Перейти к верхней панели

О движущих силах развития социалистического общества

Spread the love
  • 78
    Поделились

 Статья тов. Ф. В. Константинова «О движущих силах развития социалистического общества» впервые была опубликована в журнале «Вопросы философии», 1949 г., № 3, стр. 43-64. Мы считаем, что она будет полезна сегодня нашим читателям, поскольку в ней с марксистских позиций хорошо разъясняются природа и суть таких известных явлений советской действительности как «дружба народов», «морально-политическое единство советского общества», «советский патриотизм», «критика и самокритика», без понимания которых невозможно понять и социалистическое общество в целом. А без понимания что такое социализм будет невозможно найти путь к его восстановлению

О движущих силах развития социалистического общества

Под руководством партии Ленина — Сталина в Советской стране создано новое, ещё не видан­ное в истории, социалистическое об­щество. Этому обществу свойствен­ны новые закономерности и движу­щие силы развития, обусловливаю­щие его ускоренное движение по пути исторического прогресса к ком­мунизму.

Выяснение природы и характера этих движущих сил представляет од­ну из главных проблем теории социа­листического общества. Проблема эта по своему объёму уже общей проблемы закономерностей развития социалистического общества, но по внутреннему существу она тожде­ственна с ней, однопорядкова. Ко­ренные движущие силы развития социалистического общества являют­ся одновременно и закономерностя­ми его развития.

В самом деле, что такое «движу­щие силы развития общества» с точ­ки зрения исторического материализ­ма? Очевидно, это прежде всего те наиболее глубокие причины, которые определяют ход общественного раз­вития, структуру общества, характер общественного строя и переход от одной общественно-экономической формации к другой. Движущие силы развития общества — это те причи­ны, которые приводят в движение огромные массы людей, целые наро­ды, общественные классы.

Как известно, идеалисты всех ма­стей решающей и определяющей дви­жущей силой истории считают идеи, сознание, общественные, политиче­ские теории. Исторический материа­лизм видит эту решающую, опреде­ляющую силу исторического развития в условиях материальной жизни общества.

Фридрих Энгельс указывал, что исторический материализм — это та­кой «взгляд на ход всемирной исто­рии, который находит конечную при­чину и решающую движущую силу всех важных исторических событий в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда рас­падении общества на различные классы и в борьбе этих классов меж­ду собою»[1].

Таким образом, главными, опреде­ляющими движущими силами разви­тия общества являются изменения способа производства и, поскольку речь идёт об антагонистических общественных формациях, а также о переходном периоде от капитализма к социализму, борьба классов.

Антагонистическое противоречие, конфликт между современными про­изводительными силами и капитали­стическими производственными отно­шениями и возникающая на этой основе непримиримая классовая борьба пролетариата против бур­жуазии — это главные силы, опреде­ляющие движение капиталистиче­ского общества. Эти силы ведут к гибели капитализма и неизбежной победе социализма.

Маркс и Энгельс, создавая истори­ческий материализм, как науку о за­кономерностях и движущих силах общественного развития, опирались на анализ антагонистических общественно-экономических формаций и в особенности капитализма.

Ленин и Сталин, развивая дальше исторический материализм, основы­вались на изучении явлений, харак­теризующих закономерности и дви­жущие силы нисходящего развития капитализма, монополистического ка­питализма, а также на изучении за­кономерностей и движущих сил раз­вития нового, социалистического об­щества.

Ленин имел возможность дать ана­лиз движущих сил развития нового общества лишь в период его зарож­дения, становления, т. е. в переход­ный период от капитализма к социа­лизму. Товарищ Сталин, продолжая дело Ленина, дал теорию уже сло­жившегося и победившего социа­листического общества с его новыми, вполне сложившимися закономерностями и движущими силами разви­тия.

В трудах товарища Сталина пока­зано, как в условиях социалистиче­ского общества действуют общие за­кономерности и движущие силы раз­вития, свойственные всем фазам общественного развития, всем обще­ственно-экономическим формациям, и в то же время дан глубочайший анализ того, как эти общие законо­мерности в условиях социализма про­являются по-особому, в соответствии с новой природой способа производ­ства, как в условиях социалистиче­ского общества возникают каче­ственно новые закономерности и движущие силы развития, присущие только социалистическому обществу.

Социалистический способ производ­ства — экономический фундамент советского общества.

В своей классической работе «О диалектическом и историческом материализме», отвечая на вопрос: в чём же «состоит та главная сила в системе условий материальной жизни общества, которая определяет физиономию общества, характер об­щественного строя, развитие обще­ства от одного строя к другому?» — товарищ Сталин пишет:

«Такой силой исторический мате­риализм считает способ добы­вания средств к жизни, необходимых для существования людей, способ производства материальных благ…»[2].

Относится ли это основное поло­жение исторического материализма и к социалистическому обществу? Безусловно, относится.

Совершенно ясно, что и развитие социалистического общества в конеч­ном счёте определяется развитием производительных сил, развитием со­циалистического способа производ­ства. Социалистический способ про­изводства есть экономический фунда­мент социалистического общества.

И. В. Сталин учит, что социоло­гические законы имеют «отношение ко всем фазам общественного раз­вития»[3].

Установленный историческим ма­териализмом закон об определяющей роли способа производства в разви­тии общества относится именно к та­ким общим законам. Структура социалистического общества, природа его классов, наций, взаимоотношения между классами социалистического общества, а также между социали­стическими нациями определяются именно природой социалистического способа производства.

Морально-политическое единство советского общества могло возник­нуть и превратиться в могучую дви­жущую силу общественного разви­тия только на почве социалистиче­ского способа производства, осно­ванного на общественной собствен­ности на средства производства, на отсутствии эксплуатации человека человеком.

Советский патриотизм и дружба народов возникли ещё до полной победы социалистического способа производства, но развернулись они в полной мере как движущие силы развития советского общества лишь на основе безраздельного господ­ства социалистического способа про­изводства.

Способ производства и в условиях социализма является экономическим фундаментом общества, а социали­стическое государство, советское пра­во, господствующие в СССР формы социалистического общественного со­знания (коммунистическая мораль, советская наука, литература, искус­ство, вся советская социалистическая идеология в целом) являются надстройкой над социалистическим эко­номическим базисом.

Правда, социалистическое госу­дарство — это политическая над­стройка особого рода, играющая в отношении социалистической эконо­мики совершенно иную, особую роль, в корне отличную от той роли, кото­рую играет буржуазное государство в отношении капиталистической эко­номики. Социалистическое государ­ство само выступает в качестве орудия созидания экономического бази­са социализма. Но при всём этом и советское государство остаётся над­стройкой над экономическим бази­сом. Без адекватного ему экономического базиса, без прочного эконо­мического фундамента социалисти­ческое государство не могло бы дли­тельно существовать.

В докладе об итогах первой пяти­летки товарищ Сталин говорил, что основные задачи пятилетнего плана диктовались «соображением о том, что Советская власть не может дол­го держаться на базе отсталой про­мышленности, что только современ­ная крупная промышленность, не только не уступающая, но могущая со временем превзойти промышленность капиталистических стран, — мо­жет служить действительным и на­дёжным фундаментом для Советской власти.

Соображением о том, что Совет­ская власть не может долго базиро­ваться на двух противоположных основах, на крупной социалисти­ческой промышленности, которая уничтожает капиталистические элементы, и мелком единоличном крестьянском хозяйстве, которое порождает капиталистические элементы.

Соображением о том, что пока не подведена под сельское хозяйство база крупного производства, пока не объединены мелкие крестьянские хо­зяйства в крупные коллективные хо­зяйства, — опасность восстановления капитализма в СССР является самой реальной опасностью из всех воз­можных опасностей».[4]

В результате выполнения первой сталинской пятилетки, в результате индустриализации страны и коллек­тивизации сельского хозяйства был создан прочный экономический фундамент социалистического общества, социалистического государства.

Вместе с изменением экономиче­ского базиса изменилась и классовая структура советского общества, были ликвидированы капиталистические элементы в городе и в деревне. В соответствии с новой ступенью разви­тия советского общества изменились и основные задачи, стоящие перед социалистическим государством, из­менились и его функции.

Поскольку в СССР были навсегда уничтожены эксплуатация человека человеком и эксплуататорские клас­сы и подавлять стало больше некого, то в силу этого отмерла такая основная функция советского государства внутри страны, как функ­ция военного подавления. Вместо неё появилась новая функция советско­го государства — функция охраны социалистической собственности от воров и расхитителей народного доб­ра. Получила полное развитие и приобрела новое значение хозяй­ственно-организаторская и культур­но-воспитательная функция, став основной функцией социалистическо­го государства внутри страны. Со­хранилась полностью функция воен­ной защиты Советской страны от нападений извне.

В январе 1934 года, в докладе на XVII съезде ВКП(б), товарищ Сталин, подводя итоги деятельности коммунистической партии по руко­водству строительством социалисти­ческого общества, сказал:

«Факты говорят, что мы уже по­строили фундамент социалистическо­го общества в СССР и нам остаётся лишь увенчать его надстройками, — дело, несомненно, более лёгкое, чем построение фундамента социалисти­ческого общества»[5].

Это увенчание социалистического экономического фундамента над­стройками выразилось в дальнейшей демократизации советского социали­стического государства, в принятии Сталинской Конституции, ознамено­вавшей собой наиболее полный рас­цвет социалистической демократии, укрепление и расширение социаль­ной базы социалистического госу­дарства.

В связи с полной победой социали­стической системы хозяйства раскры­лись ещё большие возможности для творчества во всех областях жизни, для расцвета духовной культуры, для развития советской науки, со­ветского искусства, литературы.

Наша советская социалистическая интеллигенция ещё совсем молодая. В годы созидания фундамента со­циалистической экономики все си­лы её так же, как силы и гений всего советского народа, были на­правлены прежде всего на главное, решающее в тот период: на строи­тельство новых фабрик и заводов, каналов, железных дорог, на инду­стриализацию страны, на строитель­ство совхозов и колхозов, на дело обороны страны от внешних врагов.

Вместе с успешным решением этих насущных задач рос и преображался весь советский народ — творец всех сокровищ советской земли, созда­тель социалистического общества, а вместе с ним росла и его интелли­генция. И теперь, когда социализм полностью утвердился как в эконо­мике, так и во всём быту и в созна­нии людей, когда под руководством коммунистической партии успешно преодолеваются остатки буржуазно­го влияния на некоторые прослойки нашей интеллигенции, созданы все необходимые условия для небывало­го в истории духовного расцвета со­циалистического общества. Вдохнов­лённая партией Ленина—Сталина, подвигами героев — строителей ком­мунизма, — советская интеллигенция создаёт всё новые и новые сокрови­ща социалистической культуры.

Такова связь между развитием материальных, экономических основ социалистического общества, его экономическим фундаментом и по­литическими и идеологическими надстройками.

Может, однако, возникнуть вопрос: позволительно ли называть советское государство надстройкой, если оно возникло раньше, чем был создан со­циалистический способ производства, или, во всяком случае, до его полной победы?

Но, во-первых, советское государ­ство возникло вовсе не без эко­номических предпосылок. Рабочий класс — носитель пролетарской дик­татуры — сам является продуктом крупной промышленности. Без неё не было бы рабочего класса, а зна­чит, — и его диктатуры. Советское государство рождено социалистиче­ской революцией, экономической основой которой является, как ука­зывает товарищ Сталин, возникшее в недрах старого, капиталистического общества несоответствие производ­ственных отношений характеру про­изводительных сил. Разрешая эго несоответствие, превращая крупную промышленность, транспорт, банки, землю в общественную, всенародную собственность, советское государ­ство с самого начала создаёт для себя командные экономические вы­соты, на которые оно и опирается в дальнейшем в борьбе против капи­тализма, за социализм. Наличие та­ких командных высот в руках социалистического государства представ­ляло необходимое условие как само­го существования советского госу­дарства, так и успешного социали­стического преобразования экономи­ки страны.

А, во-вторых, на приведённое вы­ше возражение против определения советского государства как надстрой­ки можно было бы ответить, что ведь и социалистическая идеология (мар­ксизм-ленинизм) возникла до созда­ния социалистического способа про­изводства. А разве в силу этого в со­ветском обществе социалистическая идеология перестаёт быть идеологической надстройкой?

Первенство политики над экономикой в условиях переходного периода и в условиях социализма

Но если и в условиях социализма, в конечном счёте, развитие обще­ства, его движение вперёд обуслов­ливаются развитием производительных сил, социалистическим способом производства, то как же следует по­нимать важнейшее положение марксизма-ленинизма о первенстве по­литики над экономикой? Не противо­речит ли это положение закону об определяющей роли условий мате­риальной жизни общества и прежде всего определяющей роли способа производства?

Если нет противоречия, — а его, конечно, на деле нет, — то в каком же отношении находится положение марксизма-ленинизма о первенстве политики над экономикой с признанием определяющей роли спо­соба производства в развитии об­щества?

Наконец, как совместить коренное теоретическое положение историче­ского материализма об определяю­щей роли способа производства, экономического базиса с тем истори­ческим фактом, что советское госу­дарство, диктатура пролетариата, исторически возникло не на основе уже существовавшего социалистиче­ского способа производства, а в хо­де ломки буржуазных порядков, «в ходе экспроприации помещиков и капиталистов, в ходе социализации основных орудий и средств произ­водства, в ходе насильственной ре­волюции пролетариата».[6]

Опыт Великой Октябрьской социа­листической революции и социали­стического строительства в СССР подтвердил учение исторического ма­териализма о коренных причинах, вызывающих экономические, соци­альные и политические перевороты — социальные революции. Этот опыт подтвердил также учение истори­ческого материализма о том, что каждая общественно-экономическая формация имеет и свои особые, спе­цифические законы и движущие си­лы развития. Возникновение и раз­витие социалистического общества характеризуются новыми закономер­ностями, новым отношением между экономикой и политикой, между ба­зисом и надстройкой, между стихий­ностью и сознательностью.

Положение о первенстве политики над экономикой в условиях диктату­ры рабочего класса опирается на то общее положение марксизма, соглас­но которому из трёх форм классовой борьбы пролетариата: политической, экономической и теоретической — по­литическая борьба является главной формой классовой борьбы, которой должны быть подчинены все осталь­ные её формы.

Без разрешения политических за­дач, без завоевания диктатуры ра­бочего класса нельзя добиться экономического освобождения, уни­чтожения эксплуатации. Первенство политики над экономикой означает, что рабочий класс, стоящий у власти, должен подходить к решению всех экономических задач с точки зрения политической, с точки зрения необ­ходимости удержания и упрочения своей власти как решающего полити­ческого условия и главного орудия победы социализма.

Так как с завоеванием поли­тической власти рабочим классом классовая борьба не только не пре­кращается, а, наоборот, обостряется, принимая новые формы, то политика коммунистической партии и проле­тарского государства не может не иметь первенства над экономикой. Политика коммунистической партии решает исход борьбы между только что возникшим и в первое время ещё не окрепшим социализмом и сверг­нутым, но не добитым капитализ­мом, возрождающимся на базе про­стого товарного хозяйства.

Социалистическая экономика для своего возникновения, существования и развития нуждается в государ­ственном руководстве, в научно об­основанной хозяйственной политике, в государственном планировании, в организующей роли государства. Со­циалистическое хозяйство направляется в своём развитии народно­хозяйственным планом. Без этого единого, общегосударственного, об­щенародного управления, организа­ции, планирования социалистическое хозяйство существовать и развивать­ся не может.

Обосновывая решающее значение диктатуры пролетариата для победы социализма, товарищ Сталин пи­шет:

«Диктатура пролетариата есть орудие пролетарской революции, её орган, её важнейший опорный пункт, вызванный к жизни для того, чтобы, во-первых, подавить сопротивление свергнутых эксплуататоров и закре­пить свои достижения, во-вторых, до­вести до конца пролетарскую рево­люцию, довести революцию до пол­ной победы социализма. Победить буржуазию, свергнуть её власть ре­волюция сможет и без диктатуры пролетариата. Но подавить сопротив­ление буржуазии, сохранить победу и двинуться дальше к окончательной победе социализма революция уже не в состоянии, если она не создаст на известной ступени своего разви­тия специального органа в виде дик­татуры пролетариата, в качестве своей основной опоры»[7].

В противоположность капитали­стическому укладу социалистический экономический уклад не может воз­никнуть стихийно в лоне буржуазно­го общества, так как он основан на общественной собственности на сред­ства производства, на уничтожении эксплуатации человека человеком, на коренном разрыве со старыми об­щественными отношениями господства и подчинения.

Социалистический способ произ­водства предполагает насильствен­ное уничтожение капиталистической частной собственности на средства производства и сознательное руководство строительством новой эко­номики в масштабе всей страны.

Вот почему социалистическое го­сударство рабочего класса, его политика являются необходимым ре­шающим оружием уничтожения капитализма и необходимым поли­тическим условием возникновения социалистического способа производства, социализма в целом.

Возникнув в ходе социалистиче­ской революции, советское социали­стическое государство выполняет ор­ганизующую, мобилизующую, пре­образующую и направляющую роль в развитии экономики и всего общественного строя. Оно выступает как могущественная движущая сила раз­вития общества в период перехода от капитализма к социализму и от со­циализма к коммунизму. Диктатура рабочего класса, руководимая ком­мунистической партией, выступает как сила, обеспечивающая своей правильной, научно обоснованной по­литикой победу социализма над ка­питализмом.

Экономика переходного периода от капитализма к социализму представ­ляла собой борьбу между различны­ми экономическими укладами, преж­де всего борьбу между рождавшимся, но в первое время ещё не окрепшим социализмом, с одной стороны, и свергнутым, но не добитым капита­лизмом, — с другой. Эта борьба, про­исходившая по принципу «кто — ко­го?», была борьбой не на жизнь, а на смерть.

В этой борьбе рабочий класс опи­рался на мощь своего советского социалистического государства, источ­ник силы которого заключается в ру­ководстве коммунистической партии, её мудрой, дальновидной, научно об­основанной политике.

Самотёком, стихийно, без неприми­римой классовой борьбы с буржуазией, с капиталистическими элемен­тами, без непримиримой борьбы с агентурой буржуазии — синдикали­стами («рабочая оппозиция»), троц­кистами, зиновьевцами, бухаринцами, националистами и прочими врагами рабочего класса — социализм не мог победить.

В ходе строительства социализма не было ни одного вопроса, который не являлся бы предметом самой ост­рой борьбы между партией Ленина—Сталина и её врагами. Политика про­летариата в отношении крестьянства, новая экономическая политика (нэп), вопрос о профсоюзах, о единстве пар­тии, политика индустриализации страны, вопросы темпов индустриа­лизации, коллективизации сельского хозяйства, ликвидации кулачества как класса, национальная политика, наконец, вопрос о самой возможности победы социализма в нашей стра­не — по всем этим вопросам шла ожесточённая, непримиримая борьба большевистской партии и советского государства с врагами социализма внутри и вне партии.

От правильности политической ли­нии коммунистической партии, совет­ского государства в вопросах строи­тельства социализма в целом и в каждом из перечисленных выше во­просов, от настойчивого и упорного организационного, практического обеспечения этой политики на деле зависели судьбы социализма в на­шей стране.

Коммунистической партии под ру­ководством её великого вождя товарища Сталина пришлось вести борьбу на два фронта: против аван­тюристической, контрреволюционной политики троцкистов и зиновьевцев, игнорировавших законы обществен­ного развития, реальные отношения между классами, жизненную необходимость прочного союза пролетариата и крестьянства, навязывавших партии гибельную политику в отно­шении к крестьянству, в вопросе об индустриализации, авантюры в отно­шении кулачества и т. д. и т. п. Ещё в 1924 году товарищ Сталин гово­рил: «Не разбив троцкизма, нельзя добиться победы в условиях нэпа, нельзя добиться превращения нынешней России в Россию социалисти­ческую».[8]

Коммунистической партии при­шлось вести борьбу и против кулац­кой бухаринской буржуазной теории самотёка, теории мирного врастания капитализма в социализм, теории, отождествлявшей законы возникно­вения социализма с законами возник­новения капитализма.

Бухаринцы, правые оппортунисты игнорировали активную, преобразую­щую роль социалистического госу­дарства и коммунистической партии в развитии социалистического обще­ства, решающую роль субъективно­го фактора в обеспечении победы со­циализма.

Победа никогда не приходит сама. Её надо завоевать. После того как объективные условия налицо, ре­шающее значение приобретает субъ­ективный фактор, сознательная дея­тельность рабочего класса, широких народных масс в целом, организа­торская и вдохновляющая роль ком­мунистической партии и социалисти­ческого государства, вооружающих массы ясностью цели, перспективы, вносящих организованность, един­ство в действия, уверенность в победу.

Обе линии врагов народа — и троцкистов-зиновьевцев и бухаринцев — вели к реставрации капитализма.

«…Без непримиримой борьбы с бур­жуазными теориями на базе мар­ксистско-ленинской теории, — пишет товарищ Сталин, — невозможно до­биться полной победы над классо­выми врагами»[9].

Политическое руководство комму­нистической партии и её вождя И. В. Сталина всегда опиралось на точный и трезвый учёт объективной обстановки, реальных, объективных закономерностей общественного раз­вития и смело, решительно, револю­ционно использовало все возможно­сти для достижения победы социа­лизма, для решения назревших за­дач, подготовленных ходом разви­тия материальной жизни общества. Сила большевистского политическо­го руководства строительством со­циализма заключается в тесной свя­зи авангарда рабочего класса — коммунистической партии — с мас­сами.

«Искусство руководства, — учит товарищ Сталин, — есть серьёзное дело. Нельзя отставать от движения, ибо отстать — значит оторваться от масс. Но нельзя и забегать вперёд, ибо забежать вперёд — значит поте­рять связь с массами. Кто хочет ру­ководить движением и сохранить вместе с тем связи с миллионными массами, тот должен вести борьбу на два фронта — и против отстаю­щих и против забегающих вперёд»[10].

Разрабатывая политику коммуни­стической партии в вопросах инду­стриализации страны, в вопросах коллективизации сельского хозяй­ства и ликвидации кулачества как класса, коммунистическая партия, товарищ Сталин теоретически и практически решали вопрос о связи политики и экономики.

Генеральная политическая линия партии в вопросах индустриализации страны, упорная борьба за эту ли­нию, настойчивое осуществление её на деле, мобилизация вокруг этой линии всех сил народа политически и организационно обеспечили пре­вращение старой, экономически от­сталой, аграрной России в перво­классную индустриальную державу.

Победа социалистического спосо­ба производства в промышленности, социалистическая индустриализация страны послужили материальной ос­новой победы социализма в сель­ском хозяйстве. Сплошная коллекти­визация сельского хозяйства стала материальной основой ликвидации кулачества как класса, а вместе с тем и основой превращения трудя­щегося крестьянства из класса про­стых товаропроизводителей в социа­листическое, колхозное крестьян­ство.

При помощи голого насилия, с помощью одних лишь политических мероприятий, без предварительной подготовки экономических, матери­альных условий нельзя было ликвидировать самый многочисленный эксплуататорский класс — кулаче­ство.

Как известно, троцкистско-зиновьевская банда пыталась в 1926—1927 годах навязать партии авантюристи­ческую политику немедленного на­ступления на кулачество, когда ещё не было налицо необходимых экономических предпосылок, обеспечива­ющих успех этого наступления. Троц­кисты и зиновьевцы игнорировали реальные законы общественного развития, законы строительства социа­лизма, противопоставляли этим за­конам, напыщенные декламации.

«Наступление на кулачество есть серьёзное дело, — говорил товарищ Сталин в речи на конференции аграрников-марксистов. — Его нельзя смешивать с декламацией против кулачества. Его нельзя также смеши­вать с политикой царапанья с кула­чеством, которую усиленно навязы­вала партии зиновьевско-троцкистская оппозиция. Наступать на кула­чество — это значит сломить кула­чество и ликвидировать его, как класс. Вне этих целей наступление есть декламация, царапанье, пусто­звонство, всё что угодно, только не настоящее большевистское наступле­ние. Наступать на кулачество — это значит подготовиться к делу и ударить по кулачеству, но ударить по нему так, чтобы оно не могло больше подняться на ноги. Это и на­зывается у нас, большевиков, насто­ящим наступлением. Могли ли мы предпринять лет пять или года три назад такое наступление с расчётом на успех? Нет, не могли.

…Ну, а теперь? Как теперь обстоит дело? Теперь у нас имеется достаточная материальная база для того, чтобы ударить по кулачеству, сло­мить его сопротивление, ликвидиро­вать его, как класс, и заменить его производство производством кол­хозов и совхозов»[11].

Решающее значение для победы коммунизма правильной, марксист­ско-ленинской политики большевист­ской партии и социалистического государства доказано всем опытом строительства социализма в СССР.

Опираясь на созданную матери­альную основу, коммунистическая партия мобилизовала рабочий класс, трудящееся крестьянство против ку­лачества и в открытой классовой борьбе разгромила его, ликвидиро­вала как класс. Гибнущие, отмираю­щие классы, добровольно, без оже­сточённого сопротивления, без борь­бы не на жизнь, а на смерть, со сцены не уходят. Их надо, когда под­готовлены необходимые для этого материальные условия, ликвидиро­вать силой.

Какое значение для победы социа­лизма имеет политика, политическая борьба, революционная бдитель­ность, показывают факты раскрытия контрреволюционного троцкистско-зиновьевско-бухаринского заговора в 1936—1937 годах в СССР, раскры­тие реакционных фашистских загово­ров против государств народной де­мократии в Чехословакии в феврале 1948 года, в Венгрии (дело Миндсенти, затем дело Райка), в Болгарии (дело Трайчо Костова и К°, а перед этим Николы Петкова). Все эти фак­ты говорят о том, какую решающую роль для победы социализма имеют диктатура рабочего класса, её кара­тельные органы и органы разведки, как жизненно необходима революци­онная бдительность внутри партии, в народе.

Какие роковые последствия для судеб социализма может иметь за­хват руководства партией и госу­дарством предательскими, троцкист­скими элементами, агентами империалистических разведок, об этом свидетельствует факт фашистского переворота в Югославии.

После освобождения Югославии Советской Армией от германского и итальянского фашизма в Югославии, несомненно, были созданы необходи­мые условия для развития государ­ства народной демократии и построе­ния социализма при помощи СССР и в сотрудничестве с другими стра­нами народной демократии. Но так как руководство компартией и го­сударством Югославии оказалось в руках троцкистско-фашистской шай­ки Тито — Карделя — Ранковича, совершившей фашистский политиче­ский переворот, то Югославия ныне превращена в фашистское полицей­ское государство и включена в си­стему империализма, превращена в колонию американского империализ­ма, в военный плацдарм Англии и США на Балканах. (То же самое после смерти Сталина произошло и в СССР, где, правда, политический переворот не носил фашистский характер ввиду отсутствия в стране класса буржуазии, однако троцкистско-меньшевистская контрреволюционная политика привела в итоге в печальному результату — уничтожению социалистического строя и реставрации в стране капитализма. — прим. РП)

Опыт СССР учит, что даже после уничтожения эксплуататорских клас­сов, после победы социализма, пока существует враждебное капитали­стическое окружение, наличие мо­гучего социалистического государ­ства, его разведки, его армии, его мудрой, дальновидной внешней поли­тики, расстраивающей планы и коз­ни врагов, является необходимым условием существования и развития страны социализма.

Политика коммунистической пар­тии опирается на точный учёт по­требностей развития материальной жизни общества, на знание законов и движущих сил общественного раз­вития. Реальные законы и движу­щие силы развития для партии Ленина — Сталина — это не фетиши, не мистические, непознаваемые силы. Социальные законы, будучи познаны, используются нами для обеспечения победы коммунизма, в интересах коммунизма. Победа ра­бочего класса, победа социализма поэтому знаменует собой великий скачок из царства необходимости в царство свободы, вследствие чего необходимость перестаёт быть сле­пой, неосознанной; победивший ра­бочий класс, весь народ, руководи­мый марксистской партией, социали­стическим государством, подчиняют ранее стихийно действовавшие со­циальные законы, общественные си­лы своей власти, разумно использу­ют их в своих целях.

Выдающийся ученик товарища Сталина М. И. Калинин в 1929 году в речи на конференции аграрников-марксистов говорил: «…Основная за­дача вытекает из того, что мы из царства необходимости делаем пры­жок в царство свободы; в то время как прежде, мы стремились уловить законы стихийно развивающегося хозяйства, в настоящий момент мы стремимся стихийно развивающееся хозяйство подчинить своей воле. Мы вносим в это хозяйство строго опре­делённую плановость… До револю­ции ты предвосхищаешь, открыва­ешь законы, но на основании знания этих законов ты только помогаешь, как акушер, развитию исторического процесса, развитию классовой борь­бы, мобилизуешь и двигаешь в бой против капитала массы пролетариа­та и трудящихся. В настоящее время мы поднялись на более высокую сту­пень: мы хотим построить и мы стро­им новый мир»[12]. После того как этот новый мир уже построен, развитие общества перестало носить стихий­ный характер, историческая необхо­димость перестала выступать как слепая, чуждая и враждебная нам сила.

Политика коммунистической пар­тии означает сознательное руковод­ство социалистическим обществом. Эта политика потому является жиз­ненной основой социалистического общества, что она, опираясь на по­требности развития материальной жизни советского общества, обеспечивала и обеспечивает его поступа­тельное развитие. Коммунистическая партия, её политика никогда не от­рывались от реальных потребностей развития материальной жизни обще­ства. Коммунистическая партия в своей политике всегда неизмен­но руководствовалась и руковод­ствуется теоретическим и политиче­ским принципом, сформулированным товарищем Сталиным:

«…Чтобы не ошибиться в политике и не попасть в положение пустых мечтателей, партия пролетариата должна исходить в своей деятельно­сти не из отвлечённых «принципов человеческого разума», а из конкрет­ных условий материальной жизни общества, как решающей силы об­щественного развития, не из добрых пожеланий «великих людей», а из реальных потребностей развития ма­териальной жизни общества…

Сила и жизненность марксизма-ленинизма состоит в том, что он опи­рается в своей практической деятель­ности именно на потребности разви­тия материальной жизни общества, никогда не отрываясь от реальной жизни общества»[13].

Таким образом, условия матери­альной жизни общества являются решающей силой общественного раз­вития; они, эти условия, определяют содержание и направление политики. Но политика коммунистической пар­тии не есть пассивное отражение ус­ловий материальной жизни, она является активной, организующей, направляющей силой.

Коммунистическая партия всегда до конца использует все реальные возможности, рождаемые новым, со­ветским общественным строем, ак­тивностью трудящихся масс, творчеством миллионов. В своей деятель­ности, в своей политике коммунисти­ческая партия опирается на исполь­зование движущих сил развития со­ветского общества; она всегда учитывала и учитывает могучую мо­билизующую, организующую и пре­образующую роль передовых обще­ственных идей — идей марксизма-ленинизма, идей социализма, коммунизма, — силу и значение передо­вых политических учреждений, пре­жде всего советского государства, роль партийной организации.

Величие политики коммунистической партии состоит в том, что она постоянно пробуждает и организует активность миллионов строителей со­циализма, ставит перед ними вели­кую цель, рождающую великую энер­гию.

Подводя итоги первой пятилетки, осуществлённой в четыре года, товарищ Сталин говорил:

«Где те основные силы, которые обеспечили нам эту историческую победу, несмотря ни на что?

Это, прежде всего, активность и самоотверженность, энтузиазм и ини­циатива миллионных масс рабочих и колхозников, развивших вместе с инженерно-техническими силами колоссальную энергию по разворачива­нию социалистического соревнования и ударничества. Не может быть со­мнения, что без этого обстоятельства мы не могли бы добиться цели, не могли бы двинуться вперёд ни на шаг.

Это, во-вторых, твёрдое руковод­ство партии и правительства, звав­ших массы вперёд и преодолевавших все и всякие трудности на пути к цели.

Это, наконец, особые достоинства и преимущества советской системы хозяйства, таящей в себе колоссаль­ные возможности, необходимые для преодоления всех и всяких трудно­стей.

Таковы три основные силы, опре­делившие историческую победу СССР»[14].

Итак, достоинства и преимущества социалистической системы хозяйства, то есть социалистического способа производства, творческая активность народа, трудящихся, их социалисти­ческое соревнование и, наконец, ру­ководство коммунистической партии и советского государства, мобилизу­ющая, организующая, ведущая и на­правляющая роль сталинской поли­тики — вот главные движущие силы, обеспечившие исторические побе­ды социализма.

В ходе развития советского обще­ства, в результате победы социализ­ма рождаются и развёртываются но­вые движущие силы социалистиче­ского общества.

Новые движущие силы советского общества

В течение многих веков общество разделялось на противоположные классы — эксплуататоров и эксплуатируемых, угнетателей и угнетённых. Это разделение общества на клас­сы с противоположными интересами порождалось исторически определён­ными способами производства, осно­ванными на отделении непосредственных производителей от средств производства и на эксплуатации од­ной частью общества другой. Вслед­ствие этого основной общественной закономерностью являлась борьба классов. Классовая борьба составляла и составляет движущую силу развития антагонистического обще­ства. Борьба пролетариата против буржуазии потрясает ныне всё зда­ние буржуазного общества.

Все попытки примирить классы буржуазного общества, затушить классовую борьбу неизбежно терпе­ли и терпят крах. Все проповеди идеологов буржуазии, правых соци­алистов о единстве интересов клас­сов буржуазного общества — это обман. Только в социалистическом обществе, где уничтожены навсегда эксплуатация и эксплуататорские классы, впервые возникли морально-политическое единство, дружба и сотрудничество между рабочим классом, колхозным крестьянством и советской народной интеллиген­цией. Это морально-политическое единство советского общества — новая историческая закономерность, новая движущая сила развития, си­ла, дающая возможность решать великие исторические задачи, прео­долевать все трудности развития и ускоренно двигаться вперёд.

«Особенность советского общества нынешнего времени, в отличие от любого капиталистического обще­ства, состоит в том, — говорил товарищ Сталин на XVIII съезде партии, — что в нём нет больше анта­гонистических, враждебных классов, эксплуататорские классы ликвидиро­ваны, а рабочие, крестьяне и интел­лигенция, составляющие советское общество, живут и работают на нача­лах дружественного сотрудничества. В то время как капиталистическое общество раздирается непримиримы­ми противоречиями между рабочи­ми и капиталистами, между кресть­янами и помещиками, что ведёт к неустойчивости его внутреннего по­ложения, советское общество, осво­бождённое от ига эксплуатации, не знает таких противоречий, сво­бодно от классовых столкновений и представляет картину дружественно­го сотрудничества рабочих, крестьян, интеллигенции. На основе этой общ­ности и развернулись такие движу­щие силы, как морально-политиче­ское единство советского общества, дружба народов СССР, советский патриотизм»[15].

Морально-политическое единство советского общества означает, что деятельность и жизнь рабочего клас­са, колхозного крестьянства и социа­листической интеллигенции основа­ны на социалистическом способе производства. Это их всех объеди­няет и связывает воедино. Их связы­вает и объединяет и политическая основа советского общества — со­циалистическое государство, выра­жающее интересы всего советского народа.

Морально-политическое единство советского общества означает общ­ность политических и экономических интересов всех социальных групп, из которых состоит наше общество, осознание ими этой общности интере­сов, единый моральный, духовный облик рабочих, крестьян и интелли­генции.

Морально-политическое единство советского общества — прямой ре­зультат полной победы социалисти­ческих производственных отношений, отношений товарищеского сотрудни­чества и социалистической взаимо­помощи свободных от эксплуатации трудящихся.

Даже в условиях советского строя, пока рабочие и крестьяне ещё явля­лись носителями различных способов производства, а интеллигенция была старой, буржуазной, не могло быть морально-политического единства, хотя и существовал тесный союз ра­бочего класса и крестьянства. Част­ная собственность, частное хозяйство в деревне разъединяли, а не объединяли людей. Прочное морально-политическое единство установилось тогда, когда все социальные группы СССР стали социалистическими, ко­гда судьбы, интересы всего народа оказались тесно связанными с судь­бами и успехами развития социали­стического способа производства.

Морально-политическое единство советского общества возникло в ре­зультате преодоления экономических и политических противоречий между рабочим классом и крестьянством, между этими классами и интеллиген­цией. В результате победы социа­лизма и в городе и в деревне и в промышленности и в сельском хозяй­стве «грани между рабочим классом и крестьянством, равно как между этими классами и интеллигенцией — стираются, а старая классовая ис­ключительность — исчезает. Это зна­чит, что расстояние между этими социальными группами всё более и бо­лее сокращается»[16].

Важнейшим условием морально-политического единства советского общества явилось политическое и экономическое равноправие наций СССР, превращение их в социали­стические нации, с новым духовным обликом, нации, преодолевшие былое взаимное недоверие.

Морально-политическое единство советского общества нельзя было обеспечить без прочной дружбы на­родов. И, наоборот, дружба народов укрепляется тогда, когда ликвидируются эксплуататорские классы, вдох­новители межнациональной розни.

Морально-политическое единство советского общества возникло не ав­томатически, не стихийно. Оно вы­ковано в ожесточённой совместной борьбе рабочих, крестьян и совет­ской интеллигенции с внешними и внутренними врагами в ходе строи­тельства социализма.

Необходимым условием морально-политического единства современ­ного советского общества явился разгром контрреволюционных, враж­дебных народу групп — троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев, кондратьевцев, националистов разных ма­стей. Без разгрома буржуазных и мелкобуржуазных политических и идеологических течений, без утверж­дения безраздельного господства со­ветской социалистической идеологии не могло оформиться и укрепиться морально-политическое единство со­ветского общества.

Важнейшим политическим и идей­ным условием морально-политиче­ского единства советского народа является руководство коммунистиче­ской партии. Партия скрепляет, организует и объединяет многомил­лионный народ, даёт ему единство цели, ясное сознание общности ко­ренных интересов.

Непререкаемый авторитет комму­нистической партии в массах завоё­ван ею в многочисленных битвах с врагами народа, является результа­том успешного, мудрого, дальновид­ного руководства строительством со­циализма, беззаветного служения делу народа. Правильность ленин­ско-сталинской политики коммуни­стической партии многократно про­верена и доказана практикой, жизнью. Эта политика увенчалась великой победой социализма.

Вождь и основатель коммунисти­ческой партии Иосиф Виссарионович Сталин является вождём народа, символом его морально-политическо­го единства. Сталинская Конститу­ция, отразившая происшедшие эко­номические и социальные изменения в нашей стране, гарантирующая рав­ноправие всех её граждан, явилась Конституцией, выражающей и закрепляющей морально-политиче­ское единство советского общества, руководящую роль в нём рабочего класса. Являясь политическим и идейным знаменем морально-полити­ческого единства советского обще­ства, Сталинская Конституция вме­сте с тем служит законодательной основой для дальнейшего укрепле­ния этого единства.

Морально-политическое единство не есть нечто застывшее, раз навсег­да данное. Оно год от года крепнет, становится всё более глубоким, всё более и более монолитным. По мере преодоления противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, по мере стирания остатков граней и противоречий между существующими социальными группами, по мере преодоления буржуазных и мелкобуржуазных пережитков в сознании трудящихся морально-политическое единство советского общества неуклонно крепнет и развивается.

Морально-политическое единство является движущей силой развития социалистического общества, оно придаёт нашему обществу небыва­лую крепость и мощь, так как даёт нам возможность действовать друж­но, организованно, сплочённо, а не вразброд. Все задачи мирного хозяй­ственного строительства советский народ решал и решает успешно, по­тому что он един, не расколот не­примиримыми, антагонистическими противоречиями. Десятки миллионов людей, объединённых общими инте­ресами, общими целями, единой во­лей коммунистической партии, совет­ского государства, действующих в одном направлении, решающих об­щие задачи, — это величайшая, не­одолимая сила. Организованность, единство, сотрудничество десятков миллионов людей рождают новую силу, далеко превышающую простую сумму индивидуальных сил этих миллионов, подобно тому, как про­стая кооперация труда рождает но­вую производительную силу.

В товарно-капиталистическом об­ществе, расколотом на враждебные классы, где господствует анархия производства, каждый действует за себя, на свой риск и страх, цели индивидов взаимно сталкиваются, про­тиворечат друг другу. В результате каждый достигает не того, к чему стремился, а часто прямо противопо­ложных результатов. Частная соб­ственность разъединяет людей, ста­вит их во враждебные отношения друг к другу. Даже рабочие при капитализме заражены в немалой степени буржуазной психологией ин­дивидуализма, взаимной конкурен­ции и лишь в ходе длительной классовой борьбы, под руководством коммунистической партии, осознают общность своих классовых интере­сов.

В условиях социалистического об­щества, объединённого морально-по­литическим единством, нет противо­речащих, взаимно сталкивающихся целей у индивидов и классов, а есть одна общая великая цель — обеспе­чить дальнейший расцвет социали­стического хозяйства, социалистиче­ского государства и социалистиче­ской культуры, достигнуть в кратчайшие исторические сроки обилия материальных и духовных благ и тем самым осуществить постепенный переход к коммунизму.

Морально-политическое единство ускоряет наше движение к комму­низму. Какую роль играет морально-политическое единство в социали­стическом обществе, советский народ доказал в годы мирного тру­да и в годы Великой Отечественной войны. В жесточайшей войне между страной социализма и странами ка­питализма, разъедаемыми изнутри непримиримыми классовыми проти­воречиями, победителем вышла на­ша страна. В этом оказалась историческая закономерность. Победа советского народа в Великой Отече­ственной войне должна послужить уроком для всех врагов страны со­циализма.

Морально-политическое единство социалистического общества делает его величайшей, неодолимой силой.

Капиталистическое общество разъ­единяется не только классовыми, но и национальными противоречиями, ибо капитализм основан не только на эксплуатации одного класса дру­гим, но и на национальном гнёте. Капиталистическое общество неиз­бежно ослабляется, подрывается изнутри не только классовой борь­бой, но и национально-освободитель­ными движениями. В противополож­ность капиталистическому обществу страна социализма даёт пример ве­ликой братской дружбы народов.

«Если частная собственность и капитал неизбежно разъединяют лю­дей, разжигают национальную рознь и усиливают национальный гнёт, то коллективная собственность и труд столь же неизбежно сближают лю­дей, подрывают национальную рознь и уничтожают национальный гнёт. Существование капитализма без на­ционального гнёта так же немысли­мо, как немыслимо существование социализма без освобождения угне­тённых наций, без национальной свободы»[17].

Освобождение народов от нацио­нального гнёта, от цепей империа­лизма, достижение полной нацио­нальной свободы и фактического на­ционального равноправия возможно лишь на почве диктатуры рабочего класса, на почве социализма.

СССР перед всем миром проде­монстрировал, как надо разрешать национальный вопрос. В результате Октябрьской социалистической рево­люции было достигнуто политиче­ское равноправие многочисленных наций, национальностей и народов СССР. В результате мудрой ленин­ско-сталинской национальной поли­тики, построенной на принципе про­летарского интернационализма, на основе советского строя, было ликви­дировано экономическое и культур­ное неравенство между нациями, доставшееся нам в наследство от капитализма. Преодоление этого экономического неравенства осуще­ствлялось на базе социалистической индустриализации прежде экономи­чески отсталых национальных рес­публик и областей, а также на базе социалистического переустройства сельского хозяйства, оснащения его передовой сельскохозяйственной тех­никой, тракторами, комбайнами.

Преодоление былого неравенства в области культуры было достигнуто обеспечением на деле расцвета мно­гонациональной по своей форме и социалистической по своему содержанию культуры народов СССР.

В условиях социализма на основе дружбы, равноправия народов, их сотрудничества и взаимопомощи освобождёнными нациями осуще­ствлён величайший, невиданный в истории скачок от экономической, политической и культурной отстало­сти к прогрессу. Старший брат сре­ди народов СССР — русский народ во главе с русским рабочим клас­сом — оказал и оказывает беско­рыстную и всестороннюю экономиче­скую, политическую и культурную помощь всем народам СССР в строи­тельстве и развитии социалистиче­ской промышленности, национальной социалистической государственно­сти, национальной по форме, социалистической по своему содержанию культуры.

Многие из народов СССР: узбеки, таджики, туркмены, казахи и дру­гие — благодаря советскому социа­листическому строю совершили вели­кий исторический скачок от поход­ной кузницы к крупнейшим машино­строительным заводам, от примитив­ной прялки и ручного ткацкого станка к текстильным комбинатам, основанным на современной перво­классной технике, от допотопного омача к трактору, от серпа и косы к комбайну, от кочевой кибитки и юрты к современным городам с ши­рокими проспектами, с могучими очагами современной социалистиче­ской культуры — академиями наук, вузами, техникумами, оперными и драматическими театрами и другими культурными учреждениями.

Там, где раньше царили поголов­ная неграмотность, бескультурье, средневековье и патриархальщина, ныне пышным цветом расцвела са­мая передовая в мире, социалистиче­ская культура, достигнута всеобщая грамотность, осуществлено всеобщее обязательное обучение, созданы мно­гочисленные кадры своей, нацио­нальной, народной, социалистиче­ской интеллигенции.

В условиях капитализма эти наро­ды были бы обречены на невероят­ный гнёт, эксплуатацию, ограбление, на жалкое прозябание и вымирание. Таково положение колониальных и полуколониальных народов, угнетае­мых английским, американским, французским, голландским и бель­гийским империализмом. Даже не угнетённым, национально независи­мым народам потребовались многие столетия и величайшие жертвы со стороны трудящихся для того, что­бы подняться на ступеньку вверх в области экономического и куль­турного развития.

А многие народы СССР: народы среднеазиатских советских респуб­лик, а также азербайджанцы, тата­ры, башкиры, буряты и другие — благодаря братской дружбе и сотрудничеству наций, благодаря бескорыстной социалистической по­мощи русского народа смогли в кратчайший исторический срок — в два десятилетия — пройти такое историческое расстояние, которое другие народы проходили в столе­тия. Больше того: народы восточ­ных советских республик вместе со всеми народами СССР по своему экономическому и политическому развитию, а также по типу своей культуры обогнали так называемые «цивилизованные» европейские наро­ды на целую историческую эпоху.

В этом великом скачке от былой экономической и культурной отста­лости к вершинам социалистическо­го прогресса решающую роль игра­ли новые движущие силы развития, созданные социалистической рево­люцией, советским строем. Одной из великих движущих сил этого разви­тия и является дружба народов СССР. В результате великих поли­тических и экономических преобра­зований, в результате победы со­циализма во всех областях общественной жизни, в результате социа­листической культурной революции, осуществлённой во всех националь­ных республиках и областях СССР, изменилась коренным образом социальная природа прежних наций, они стали новыми, социалистическими нациями с новым духовным обли­ком.

«Рабочий класс и его интернацио­налистическая партия являются той силой, которая скрепляет эти новые нации и руководит ими. Союз рабо­чего класса и трудового крестьян­ства внутри нации для ликвидации остатков капитализма во имя побе­доносного строительства социализ­ма; уничтожение остатков нацио­нального гнёта во имя равноправия и свободного развития наций и на­циональных меньшинств; уничтоже­ние остатков национализма во имя установления дружбы между наро­дами и утверждения интернацио­нализма; единый фронт со всеми угнетёнными и неполноправными на­циями в борьбе против политики захватов и захватнических войн, в борьбе против империализма, — та­ков духовный и социально-политиче­ский облик этих наций.

Такие нации следует квалифици­ровать, как социалистические нации.

Эти новые нации возникли и раз­вились на базе старых, буржуазных наций в результате ликвидации ка­питализма, — путём коренного их преобразования в духе социализ­ма»[18].

Существующие в СССР нации ко­ренным образом отличаются от со­ответствующих наций старой Рос­сии по своему классовому соста­ву, духовному облику, по своим со­циально-политическим интересам и стремлениям. В ходе борьбы за со­циализм, в ходе борьбы с внутрен­ними и внешними врагами страны социализма было преодолено чув­ство взаимного недоверия между различными нациями СССР, вырос­ло и развилось в них социалистиче­ское чувство взаимной дружбы, установилось братское сотрудниче­ство. В результате многонациональ­ное социалистическое государство является самым прочным в мире. Оно выдержало серьёзное испытание в Великой Отечественной войне.

Фашистские захватчики рассчиты­вали на то, что многонациональный состав нашей Советской страны яв­ляется её слабым, уязвимым местом, что им удастся натравить различные нации СССР друг на друга и тем самым достигнуть победы над СССР. Но враг жестоко просчитался и в этом. Народы СССР, объединённые общими экономическими и политическими интересами, советской социа­листической идеологией дружбы на­родов, оказались несокрушимой си­лой.

Фашистская идеология и политика расовой и национальной ненависти явились одним из факторов, который ослаблял гитлеровскую разбойничью коалицию, морально растлевал их народы и армии, подрывал их силу.

Гитлеровская клика своей людоед­ской политикой восстановила против империалистической Германии все народы мира.

«В ходе войны гитлеровцы понес­ли не только военное, но и мораль­но-политическое поражение, — гово­рил товарищ Сталин. — Утвердив­шаяся в нашей стране идеология равноправия всех рас и наций, идео­логия дружбы народов одержала полную победуiнад идеологией зве­риного национализма и расовой не­нависти гитлеровцев»[19].

Эта звериная, человеконенавист­ническая расистская идеология ныне имеет особенно широкое распростра­нение в США, являясь оружием за­хватнических целей американского империализма. Идеологи американ­ского империализма разжигают на­циональную рознь, противопоставля­ют белую расу чёрной; по примеру гитлеровцев они зачисляют в разряд низших, неполноценных рас фран­цузов и итальянцев, чехов и поля­ков, русских и китайцев.

Идеологи американской буржуа­зии всерьёз рассуждают о том, что американцы представляют собой «высшую расу», что они будто бы на этом основании призваны править миром. Своей империалистической, националистической политикой и людоедской расистской идеологией американский империализм вызвал к себе ненависть всех народов.

Великая дружба советских наро­дов, их братское сотрудничество и взаимопомощь обеспечивают стране социализма могучие темпы обще­ственного развития, жизненную силу и неодолимую мощь советскому мно­гонациональному государству.

СССР давно уже стал центром притяжения для всех угнетённых и эксплуатируемых народов всего мира.

Дружба и братское сотрудниче­ство народов СССР, как и морально-политическое единство социалисти­ческого общества, — это не только внутренние движущие силы, уско­ряющие развитие советского обще­ства. Нет, эти силы имеют и между­народное значение. Они оказывают огромное влияние на весь ход все­мирной истории. Дружба народов СССР вдохновляла на национально-освободительную борьбу великий ки­тайский народ. Она вдохновляет на борьбу против гнёта империализма все угнетённые народы мира.

Дружба народов СССР является движущей силой исторического раз­вития, силой, ускоряющей развитие социализма и в том отношении, что советский народ оказывает бескорыстную материальную, политиче­скую и культурную помощь народам стран народной демократии. Заклю­чённый 14 февраля 1950 года между СССР и Китайской народной республикой договор о дружбе, союзе и взаимопомощи, а также соглашения между ними о Китайско-Чанчунь­ской железной дороге, Порт-Артуре и Дальнем и о предоставлении СССР Китайской народной республике дол­госрочного экономического креди­та являются одним из великих сви­детельств сталинской политики дружбы и сотрудничества народов. Эта политика вытекает из природы нашего общественно-политического строя, а также из господствующего в СССР мировоззрения.

Могучей движущей силой разви­тия социалистического общества яв­ляется советский патриотизм. Он ро­дился ещё с первых дней Октябрь­ской социалистической революции, в годы защиты молодого советского государства от внутренних и внеш­них его врагов.

Советский патриотизм — это глу­бокое чувство любви и преданности советского народа к своей свободной социалистической Родине, к социали­стическому государству, готовность отдать для Родины все силы, не­устанно трудиться для её процвета­ния, бороться за её величие и славу.

Советский патриотизм — это чув­ство гордости за свою Родину, за свой народ, за его культуру. Совет­ский патриотизм объединяет все на­роды СССР — русских и украинцев, белоруссов и литовцев, грузин и ар­мян, азербайджанцев и туркмен, уз­беков и таджиков, татар и башкир, латышей и эстонцев, все многочис­ленные нации и народы СССР, всех советских людей — рабочих, кресть­ян и интеллигенцию — в одну брат­скую семью.

«Сила советского патриотизма со­стоит в том, — говорит товарищ Сталин, — что он имеет своей осно­вой не расовые или националистиче­ские предрассудки, а глубокую пре­данность и верность народа своей Советской Родине, братское содру­жество трудящихся всех наций нашей страны. В советском патриотиз­ме гармонически сочетаются нацио­нальные традиции народов и общие жизненные интересы всех трудящих­ся Советского Союза. Советский патриотизм не разъединяет, а, наобо­рот, сплачивает все нации и народ­ности нашей страны в единую брат­скую семью.

В этом надо видеть основы неру­шимой и всё более крепнущей дружбы народов Советского Союза. В то же время народы СССР ува­жают права и независимость наро­дов зарубежных стран и всегда про­являли готовность жить в мире и дружбе с соседними государства­ми»[20].

Советский патриотизм вырос во всенародное движение на почве со­циализма. Он пробуждает энергию миллионов советских людей, твор­цов новой жизни, строителей коммунизма. Советский патриотизм поро­ждает массовый героизм рабочих, колхозников и интеллигенции. Вели­кое стахановское движение — это глубоко патриотическое движение, движение новаторов, не успокаиваю­щихся на достигнутом, заботящихся о том, чтобы дать стране больше ма­шин, станков, угля, нефти, чугуна, стали, тканей, обуви, всевозможных продуктов, обильные урожаи хлебов, обеспечить мощный расцвет живот­новодства. Советские патриоты за­ботятся о том, чтобы обогатить советскую социалистическую куль­туру новыми произведениями лите­ратуры и искусства, новыми откры­тиями в науке.

Прославленный токарь Ленинград­ского завода имени Свердлова Ген­рих Борткевич пишет о себе, о сво­их мыслях, чувствах, которые дви­гали им:

«Высокие скорости — это скоро­сти советского рабочего, хозяина станка, завода, своей страны. А до­стигаются они только постоянным кропотливым трудом.

Что такое борьба за скорость? Это, если по-серьёзному вдуматься, и есть борьба за быстрейшее осуще­ствление пятилетки, за дальнейшее укрепление экономической мощи нашей Родины. Советские люди — сы­ны и дочери нашего социалистиче­ского государства — кровно в этом заинтересованы.

Стремление к быстрейшему вы­полнению государственных планов и есть одно из проявлений животвор­ного советского патриотизма».

В противовес капиталистическому стимулу расширения производства — эксплуатации, прибыли — в услови­ях социализма побудительным сти­мулом развития производства яв­ляется «прежде всего, то об­стоятельство, что фабрики и заводы принадлежат у нас всему народу, а не капиталистам, что фабриками и заводами управляют не ставленники капиталистов, а представители рабо­чего класса. Сознание того, что ра­бочие работают не на капиталиста, а на своё собственное государство, на свой собственный класс, — это сознание является громадной двига­тельной силой в деле развития и усовершенствования нашей промыш­ленности»[21].

Советский патриот — это хозяин страны. Он подчиняет свои интере­сы интересам советского общества, социалистического государства. Он живёт не узкими, личными интересами, а интересами своей Родины.

Сила и мощь советского патрио­тизма особенно ярко проявились в годы Отечественной войны, в герои­ческих подвигах бойцов на фронте и всех трудящихся в тылу.

«Можно с полным основанием сказать, что самоотверженный труд советских людей в тылу войдёт в историю, наряду с героической борь­бой Красной Армии, как беспример­ный подвиг народа в защите Ро­дины»[22].

В послевоенный период развития советский народ, движимый горячей любовью к Родине, героическим тру­дом своим в невиданно короткие сроки восстановил разрушенные вра­гом заводы, фабрики, шахты, колхо­зы и совхозы. Он поднимает из ру­ин и пепла и воскрешает к жизни сотни и тысячи сёл и городов.

Советский патриотизм возвышает труд миллионов простых людей, де­лает их героями и героинями. Исто­рия человечества не знала подобного массового героизма на фронте тру­да. Высокие темпы развития социа­листического хозяйства не знают се­бе равных в истории народов. В этом обнаруживается преимущество со­циалистической системы хозяйства и животворная сила советского пат­риотизма, рождённого советским со­циалистическим строем.

Как морально-политическое един­ство советского общества, так и дружба народов — это реальные, объективно существующие, а не только духовные движущие силы развития социалистического обще­ства. Политическое единство совет­ского общества выражает действительное, реально сложившееся отно­шение между рабочим классом, кол­хозным крестьянством и советской интеллигенцией. Это единство вы­росло на почве союза рабочего клас­са со всеми непролетарскими слоями трудящихся и прежде всего с трудя­щимся крестьянством. Морально-по­литическое единство является выс­шей формой этого союза, возникшей в результате победы социализма, ликвидации враждебных эксплуататорских классов. Единство советско­го народа — это не только политиче­ское единство, выражающее общ­ность экономических и политиче­ских интересов. Это в то же время и моральное, т. е. духовное, един­ство, выражающее общность духов­ного облика всего советского наро­да: рабочих, крестьян и интеллиген­ции. Моральное единство всего со­ветского народа означает, что совет­ская идеология выражает в полной мере положение и интересы всех слоёв советского общества; что пра­ва и обязанности граждан СССР, за­писанные в Сталинской Конститу­ции, являются нормами, правилами поведения всех советских людей.

То же самое следует сказать и о дружбе народов. Она выражает ре­ально, объективно сложившиеся в жизни отношения между социали­стическими нациями, отношения сотрудничества и взаимопомощи меж­ду ними. Но эта дружба заключает в себе и моральный, духовный мо­мент.

Советский патриотизм как будто является чисто духовной силой. Это идея, чувство любви и преданности социалистической Родине. Но всякая великая идея, овладев сознанием миллионов, превращается в матери­альную силу.

Советский патриотизм стал уже давно не только идеей, чувством, со­знанием долга перед советской Ро­диной, но и реальным движением миллионов советских людей, творцов социализма, строителей коммунисти­ческого общества, защитников Роди­ны — воинов Советской Армии.

Советский патриотизм поэтому и является великой животворной, дви­жущей силой развития социалисти­ческого общества, что он владеет со­знанием всех советских людей. Советский патриотизм придаёт силу мо­рально-политическому единству со­ветского общества. Именно общая преданность и горячая любовь к со­ветской Родине объединяют рабочих, крестьян, интеллигенцию всех наций и народностей. Для всех них совет­ское социалистическое Отечество превыше всего. С его судьбами, с развитием и расцветом связана судь­ба каждого гражданина любой на­ции.

Все движущие силы развития со­циалистического общества, таким образом, взаимно связаны друг с другом, взаимно питают и усилива­ют друг друга. Их общая матери­альная основа — социалистический способ производства, полное соответ­ствие производительных сил и про­изводственных отношений социа­листического общества, социали­стическая собственность на орудия и средства производства, которая объ­единяет, связывает воедино свобод­ных от эксплуатации людей отноше­ниями сотрудничества и взаимопо­мощи.

Социалистический способ произ­водства рождает новые стимулы к труду, к творчеству — социалисти­ческое соревнование, стахановское движение. Социалистический способ производства — гранитная основа морально-политического единства советского общества и дружбы на­родов. Без него они немыслимы, невозможны. Советский патриотизм утвердился, развернулся как всенародная движущая сила разви­тия с победой социалистического способа производства. Вместе с тем выросшие на почве социалистическо­го способа производства движущие силы оказывают обратное могуще­ственное влияние на развитие само­го социалистического производства.

Коммунистическая партия являет­ся воплощением и выражением мо­рально-политического единства со­ветского общества и дружбы наро­дов, знаменосцем советского пат­риотизма.


Итак, мы видим, что в условиях социалистического общества глав­ной, определяющей силой развития являются способ производства ма­териальных благ, развитие производительных сил. Но это развитие производительных сил впервые в истории происходит не стихийно, а направляется социалистическим го­сударством на основе научно разра­ботанных планов и сознательного использования экономических зако­нов. В социалистическом обществе возникли и действуют новые, не ви­данные ранее закономерности и дви­жущие силы. Эти закономерности, движущие силы развития социали­стического общества противополож­ны закономерностям и движущим силам капиталистического общества.

В противовес капиталистическому обществу с его конфликтом произво­дительных сил и производственных отношений материальной основой развития социалистического обще­ства является полное соответствие производительных сил и социали­стических производственных отно­шений.

Развитие производительных сил при капитализме означает рост бо­гатства на стороне буржуазии и рост нищеты, обездоленности на сто­роне пролетариата, разрушение этой главной производительной силы. Раз­витие производительных сил в со­циалистическом обществе означает неуклонный рост материального бла­госостояния трудящихся, рост их культурного уровня, то есть расцвет главной производительной силы. В этом заложен самый мощный источник непрерывного, неодолимо­го поступательного развития социа­листического общества.

Если частная собственность и стремление к наживе при капитализ­ме вызывают конкуренцию как сле­пую, анархическую движущую силу развития производства, совершающегося через экономические кризи­сы, периодические катастрофы, то в условиях советского общества, на почве социалистического способа производства, производственных от­ношений, товарищеского сотрудниче­ства и взаимопомощи, рождается социалистическое соревнование, ста­хановское движение как мощная движущая сила развития производ­ства, создающая более высокую про­изводительность труда, чем при ка­питализме.

В противовес классовой борьбе в капиталистическом обществе при со­циализме действует новая движущая сила — морально-политическое един­ство всего общества.

В противовес национально-колони­альному гнёту в условиях капитализ­ма при социализме устанавливается братское сотрудничество и взаимо­помощь равноправных народов, дружба народов.

Государство при капитализме есть сила подавления, угнетения трудя­щихся. Советское государство, руководимое коммунистической партией, является могучей организующей, мобилизующей и направляющей силой. Оно организует и направляет разви­тие народного хозяйства, ускоряет темпы этого развития.

В противовес антагонистическим противоречиям капитализма, веду­щим его к гибели, в условиях социа­лизма возникают и разрешаются новые, неантагонистические проти­воречия. Это противоречия между новым, нарождающимся, развиваю­щимся и старым, отживающим, от­мирающим.

Новое, передовое уже победило полностью в нашей стране по всем линиям. Но остатки старого в новом сохраняются до поры до времени и в экономике, и в быту, и в сознании людей.

«Наше продвижение, — говорил товарищ Сталин, — протекает в по­рядке борьбы, в порядке развития противоречий, в порядке преодоле­ния этих противоречий, в порядке выявления и ликвидации этих противо­речий…

Всегда у нас что-либо отмирает в жизни. Но то, что отмирает, не хочет умирать просто, а борется за своё существование, отстаивает своё от­жившее дело.

Всегда у нас рождается что-либо новое в жизни. Но то, что рождает­ся, рождается не просто, а пищит, кричит, отстаивая своё право на су­ществование.

Борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождаю­щимся, — вот основа нашего разви­тия. Не отмечая и не выявляя от­крыто и честно, как это подобает большевикам, недочёты и ошибки в нашей работе, мы закрываем себе дорогу вперёд. Ну, а мы хотим двигаться вперёд. И именно потому, что мы хотим двигаться вперёд, мы дол­жны поставить одной из своих важ­нейших задач честную и революци­онную самокритику. Без этого нет движения вперёд. Без этого нет раз­вития»[23].

Важнейшим методом обнаружения и преодоления старого и утвержде­ния, развития нового является боль­шевистская критика и самокри­тика. Она помогает советскому наро­ду преодолевать старое, отживаю­щее и прокладывать пути развития новому, обеспечивая поступатель­ное развитие к коммунизму. Боль­шевистская критика и самокритика служит в руках партии могучим средством обнаружения недостатков в области хозяйства, в государствен­ном аппарате, в науке, литературе и искусстве, во всех сферах жизни и деятельности социалистического об­щества. Самокритика есть важней­шее средство вовлечения масс в дело управления хозяйством, страной, го­сударством, могучее средство созна­тельного воздействия народа на ход общественной жизни, общественного развития.

Большевистская критика и само­критика служила и служит в руках партии средством поднятия бдитель­ности в её рядах и в советском наро­де. Большевистская критика давала и даёт возможность постоянно наращивать, поднимать политическую ак­тивность советского народа, разви­вать в нём чувство хозяина страны.

Самокритика есть одно из выра­жений сознательного социалистиче­ского развития общества, опираю­щегося на растущую творческую са­модеятельность масс, народа.

Критика и самокритика выступает как новая, невиданная ранее законо­мерность общественного развития. Тов. Жданов говорил: «В нашем со­ветском обществе, где ликвидированы антагонистические классы, борьба между старым и новым и, следовательно, развитие от низшего к высшему происходит не в форме борьбы антагонистических классов и катаклизмов, как это имеет место при капитализме, а в форме критики и самокритики, являющейся подлин­ной движущей силой нашего разви­тия, могучим инструментом в руках партии. Это, безусловно, новый вид движения, новый тип развития, но­вая диалектическая закономер­ность»[24].

Критика и самокритика приобрела особое значение и стала могучей движущей силой развития всего об­щества после того, как были ликви­дированы эксплуататорские классы и установилось морально-политиче­ское единство советского общества. В обществе, где уже нет антагони­стических классов, противоречия вы­являются и разрешаются иным пу­тём, чем раньше: не путём классовых столкновений, а путём открытой кри­тики недостатков в своей собствен­ной среде. Советские люди, руково­димые партией Ленина — Сталина, смело и безбоязненно вскрывают и преодолевают свои недостатки, устраняют всё то, что мешает двигаться вперёд. «…Разве не ясно, — говорил товарищ Сталин, — что мы сами должны вскрывать и исправ­лять наши ошибки, если хотим дви­гаться вперёд, разве не ясно, что их некому больше вскрывать и исправ­лять. Не ясно ли, товарищи, что са­мокритика должна быть одной из серьёзнейших сил, двигающих впе­рёд наше развитие?»[25].

Большевистская критика и само­критика охватывает все сферы жиз­ни и деятельности советского обще­ства — от его материального базиса, государственного аппарата до идеологических надстроек.

Товарищ Сталин рассматривает социалистическое соревнование как выражение деловой революционной самокритики масс, их творческой инициативы.

Острым оружием большевистской критики Центральный Комитет пар­тии вскрыл недостатки в области ли­тературы, театра, кино, музыки и по­мог деятелям советского искусства расчистить путь для новых творче­ских успехов. Образцом творческой большевистской самокритики служит дискуссия, проведённая в 1947 году ЦК ВКП(б) по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Центральный Комитет партии показал всем работникам идеологического фронта, как надо развёртывать творческую большевистскую самокритику, как надо ве­сти борьбу против проявлений бур­жуазного объективизма.

Пережитки капитализма в созна­нии людей являются тормозом наше­го развития. Не преодолев буржуаз­ного влияния на идеологическом фронте, нельзя обеспечить расцвет литературы, искусства, развитие эко­номической науки, философии и т. д. Большевистская самокритика помо­гает выкорчёвыванию пережитков капитализма:                частнособственнических тенденций, противостоящих мо­рально-политическому единству со­ветского общества, проявлений на­ционализма, противостоящих друж­бе народов СССР, антипатриотиче­ских влияний, низкопоклонства пе­ред буржуазным Западом, космопо­литических извращений и т.д., — без решительного преодоления которых невозможно воспитывать и культи­вировать советский патриотизм.

Критика и самокритика как дви­жущая сила развития социалистиче­ского общества неразрывно связана с морально-политическим единством, дружбой народов СССР, советским патриотизмом. Как уже говорилось выше, критика и самокритика раз­вёртывается как мощная творческая движущая сила развития советского общества именно в условиях его морально-политического единства, на базе этого единства, на почве подъ­ёма политической активности и са­модеятельности масс. Морально-по­литическое единство советского об­щества, дружба народов СССР, советский патриотизм, в свою оче­редь, укрепляются и развиваются при помощи критики и самокри­тики.

«Последовательное проведение ло­зунга самокритики требует реши­тельной борьбы со всеми, кто тор­мозит и препятствует её развёрты­ванию, защиты от преследований всех активно выступающих со здо­ровой критикой с тем, чтобы спра­ведливо критикующий чувствовал за собою организованную силу коллек­тива. Желание бороться с недостат­ками может крепнуть в массах лишь при уверенности в том, что указание на недостатки и выявле­ние их будут иметь действенный эффект»[26].

Коммунистическая партия — пар­тия Ленина — Сталина, организатор и вдохновитель великих побед со­циализма — сама является новой могучей движущей силой развития социалистического общества.

Политика коммунистической пар­тии выражает насущные потребно­сти развития материальной, полити­ческой и культурной жизни социали­стического общества, коренные интересы народа. Эта политика есть самое концентрированное выраже­ние социалистической экономики, её обобщение и завершение. Опираясь на знание экономических, обще­ственных законов, коммунистиче­ская партия своей политикой направ­ляет, организует, обеспечивает наше движение к коммунизму. Вот почему политика коммунистической партии есть жизненная основа советского социалистического общества.

Идеологи буржуазии не могли са­ми открыть подлинные закономерно­сти и движущие силы развития ка­питалистического общества. Их от­крыли идеологи и вожди рабочего класса Маркс и Энгельс, обосновав­шие и предсказавшие неизбежную гибель капитализма.

Великий гений Ленин раскрыл за­кономерности империализма, уми­рающего капитализма. Ленин — тво­рец новой теории социалистической революции, учения о возможности победы социализма в одной стра­не — раскрыл закономерности и движущие силы советского общества в переходный период от капи­тализма к социализму.

Великий Сталин является творцом теории развития нового, уже сло­жившегося социалистического обще­ства. Он открыл новые закономерно­сти и движущие силы развития социалистического общества. Эта теория является руководством к дей­ствию. Ею вооружены наши кадры, решающие задачи строительства коммунистического общества. Она даёт нам силу ориентировки, ясность перспективы, уверенность в великой победе коммунизма. Ленинско-сталинская теория советского обще­ства, теория строительства социа­лизма и коммунизма, есть мощное незаменимое теоретическое оружие для стран народной демократии, вступивших на путь строительства социализма. Эта теория вооружает рабочий класс всего мира в борьбе за коммунизм, против империалисти­ческой реакции.

Ф. В. Константинов

«Вопросы философии», 1949 г., № 3, стр. 43-64

[1] Ф. Энгельс. Об историческом мате­риализме, стр. 13. Госполитиздат. 1939.
[2] И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 550. 11-е изд.
[3] И. В. Сталин. Соч. Т. 9, стр. 165.
[4] И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 370.
[5] И.  Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 451.
[6] И. В. Сталин. Соч. Т. 6, стр. 114.
[7] И. В. Сталин Соч. Т. 6, стр. 108—109
[8] «История ВКП(б). Краткий курс», стр. 255.
[9] И. В. Сталин. Соч. Т. 12, стр. 142.
[10] И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 304.
[11] И. В. Сталин. Соч. Т. 12, стр. 167— 168.
[12] М. И. Калинин. Статьи и речи. 1919—1935 годы, стр. 339—340.
[13] И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 545—546.
[14] И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 396.
[15] И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 589.
[16] И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 512.
[17] И. В. Сталин. Соч. Т. 5, стр. 19.
[18] И. В. Сталин. Соч. Т. 11, стр. 339.
[19] И. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза, стр. 162. 1949.
[20] И. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза, сто. 160—161.
[21] И. В. Сталин. Соч. Т. 10, стр. 119.
[22] И. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза, стр. 116.
[23] И. В. Сталин. Соч. Т. 10. стр. 331.
[24] А. А. Жданов. Выступление на фило­софской дискуссии по книге Г. Ф. Александ­рова «История западноевропейской филосо­фии». «Вопросы философии» № 1 за 1947 год, стр. 270.
[25] И. В. Сталин, Соч. Т. 11, стр. 29.
[26] Г. Маленков. Товарищ Сталин — вождь прогрессивного человечества. Жур­нал «Большевик» № 24 за 1949 год, стр. 13.                                                                                             источник

1
Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
Please follow and like us:
5 1 голос
Рейтинг статьи

Просмотров: 164

+1

Spread the love
  • 78
    Поделились
Previous Article
Next Article
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Переводчик Google

поддержка

Последние сообщения на форуме

Полный круг от краха к краху «пра …Обобщены и проанализированы свидетельства признаков завершения «пр … Читать далее
Вспомним немецкую писательницу-ан …Вспомним немецкую писательницу-антифашистку Анну Зегерс  Руслан … Читать далее
ЭПОХА БОРЬБЫОсвоение Арктики СССР в 30-е годы Яркой страницей в летописи с … Читать далее

Авторы

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
%d такие блоггеры, как: