торгующих ор­ганизаций. Министерство торговли СССР разъяснило, что при отпуске товаров рыночного фонда поставщики должны предо­ставлять заводу торговые скидки в размерах, установленных прейскурантами розничных цен для торгующих организаций. На этом основании с предприятиями промкооперации были осуществлены перерасчеты, и завод взыскал с них более 218 000 руб. Свыше 311 000 руб. было взыскано с горьковской производственной артели «Автозаводский швейник», про­изводящей из материалов завода брезентовые тенты к автомо­билям. По согласованной калькуляции тенты должны шиться из брезента артикул 385, фактически для этого использова­лись более дешевые артикулы. Артель же выписывала счета за тенты по старой завышенной калькуляции, ввиду чего и образовалась переплата.

При расчетах за вельветон Егорьевский меланжевый комби­нат применял наценку 0,6% в пользу Главтекстильсбыта, которая взималась не в соответствии с прейскурантом, а на ос­новании указаний Главтекстильсбыта. Решением Государствен­ного арбитража взимание наценки было признано незаконным, и переплаченные суммы были возвращены заводу.

К строгому соблюдению принципов хозрасчета и правиль­ному ведению хозяйства приучает работников снабжения дей­ствующая на автобазе система внутризаводских штрафов. Эта система предусматривает материальную ответственность за брак и замену материалов, за несвоевременную подачу их, за простой вагонов и автомобилей, за нарушение срока воз­врата тары, за невыделение автомашин и железнодорожных платформ.

Кроме того, правая сторона может взыскать с виновной в порядке штрафа и все другие документально доказанные убытки.

Размеры внутризаводских штрафов устанавливаются в зави­симости от понесенных убытков. Например, за невыделенный или неиспользованный вагон или машину отделы снабжения и транспортные цехи завода платят потерпевшей стороне 50— 100 руб., за несвоевременный возврат тары виновные штрафу­ются в размере пятикратной ее стоимости и т. д.

Расчеты по внутризаводским штрафам производятся путем выставления авизо виновной стороне не позднее  15-го числа,  следующего за отчетным месяца. Непредъявленные в этот срок штрафы механически аннулируются. Споры по штрафам разрешаются хозрасчетной комиссией завода в течение 10 дней после выставления авизо.

Учитываются внутризаводские штрафы внесистемно. Взима­ние штрафов принимается во внимание при оценке работы цехов и отделов, а выплата штрафов исключается из эконо­мии по другим показателям.

Система внутризаводских штрафов действует на заводе свыше 10 лет. Достоинство ее заключается в том, что поне­сенные убытки доводятся до звеньев, виновных в их возник­новении, и штрафы таким образом оказывают прямое воздей­ствие на конкретных виновников ущерба, заставляя их улуч­шить работу в дальнейшем.

Система внутризаводских штрафов позволяет в значитель­ной степени сократить непроизводительные расходы и вну­тризаводские потери.

При увеличении грузопотока в 1,5—2 раза штрафы за простой транспорта сверх нормы были сокращены на 25—30%; этому способствовали внедрение механизации на складах, утверждение ответственных лиц за эксплуатацию транспорта, введение специальных журналов учета использования машин и вагонов.

Для слива жидких химикатов была установлена новая механическая система, а на погрузке кокса и чугуна приме­нены железнодорожные краны с грейфером и магнитной шайбой. Использование железнодорожных кранов не только сни­зило простои вагонов под погрузкой и разгрузкой, но и вы­свободило 27 грузчиков.

В несколько раз снизились штрафы за несвоевременный воз­врат тары поставщикам. На заводе создан специальный склад тары из-под лакокрасок, введен порядок отпуска тары цехам по сертификатам вместо требований, что усилило контроль и ответственность за своевременным ее возвратом.

Резко сократились потери дорогостоящих материалов, при­чем борьба за ликвидацию этих потерь способствовала внед­рению в производство экономичных заменителей.

На протяжении ряда лет при цементации стальных дета­лей применялся нефтяной карбюризатор. При повышенном рас­ходе и высокой стоимости его он не обеспечивал требуемого качества цементуемых деталей и поэтому был заменен торфя­ным карбюризатором. Расход торфяного карбюризатора в 2 ра­за меньше, он в 1,5 раза дешевле и значительно качествен­нее нефтяного. Внедрение этого заменителя дало заводу эко­номию более 3 млн. руб. в год.

Около 4 млн. руб. экономии получено от замены масляного крепителя безмасляным и ковровой дорожки одного сорта ковровой дорожкой другого сорта.

Работники управления смежных производств заменили ко­жаные автомобильные сальники резиновыми, которые в 5 раз дешевле и обладают большей износостойкостью в эксплуата­ции. С целью быстрейшего внедрения этой замены заводом были изготовлены для поставщиков специальные прессформы. Частичный переход на резиновые сальники позволил сэконо­мить в первом полугодии 1954 г. 7 млн. руб. Полный переход на них сбережет заводу более 20 млн. руб. в год.

Значительная экономия получена от внедрения более рацио­нального раскроя материалов. Уменьшение ширины заготовки лонжерона для рамы грузового автомобиля на 13 мм сберегло заводу 1 300 000 руб., а изменение раскроя сукна на обивке сидений автомобиля «Победа» — свыше 1 500 000 руб.

Применение мерных стальных листов вместо стандартных снизило затраты по металлу на  1 058 000 руб.

Хозрасчет в значительной степени укрепил финансовое по­ложение отделов снабжения и завода в целом. Важную роль сыграла организация четкого планирования оборотных средств и строгого нормирования материальных запасов.

Оборотные средства планируются не только отделам снаб­жения, но и каждой их конторе, каждому производственно­му цеху завода. Для цехов переходящие запасы материалов устанавливаются в зависимости от условий производства, а для отделов снабжения — по устойчивым  нормам.

Важным источником ускорения оборачиваемости оборотных средств явилось систематическое корректирование материаль­ных норм расхода и выделенных фондов.

Установившийся тесный деловой контакт между отделами снабжения и бюро материальных нормативов технологического отдела завода позволяет производить эти коррективы каждый квартал.

По данным складского отпуска отделы снабжения составля­ют  ведомость   несоответствий    материальных    норм   расхода фактической выдаче материалов цехам. Ведомость представ­ляется в бюро нормативов, которое на основании ее прове­ряет и изменяет нормы расхода. По измененным нормам от­делы снабжения пересчитывают потребность в том или ином материале и корректируют выделенные фонды.

Строгое нормирование оборотных средств, использование различных источников ускорения их оборачиваемости обеспе­чивают планомерное развитие производства и неуклонное уве­личение выпуска продукции с меньшими затратами.

Кроме норматива переходящих запасов на базе финансового плана, конторам отделов снабжения устанавливается месячный лимит расходов (табл. 2). По этому лимиту бухгалтерия ежедневно контролирует поступление материалов по счетам поставщиков, ведя регистрацию их сумм нарастающим итогом.

4При израсходовании лимита расходов до окончания месяца бухгалтерия извещает руководство отдела снабжения, что ма­териалы завозятся сверх выделенных фондов. Если сверхфондовая поставка производится не по требованию завода, руко­водство отдела снабжения отказывается оплачивать счета, при­учая, таким образом, к финансовой дисциплине неаккуратных поставщиков.

Оценке хозрасчетной деятельности отделов снабжения и рас­пределению премий сопутствует строгий учет всех показателей работы. В отделах снабжения широко распространена система аналитического учета.

В аналитическом учете, базирующемся па месячных бух­галтерских и оперативных отчетах, заложен метод сравнимо­го анализа, что позволяет судить не только о количественном, но и о качественном выполнении норм, планов и заданий.

Например, в отчете о реализации материальных фондов вме­сте с основными графами «Фонд», «Реализация фонда» и «Процент реализации фонда» предусмотрены сравнимые графы «Недореализация фонда» и «Реализация сверх фонда», отра­жающие сумму и процент к  фонду тех  материалов,  по которым в отчетном периоде произошел недогруз или пере­груз.

Аналогично построен и отчет о запасах материалов. Наряду с обязательными графами «Норматив запаса» и «Фактическое наличие материалов» в него введены сравнимые графы «По­требность» и «Расход».

И так по каждому показателю.

Аналитические отчеты, сосредоточенные в единой книге ана­литического учета, которую ведет плановое бюро, наглядно характеризуют положение дел в отделе снабжения, позволяют хозяйственному руководству исследовать пройденное и ориен­тироваться в перспективе.

В разрезе хозрасчетных показателей установлен порядок отчетности.   Конторы   и участки    отчитываются    перед  отделами снабжения, а отделы снабжения, имеющие законченные материальные ба­лансы, отчитываются, в свою очередь, перед функциональными отделами.

На основании отчетов по представле­нию заводской хозрасчетной комиссии оценивается хозяйственная деятельность отделов снабжения и директором завода утверждается премиальный фонд. Оцен­ка деятельности контор и премирование каждого работника по представлению хозрасчетной комиссии отдела снабже­ния производится по распоряжению на­чальника этого отдела.

До 1952 г. стимулирование по хозра­счету производилось из фонда премиро­вания за выполнение и перевыполнение производственных планов и снижение себестоимости продукции. За каждый сэкономленный рубль отделам снабже­ния начислялась премия по накладным и   заготовительным   расходам   от   7  до 13 коп. и по внешним и внутренним штрафам 3 коп. С 1953 г. параллельно с указанным положением вступило в действие положение о премировании за получение сверхплановой эконо­мии, премия по которому начисляется отделам снабжения вместе с отделами заводоуправления по показателям работы завода с последующей дифференциацией.

По положению о премировании за сверхплановую экономию отделам заводоуправления отчисляется до 7,5% сверхплановой экономии, полученной заводом. Из этого фонда отделы снаб­жения получают примерно пятую  часть.

Премия по хозрасчету начисляется отделам снабжения при наличии у них экономии по приведенным выше показателям и при условии реализации ими материальных фондов и соблю­дении норматива оборотных средств.

Заготовительные участки отделов снабжения премируются по хозрасчету наравне с производственными цехами соответствую­щих категорий.

Пятилетний опыт работы отделов снабжения показывает, что хозрасчет жизненно необходим не только в производственных цехах, но и в органах материального снабжения.                                                                                                                                                                                                                                                                                   источник

2
Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
5 1 голос
Рейтинг статьи

Просмотров: 186

+1

Spread the love
  • 47
  •  
  •  
  •  
  • 9
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    56
    Поделились
Previous Article
Next Article
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Переводчик Google

поддержка

Последние сообщения на форуме

Искусство побеждать Центральное место в принижении фальсификаторами Великой Победы о … Читать далее
СОЦИАЛИЗМСОЦИАЛИЗМ. ОТЛИЧИЕ НАСТОЯЩЕГО СОЦИАЛИЗМА ОТ ПСЕВДО СКАНДИНАВСКОГО. … Читать далее
Сталин и Победав годы войны Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) и Председатель Совет … Читать далее

Авторы

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
%d такие блоггеры, как: