СССР Машиностроение

Машиностроение, комплекс отраслей тяжёлой промышленности, изготовляющих орудия труда для народного хозяйства, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. М. является материальной основой технического перевооружения всего народного хозяйства. От уровня развития М. в решающей степени зависят производительность общественного труда, технический прогресс, материальное благосостояние народа и обороноспособность страны. Главная задача М. — обеспечить все отрасли народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием. В СССР М. принадлежит особое место в экономике страны в связи с его ведущей ролью в социалистическом расширенном воспроизводстве. М. явилось базой социалистической индустриализации страны, способствовало превращению СССР в высокоразвитую индустриальную державу.

  М. — составная часть более широкой производственной группы — М. и металлообработки, — в которую, кроме М., входит производство металлических изделий, металлоконструкций и ремонт машин и оборудования. В 1972 продукция металлообработки составила 16 % общего объёма продукции М. и металлообработки. М. СССР включает такие крупные подотрасли, как энергетическое М., электротехническое, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, тракторное и сельскохозяйственное М. и другие. М. занимает 1-е место в промышленности СССР по объёму выпускаемой продукции, стоимости основных производственных фондов и численности рабочих, занятых на предприятиях. В 1972 на долю М. и металлообработки приходилось около 1/4 промышленной продукции СССР; удельный вес промышленно-производственных основных фондов М. и металлообработки в промышленно-производственных основных фондах промышленности составил в 1972 20,9 %, в численности промышленных рабочих — около 39 %. М. производило в 1970 примерно 30 тысяч наименований изделий. Свыше 60 % продукции М. выпускается в мелкосерийном и серийном производстве. Для М. характерен прерывный процесс производства. Большая номенклатура машин и оборудования, их сложность и возможность расчленения на отдельные узлы и детали обусловливают широкую специализацию производства продукции М.

Возникновение М. как отрасли промышленности относится к 18 веку, быстрое развитие М. получило в 19 веке, сначала в Великобритании и некоторых других странах Западной Европы, а затем в США. В России первые машиностроительные заводы построены в 18 веке.

М. дореволюционной России было слабо развито и зависело от иностранного капитала, что объяснялось общей экономической отсталостью страны. Выпуск продукции М. для промышленности был крайне ограниченным как по объёму, так и по номенклатуре; сельскохозяйственное М. изготовляло несложный инвентарь. Продукция, выпускаемая М. дореволюционной России, была на более низком техническом уровне, чем машиностроительная продукция стран Западной Европы и США. Автомобили, металлорежущие станки производились в небольшом количестве, а прядильные машины, инструменты, приборы, сложные сельскохозяйственные машины, мощное энергетическое оборудование и многие другие виды машин и оборудования не производились, а импортировались.

За годы Советской власти создано мощное М. Политика социалистической индустриализации, всё возрастающий размах капитального строительства вызвали большую потребность в машинах и оборудовании. В 1-й пятилетке (1929—32) среднегодовые темпы прироста валовой продукции промышленности СССР составили 19,2 %, а М. и металлообработки — 41,3 %; во 2-й пятилетке (1933—37) — соответственно 17,1 % и 23,1 %; за 3 предвоенных года 3-й пятилетки (1938—40) — 13,2 % и 20,7 %. Опережающие темпы развития М. характерны и для послевоенного периода. Объём валовой продукции М. и металлообработки в 1972 превосходил уровень 1913 в 1040 раз и 1940 — в 35,1 раза. В таблице приведены данные о производстве важнейших видов машин и оборудования в СССР.

М. обеспечило создание крупного современного производственного аппарата во всех отраслях материального производства и высокую степень обороноспособности страны. По состоянию на начало 1973 в народном хозяйстве СССР использовалось 4,08 млн. металлорежущих станков и 948 тысяч кузнечно-прессовых машин, в угольной и горнорудной промышленности работали десятки тысяч угольных комбайнов, врубовых и погрузочных машин, конвейеров, электровозов и других механизмов; в строительстве находилось в эксплуатации 119,2 тысячи экскаваторов, 33,7 тысячи скреперов, 117,5 тысячи бульдозеров, 135,7 тысячи передвижных кранов и большое количество другой техники; в сельском хозяйстве имелось 2,11 млн. тракторов, 656 тысяч зерноуборочных комбайнов, 1,23 млн. грузовых автомобилей (без межколхозных несельскохозяйственных организаций), 1,22 млн. тракторных сеялок и сотни тысяч других машин и механизмов. Огромное количество машин и оборудования получили от М. все отрасли промышленности, транспорт и связь. На 1 января 1972 основные производственные фонды народного хозяйства СССР составили в ценах 1955 500 млрд. рублей, из них примерно 2/5 приходилось на долю машин и оборудования.

Опережающее развитие М., всё большее насыщение народного хозяйства современными орудиями труда обеспечили систематический рост производительности общественного труда. В 1972 по сравнению с 1940 производительность труда в промышленности возросла примерно в 5,5 раза, в М. — более чем в 12 раз.

Успехи в развитии М. СССР связаны в огромной степени с расширением и совершенствованием его технической базы. К концу 1972 стоимость машин и оборудования, составляющих техническую базу М. и металлообработки, по предприятиям, состоящим на самостоятельном балансе, оценивалась в 23 млрд. рублей и равнялась примерно 1/5 стоимости всех машин и оборудования в промышленности СССР, причём большая часть этой суммы приходилась на металлообрабатывающее оборудование. В основной своей массе парк оборудования М. — это высокопроизводительные станки и кузнечно-прессовые машины, литейное и сварочное оборудование, подъёмно-транспортные и перемещающие механизмы. Значительное место в парке металлообрабатывающего оборудования М. принадлежит современным агрегатным, специальным и специализированным, уникальным тяжёлым и прецизионным станкам, автоматическим линиям. Возможности технической базы М. по производству машин и оборудования чрезвычайно велики. Многие виды продукции, изготовленной на предприятиях этой отрасли промышленности, уникальны и созданы впервые в мире (например, технические устройства для исследования космоса). По объёму выпускаемой машиностроительной и металлообрабатывающей продукции СССР занимает 1-е место в Европе и 2-е в мире (1972). Особенно значительны достижения М. СССР в области совершенствования орудий производства во всех отраслях народного хозяйства, создания и внедрения высокопроизводительного оборудования. Повысились мощность, скорость и точность работы оборудования, улучшились его эксплуатационные качества, уменьшился вес единицы оборудования. Только за 1966—72 в М. СССР создано около 21,7 тысячи новых типов машин и оборудования и 7,5 тысяч новых видов приборов и средств автоматизации.

Большое развитие получает М. в 9-й пятилетке (1971—75). Особенно быстро растет выпуск высокоэффективных видов машин и оборудования для энергетики, металлургии, химической, лёгкой и пищевой промышленности, подвижного железнодорожного состава, производство станков с числовым программным управлением (ЧПУ), автомобилей, приборов и средств автоматизации. Сельское хозяйство обеспечивается большим количеством тракторов, сельскохозяйственных машин, автомобилей, землеройной техники. Укрупняются единичные мощности машин и оборудования, что позволяет повысить их эффективность. Для достижения высокого уровня производства машиностроительной продукции планируется значительное расширение и техническое перевооружение М. На машиностроительные предприятия направляется большая часть ресурсов металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования. М. совершенствует свою техническую базу, технологию, организацию производства на основе последних достижений науки и техники.

Ускорение научно-технического прогресса в М. в значительной мере связано с процессом концентрации и специализации производства. Вместо универсальных предприятий, изготовляющих для себя почти все необходимые узлы и детали, создаются крупные комплексы специализированных производств и объединения различного типа.

Производство отдельных видов продукции машиностроения в СССР

1913

1928

1940

1950

1960

1970

1972

Турбины, Гвт

0,006

0,044

1,4

2,7

9,2

16,2

14,6

Генераторы к турбинам, Гвт

0,075

0,5

0,9

7,9

10,6

13,7

Электродвигатели переменного тока мощностью от 0,25 до 100 квт, Гвт

0,3

0,2

1,3

4,2

13,5

27,8

30,5

Электродвигатели переменного тока мощностью свыше 100 квт, Гвт

0,055

0,5

2,5

4,1

5,5

6,0

Станки металлорежущие, тысяч штук

1,8

2,8

58,4

70,6

155,9

202,2

211,3

    в том числе станки с числовым и

программным управлением, штук

16

1687

3049

Автоматические и полуавтоматические линии для машиностроения и металлообработки, комплектов

1

10

174

579

637

Кузнечно-прессовые машины, тысяч штук

0,1

4,7

7,7

29,9

41,3

44,0

Приборы, средства автоматизации и запасные части к ним*, млн. рублей

    в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1955

30,6

115

1102

    в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1967

2370

2956

Средства вычислительной техники и запасные части к ним*, млн. рублей

    в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1955

0,3

2,0

79,9

    в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1967

710

1213

Металлургическое оборудование, тысяч т

23,7

111,2

218,3

314,0

322,1

Комбайны угольные очистные, штук

22

344

881

1130

1117

Нефтеаппаратура, тысяч штук

15,5

47,9

93,0

126,6

156,9

Экскаваторы, штук

274

3540

12589

30844

34875

Бульдозеры, тысяч штук

0,1

3,8

12,9

33,5

40,5

Тепловозы магистральные (секций)

5

125

1303

1485

1488

Электровозы магистральные, штук

9

102

396

323

351

Автомобили, тысяч штук

0,1

0,8

145,4

362,9

523,6

916,1

1378,8

    в том числе грузовые и автобусы

0,79

139,9

298,3

384,8

571,9

648,7

    легковые

0,1

0,05

5,5

64,6

138,8

344,2

730,1

Тракторы (в физических единицах), тысяч штук

1,3

31,6

116,7

238,5

458,5

477,8

Плуги тракторные, тысяч штук

0,5

38,4

121,9

149,1

211,7

223,1

Сеялки тракторные, тысяч штук

0,6

21,4

117,7

111,9

163,5

144,5

Комбайны зерноуборочные, тысяч штук

12,8

46,3

59,0

99,2

95,7

* В 1967 выпуск приборов, средств автоматизации и запасных частей к ним в оптовых ценах  предприятий на 1 июля 1955 составил 2370 млн. рублей, в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1967 — 1631 млн. рублей; средств вычислительной техники и запасных частей к ним — соответственно 376 и 261 млн. рублей.

 

Высокими темпами развивается М. и в других социалистических странах. В 1972 по сравнению с 1950 объём валовой продукции М. и металлообработки возрос в Болгарии в 48 раз, Венгрии в 9 раз, ГДР в 5 раз, МНР в 20 раз, Польше в 33 раза, Румынии в 40 раз, Чехословакии в 11 раз. Социалистические страны располагают возможностями для производства высокоэффективной техники широкой номенклатуры. Они имеют современные машиностроительные предприятия и квалифицированные кадры. В 1972 в М. и металлообработке Болгарии было занято примерно 25 % промышленно-производственного персонала, работающего в промышленности, в Венгрии 31 %, ГДР около 42 %, Польше свыше 31 %, Чехословакии более 37 %. Из отраслей М. широкое развитие получили: в Болгарии — производство некоторых видов внутризаводского транспорта, в Венгрии — производство автобусов, радиопромышленность, в Польше — судостроение, в Румынии — производство химического и нефтяного машиностроения, в Чехословакии — тяжёлое машиностроение, в ГДР — приборостроение, судостроение, производство машин и оборудования для тяжёлой промышленности, в Югославии — судостроение. Увеличение объёма валовой продукции М. социалистических стран обеспечивается ростом производственных основных фондов М. и производительности труда.

Большое значение для развития М. социалистических стран, в первую очередь стран — членов СЭВ, имеет международное социалистическое разделение труда, основанное на межотраслевой специализации производства. В 1966—70 советский импорт продукции М. из стран — членов СЭВ составил почти 12 млрд. рублей. Изменяется структура поставок, увеличивается в ней доля совершенных машин, средств механизации и автоматизации производственных процессов, электронной вычислительной техники и т. д., что предопределяет дальнейшее развитие М. в этих странах. Большое влияние на увеличение объёмов валовой продукции М. социалистических стран — членов СЭВ оказывает осуществление Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции, принятой 25-й сессией СЭВ в 1971.

Основная масса продукции М. капиталистического мира производится в США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Японии, Швейцарии. Среди этих стран доминирующее положение занимают США. В 1970 на их долю приходилось примерно 30 % стоимости производства металлообрабатывающего оборудования основных капиталистических стран, около 50 % электрооборудования промышленного и бытового назначения, свыше 60 % электронного оборудования, 45 % энергетического оборудования, почти 30 % выпуска тракторов, свыше 30 % легковых и грузовых автомобилей. Следующее за США место в производстве машиностроительной продукции (за исключением судов, автомобилей и электронного оборудования) занимает ФРГ. Япония занимает 1-е место в капиталистическом мире по строительству судов и 2-е место после США по производству электронного оборудования и автомобилей.

Производство машин и оборудования в капиталистических странах с развитым М. высокомонополизировано (см. Машиностроительные монополии). С целью расширения рынков сбыта машин и оборудования, обеспечения загрузки производственных мощностей ведущие монополии в М. осуществляют за пределами своих стран крупные капиталовложения. В особенности сильна экспансия американских монополий в Западную Европу. В результате больших капиталовложений в автомобилестроение стран Западной Европы под контролем монополий США в начале 70-х годов находилось свыше 50 % всего выпуска легковых автомобилей в Великобритании, 1/3 выпуска автомобилей в ФРГ, до 1/3 выпуска легковых автомобилей в Нидерландах. Монополистический капитал США контролирует более 20 % производства тракторов в ФРГ и примерно 45 % их производства во Франции. Американским филиалам в Западной Европе принадлежит 50 % выпуска полупроводников, 95 % — интегральных схем и 80 % — ЭВМ.

Крупнейшие монополии играют всё большую роль в капиталистическом производстве машиностроительной продукции, одновременно придавая ему в силу агрессивности политики империализма милитаристский характер. В наибольшей степени милитаризованными в современных условиях являются радиоэлектронная и судостроительная промышленность, не считая тех отраслей и производств М., которые обеспечивают машинами и оборудованием военную промышленность. См. также Авиационная промышленность, Автомобильная промышленность, Бытовых приборов и машин промышленность, Инструментальная промышленность, Приборостроение, Радиопромышленность, Сельскохозяйственное машиностроение, Станкостроение, Судостроение, Тракторостроение, Тяжёлое машиностроение, Электротехническая промышленность, Энергетическое машиностроение.

 

  Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Государственный пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы. [Сборник], М., 1972; Розенфельд Я. С., Клименко К. И., История машиностроения СССР, М., 1961; Экономика машиностроительной промышленности СССР, М., 1968; Статистический ежегодник стран — членов Совета Экономической Взаимопомощи, М., 1972.

  Н. П. Ясновский.

Автомобильная промышленность, возникла в конце 19 в. в ряде стран. В 1900 в США было выпущено 4192, во Франции 2000, в Италии 355 автомобилей. Увеличению выпуска автомобилей способствовало развитие ряда отраслей промышленности, связанных прямо или косвенно с их производством и использованием: нефтяной промышленности (бензин, дизельное топливо, моторные масла и смазки), химической (лаки, краски, стекла для кузовов, шины, пластмассы), металлургической (специальная сталь), текстильной и др.

  Дореволюционная Россия не имела своей А. п. как специализированной отрасли производства. Русско-балтийский вагоностроительный завод в Риге, освоивший выпуск автомобилей в 1908, за время своей работы (до эвакуации в 1915) выпустил всего 451 легковой автомобиль и небольшое количество грузовых и специальных автомобилей. В августе 1915 в России на основе государственного кредита возникли 5 компаний, имевших целью организацию автомобильного производства для обеспечения потребностей армии. Было начато строительство автозаводов: в Москве — завода Автомобильного московского общества (АМО), под Москвой — завода правления «Руссо-балта», в Рыбинске — завода «Русский Рено», в Ярославле — завода В. А. Лебедева, в Ростове-на-Дону — Аксай. На всех этих заводах со 2-й половины 1916 предполагалось выпускать 6750 легковых и 3750 грузовых автомобилей в год, но ни один завод к этому времени ещё не был полностью построен.

  В СССР первые 10 полуторатонных грузовых автомобилей АМО-Ф-15 были выпущены в 1924 на заводе АМО. В 1925 началось производство автомобилей на Ярославском автозаводе. Развитие А. п. СССР прошло несколько этапов. В первый период (1924—30) выпускались в основном грузовые автомобили индивидуального и серийного производства в небольших количествах (см. табл. 1).

Табл. 1. — Выпуск автомобилей в СССР в 1924—30 (шт.)

1924

1925

1926

1927

1928

1929

1930

Грузовые

10

116

366

475

740

1471

4019

Легковые

3

50

156

160

Автобусы

51

85

47

Всего

10

116

366

478

841

1712

4226

  Производство легковых автомобилей НАМИ-1 было организовано в 1927—28 в Москве на заводе «Спартак».

  Второй период (1931—41) характеризуется организацией крупносерийного и массового производства автомобилей, созданием специализированного автомобильного производства. Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства значительно увеличили потребность в автомобильном транспорте. В 1928—29 были приняты решения о строительстве автозаводов в Москве и в Горьком. 1 октября 1931 был введён в строй Московский автозавод (АМО), ныне автозавод им. Лихачева (ЗИЛ), реконструированный для выпуска 25 тыс. 3-тонных автомобилей в год. 1 января 1932 вошёл в строй Горьковский автозавод, рассчитанный на 100 тыс. автомобилей в год. В 1932—33 начаты работы по дальнейшему увеличению производственных мощностей автозаводов. Производство автомобилей быстро увеличивалось.

  В 1932 начат выпуск легковых автомобилей ГАЗ-А на Горьковском автозаводе (с 1936 — легковые автомобили М-1 ). В 1936 развернулось производство легковых 6-местных автомобилей ЗИС-101 на Московском автозаводе. Московский автосборочный завод им. КИМ (1930) в 1938—39 был расширен и реконструирован для массового производства малолитражных легковых автомобилей, к 1 мая 1940 были выпущены первые 3 образца, а до начала Великой Отечественной войны — около 500 автомобилей, получивших название КИМ-10. В 1933 Московский автозавод выпустил 21-местный автобус ЗИС-8, в 1934 — улучшенной конструкции автобус ЗИС-12, а перед войной — автобус на 26 пассажиров ЗИС-16. Наряду с развитием производства двухосных грузовых автомобилей выпускались автомобили повышенной проходимости, с 1933 — трёхосные грузовые автомобили ЗИС-6 грузоподъёмностью 2,5 т (4 т — на дорогах с твёрдым покрытием), в 1935 на Горьковском автозаводе — трёхосные грузовые автомобили ГАЗ-30 грузоподъёмностью 2 т. В эти же годы был начат выпуск автомобилей-самосвалов и шасси для специализированных автомобилей различного назначения. (См. табл. 2.).

Табл. 2. — Выпуск автомобилей в СССР в 1931—40 (тыс. шт.)

1931

1932

1933

1934

1935

1936

1937

1938

1939

1940

Грузовые

3,9

23,75

39,1

54,6

76,9

131,5

180,3

182,4

178,8

136,0

Легковые

0,03

10,3

17,1

19,0

3,7

18,2

27,0

19,6

5,5

Автобусы

0,1

0,1

0,3

0,7

0,8

1,3

1,3

1,7

3,3

3,9

Всего

4

23,88

49,7

72,4

96,7

136,5

199,8

211,1

201,7

145,4

  В годы Великой Отечественной войны был построен Уральский автозавод в Миассе (Челябинская область) и комплектующие его заводы — кузнечно-прессовый в Челябинске и автоагрегатный в Шадринске (Курганская область). В 1942—43 Уральский автозавод поставлял автомобильные двигатели и коробки перемены передач московскому и другим автозаводам, с июля 1944 выпускал 3-тонные грузовые автомобили.

  После войны, наряду с реконструкцией и расширением действующих заводов, построены и начали производство автомобилей Минский завод, рассчитанный на выпуск двухосных грузовых автомобилей грузоподъёмностью 6—7 т (1947), Кутаисский — грузовых автомобилей ЗИС-150 (1951), Ульяновский — легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 (выпуск с 1954). На Московском заводе малолитражных автомобилей в 1947 начат выпуск малолитражных легковых автомобилей «Москвич-400». С 1956 начат выпуск автобусов на Львовском и с 1953 на Павловском (Горьковская область) автобусных заводах. В 1945 на Московском автозаводе было организовано производство легкового автомобиля высшего класса ЗИЛ-110. С 1947—48 автозаводы начали освоение новых типов автомобилей взамен ранее выпускавшихся (грузовые автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИС-150, ЗИС-151, Урал-355М, ЯАЗ-210, МАЗ-200, МАЗ-205 и др.; легковые — «Победа», ГАЗ-69). Расширился типаж автомобилей. Кроме бортовых автомобилей, увеличился выпуск самосвалов, автомобилей высокой проходимости, газобаллонных, санитарных, пожарных и других специализированных автомобилей. Вновь освоенные модели автомобилей превосходили довоенные по сроку службы, мощности двигателя, комфортабельности и имели меньший удельный расход топлива.

  С конца 50-х гг. А. п. получила дальнейшее развитие. Были созданы Кременчугский автозавод для производства тяжёлых самосвалов грузоподъёмностью 10—12 т и бортовых автомобилей грузоподъёмностью 12—14 т (выпуск с 1959), Белорусский автозавод — для выпуска карьерных самосвалов грузоподъёмностью 25—40 т (с 1959), построены автосборочные заводы автомобилей-самосвалов в Саранске (Мордовская АССР, 1958) и Фрунзе (Киргизская ССР, 1965), запорожский завод «Коммунар» был реконструирован на массовый выпуск микролитражных легковых автомобилей «Запорожец» (с 1960). Организовано производство городских автобусов ЛИАЗ-158 на 60 пассажиров в городе Ликино-Дулёво (Московская область, с 1959). В Кургане начато производство однодверных автобусов на 20 пассажиров для внутрирайонных перевозок (с 1958), в Риге — автобусов особо малой вместимости — РАФ, используемых в качестве маршрутных такси и для служебных поездок (с 1957). (См. табл. 3.).

Табл. 3. — Выпуск автомобилей в СССР в 1945—68 (тыс. шт.)

1945

1950

1955

1960

1965

1966

1967

1968

Грузовые

68,6

294,4

328,1

362,0

379,6

407,6

437,4

478,1

Легковые

5,0

64,6

107,8

138,8

201,2

230,3

251,4

280,3

Автобусы

1,1

3,9

9,4

22,8

35,5

37,3

40,0

42,4

Всего

74,7

362,9

445,3

523,6

616,3

675,2

728,8

800,8

  В решениях 23-го съезда КПСС (1966) предусмотрено дальнейшее развитие А. п. в СССР. Наиболее крупным автомобильным заводом, строящимся в 1966—70, станет Волжский в городе Тольятти, рассчитанный на выпуск 660 тыс. легковых малолитражных автомобилей в год. Расширяется Московский завод малолитражных автомобилей, организуется производство малолитражных автомобилей в Ижевске. Основные заводы перешли на выпуск новых, более совершенных моделей автомобилей: ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 (1967) на Московском автозаводе, ГАЗ-53А (1965) и ГАЗ-66 (1966) на Горьковском, Урал-375 (1962) и Урал-377 (1966) на Уральском, МАЗ-500, МАЗ-503, МАЗ-504 (1965) на Минском автозаводе и др. Новые модели автомобилей обладают повышенной грузоподъёмностью, увеличенной мощностью двигателей, почти в 2 раза повышены сроки службы. Увеличивается выпуск специализированных автомобилей-цистерн, фургонов, самосвалов, седельных тягачей с полуприцепами. Значительное развитие получает производство автомобильных прицепов, агрегатов и запасных частей.

  Производство в А. п. — массово-поточное. Уровень механизации и автоматизации высок, развивается специализация. Автомобильные заводы получают по кооперации электрооборудование, шариковые и роликовые подшипники, изделия из резины, пластмасс, стекла, широкий ассортимент профилей, специальные узлы и агрегаты (карбюраторы, амортизаторы), краски, лаки, ткани и т. п. Созданные в годы Великой Отечественной войны 1941—45 и после войны Уральский, Минский, Ульяновский, Кременчугский, Белорусский, Запорожский автомобильный заводы получают с других заводов двигатели, коробки перемены передач, карданные валы, рессоры, колёса, радиаторы, отдельные заводы получают также полуфабрикаты (отливки из чёрных и цветных металлов). Специализация распространилась также на ЗИЛ и ГАЗ, которые раньше были комплексными предприятиями. С Московского автозавода выведено на специализированные заводы производство компрессоров для пневмотормозов, карданных валов, радиаторов, передних, средних и задних ведущих мостов и раздаточных коробок для трёхосных автомобилей. ГАЗ для вновь осваиваемых автомобилей получает двигатели со специализированного моторного завода. Ярославский завод в 1959 прекратил производство автомобилей (оно перенесено в Кременчуг) и превратился в моторный завод. В Горьковской области построен завод по производству карбюраторных двигателей для легковых и грузовых автомобилей и с 1960 начал их выпускать. Созданы специализированные предприятия: в Мелитополе — завод силовых агрегатов для микролитражных автомобилей (выпуск с 1960), в Паневежисе (Литовская ССР) — автомобильных компрессоров (с 1959), в Ярославле — топливной аппаратуры (с 1960), в Полтаве (УССР) — тормозной аппаратуры (с 1959), в Херсоне (УССР, с 1959) и в Гродно (БССР, 1959) — карданных валов, во Фрунзе (Киргизская ССР, 1959) и Лихославле (Калининская область, 1959) — заводы радиаторов. Построен кузнечный завод в Токмаке (УССР, 1965), строится (1968) литейный завод для выпуска чугунных и стальных автомобильных отливок в Саранске (Мордовская АССР). Специализированные заводы применяют высокопроизводительное оборудование и совершенную технологию производства.

  В зарубежных социалистических странах А. п. также получает всё большее развитие (см. табл. 4).

Табл. 4. — Выпуск автомобилей в отдельных социалистических странах (шт.)

1955

1960

1965

1967

Венгрия

грузовые

2970

2923

4352

3447

автобусы

720

1892

2779

3456

Всего

3690

4815

7131

6903

ГДР

грузовые1

14191

12864

15000

22585

легковые

22247

64071

95000

111516

Всего

36438

76935

110000

134101

КНДР

грузовые1

3100

9000

легковые

Всего

3100

9000

Польша

грузовые1

12473

24000

34200

36050

легковые

4000

12900

26400

27880

Всего

16473

36900

60600

63930

Румыния

грузовые1

5200

12100

22800

22196

легковые

5610

Всего

52002

12100

22800

27806

Чехословакия

грузовые1

13980

18733

14008

21456

легковые

12530

56211

77705

111718

Всего

26510

74944

91713

133174

Югославия

грузовые1

3191

5460

11859

12100

легковые

990

10461

35880

47900

Всего

41812

15921

47739

60000

1 Включая автобусы. 2 Данные за 1956.

  Из капиталистических стран наиболее развитую А. п. имеют США (см. табл. 5).

Табл. 5. — Выпуск автомобилей в капиталистических странах в 1967 (шт.)

Всего

В том числе

легковые

грузовые, включая автобусы

США

9023736

7412659

1611077

Япония

3173000

1375800

1797200

ФРГ

2480900

2295700

185200

Франция

2009700

1751800

257900

Англия

1947300

1552000

395300

Италия

1542700

1439200

103500

Канада

938000

713000

225000

  Во всех капиталистических странах подавляющая часть автомобильного производства приходится на долю небольшого числа крупных монополий (см. Автомобильные монополии).

 

  Лит.: Селифонов В. Я., Автомобильная промышленность СССР в 1959—1965 гг., М., 1959; Динерштейн М. А., Кацура П. М., Задачи и перспективы развития автомобильной промышленности СССР в 1966—1970 гг., М., 1967; Полвека труда и строительства. История Ярославского ордена Ленина моторного (автомобильного) завода 1916—1966, Ярославль, 1966; Горьковский автомобильный. Очерк истории завода, [М., 1964]; История Московского автозавода им. И. А. Лихачева, М., 1965; Абрамович А. Д., Краткий очерк развития автомобильной промышленности и автомоб. транспорта в СССР, М., 1958; Колесников Ф. А., Автомобилестроение в капиталистич. странах, М., 1966.

Бытовых приборов и машин промышленность, выпускает приборы и машины, предназначенные для использования в быту, облегчения и сокращения домашнего труда, создания бытовых удобств. В дореволюционной России кустарным способом изготовлялись примитивные бытовые приборы и машины. Исключение представляло лишь производство швейных машин компании «Зингер», сборка которых из импортных деталей велась на специализированном заводе в г. Подольске (ныне Московская области).

  В СССР создана и постоянно расширяется индустрия бытовых приборов и машин. Налажено массовое производство швейных машин, различного рода электроприборов. С середины 60-х гг. создаются специализированные предприятия домашних холодильников, стиральных машин и других бытовых приборов. Их производством заняты также цехи крупных машиностроительных и приборостроительных заводов. Динамика роста выпуска наиболее массовых изделий характеризуется табл. 1.

  Табл. 1. — Выпуск основных бытовых приборов и машин

в СССР в 1950—69 (тыс. шт.)

1950

1955

1960

1969

Холодильники

1,2

151

529

3700

Стиральные машины

0,3

87

895

5152

Электропылесосы

6,1

131

501

1358

Швейные машины

502

1611

3096

1324

Электроутюги

508

5290

5006

6950

Электробритвы

3,2

52,0

852

6539

Электроплитки

1689

4584

6875

7800

  К 1970 производством бытовых приборов и машин занималось свыше 300 предприятий, которые изготовляли более 100 наименований изделий. Несмотря на высокие темпы роста выпуска бытовых приборов и машин в СССР, потребность населения в некоторых из них удовлетворяется ещё не полностью (холодильники, электропылесосы и др.). Обеспеченность основными бытовыми машинами в СССР на 100 семей к 1969 видна из следующих данных: холодильники 21, стиральные машины 38, электропылесосы 9.

  Производство бытовых приборов и машин крупносерийное. Развиты специализация и кооперирование, например компрессоры для холодильников в 1969 изготовляли 4 специализированных завода. В соответствии с Директивами 23-го съезда КПСС (1966) осуществлена большая работа по повышению технического уровня производства, реконструируются действующие и строятся новые заводы [в Самарканде, Уссурийске, Минске, Алитусе (Литовская ССР) и др. городах]. Созданы научно-исследовательские институты (в Киеве и Кишиневе), специальные конструкторские бюро по разработке новейших изделий [в Минске, Львове, Кишиневе, Душанбе, Пушкине (Ленинградская область), Риге и др.].

  Табл. 2. — Динамика производства основных бытовых машин в некоторых капиталистических странах в 1950—68 (тыс. шт.)

1950

1955

1960

1968

США

Холодильники

6200

4200

3475

5151

Стиральные машины

4273

4391

3515

4518

Пылесосы

3529

3270

3313

6495

Великобритания

Холодильники

369

342

1047

1085

Стиральные машины

537

918

1019

884

Пылесосы

1056

1238

1317

1751

Франция

Холодильники

120

259

913

819

Стиральные машины

339

487

938

Пылесосы

281

460

849

Япония

Холодильники

5

31

908

3471

Стиральные машины

2

461

1529

3940

Пылесосы

847

2707

* 1967

  Основные задачи отрасли на ближайшие годы: повышение технического уровня продукции, создание высококачественных, надёжных и экономичных в эксплуатации изделий, предназначенных для дальнейшего облегчения и сокращения труда в быту, а также для гигиенических и лечебных целей; увеличение объёма производства до полного удовлетворения спроса населения; расширение ассортимента и снижение затрат на производство; внедрение передовых технологических процессов с учётом последних достижений науки и техники, а также высокопроизводительного автоматизированного оборудования.

  Производство бытовых приборов и машин получило значительное развитие в ряде социалистических стран. Так, в ГДР в 1968 было произведено 377 тыс. холодильников и 327,2 тыс. стиральных машин (в 1955 соответственно 17,3 и 18,4 тыс. штук), в Чехословакии в 1968 выпущено 300,6 тыс. холодильников и 221,3 тыс. стиральных машин (в 1955—30,5 и 206 тыс. штук).

  В главных капиталистических странах (США, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Япония) производство бытовых приборов и машин получило значительное развитие (см. табл. 2). производство концентрируется на крупных предприятиях.

  Н. Н. Елисеев.

Радиопромышленность, отрасль машиностроения, производящая оборудование и аппаратуру для средств телефонной, телеграфной и радиосвязи, средств радиовещания и телевидения, радиолокации, радионавигации, систем радиоуправления летательными аппаратами и др. (см. Радиотехника). Развитие Р. в значительной мере способствует техническому прогрессу во всех областях народного хозяйства, науки и техники, укреплению обороноспособности государства.

  В дореволюционной России Р. имела низкий уровень развития; большая часть необходимой радиоаппаратуры покупалась за границей.

  В СССР в первые годы Советской власти была разработана программа создания современной отечественной Р. Одним из первых декретов Советского правительства был декрет «О централизации радиотехнического дела». В 1918 в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) создана Нижегородская радиолаборатория первая советская радиотехническая научно-исследовательская организация, где по инициативе В. И. Ленина была изготовлена радиоаппаратура для первой мощной радиотелефонной станции в Москве.

  Наиболее интенсивными темпами Р. развивалась в 30-е гг. в связи с производством и совершенствованием сверхвысоких частот техники и высокочувствительных фототелеграфных приборов (см. Фототелеграфия). Были построены новые и расширены старые радиотехнические предприятия, освоено серийное производство многих новых видов радиоаппаратуры, в том числе и радиотоваров народного потребления. В послевоенные годы Р. продолжала развиваться опережающими темпами по сравнению с др. отраслями промышленности страны. С 50-х гг. в связи с массовым внедрением полупроводников в производство в Р. осуществлялся переход от «первого поколения» радиоаппаратуры (на основе электровакуумных приборов) ко «второму» (на полупроводниковых приборах), а затем с 60-х гг. и к «третьему поколению» (на интегральных схемах).

  Основные особенности современной Р.: развитие большого количества взаимосвязанных научно-технических направлений, ускоренное обновление выпускаемой продукции, переход от производства отдельных изделий к созданию сложных комплексов и систем, объединяющих в одно целое множество разнообразной аппаратуры, приборов и устройств (единой автоматизированной системы связи страны, единой системы спутниковой связи, единой системы управления воздушным движением, автоматизированных систем управления). Р. насчитывает большое число промышленных предприятий и объединений, научно-исследовательских и конструкторских организаций (завод «ВЭФ» в Риге, производственные объединения «Красная заря» и им. Козицкого в Ленинграде, производственные объединения им. Попова в Риге, «Электрон» во Львове и многие др.). Радиоаппаратура широко применяется во всех областях народного хозяйства, науки и техники, культуры и просвещения. С помощью средств радиоэлектроники осуществляется надёжная связь с отдалёнными районами страны, автоматизируются производственно-технологические процессы, управляются космические корабли, исследуются др. планеты. Посредством отечественной радиоаппаратуры проводились корректировка траектории и приём сигналов первых искусственных спутников Земли, получены изображения обратной стороны Луны, велась телевизионная передача первого выхода человека в космос, осуществлялась мягкая посадка космических станций на Луне, Венере и Марсе, передача информации с этих планет. На предприятиях Р. СССР создана аппаратура для спутников связи «Молния» и приёмных телевизионных пунктов системы «Орбита», а также оборудование для телецентров.

  Быстрыми темпами растет производство бытовых радиоизделий: радиоприёмников (в т. ч. транзисторных), телевизоров (в т. ч. с цветным изображением), радиол, магнитол и т.д. (см. табл. 1).

Табл. 1. — Производство радиоприёмников и телевизоров в СССР

1940

1950

1960

1974

Радиоприёмники и радиолы широковещательные, тыс. шт.

160

1072

4165

8753

Телевизоры широковещательные, тыс. шт.

0,3

11,9

1726

6570

  В сферу Р. входит разработка технической политики, совершенствование конструкционных схем и др. видов продукции, предназначенной для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (магнитофоны, электрофоны и др.).

  В результате роста производства продукции Р. и увеличения доходов населения расширяется объём продаж радиотоваров и повышается обеспеченность населения радио- и телеаппаратурой (см. табл. 2).

Табл. 2. — Объём продаж важнейших радиотоваров и обеспеченность населения СССР радио- и телеаппаратами

1960

1965

1970

1974

Общий объём продаж радиотоваров через государственную и кооперативную торговлю (в городской и сельской местности; в целом за год), тыс. шт.

  радиоприёмники и радиолы

4179

4980

5870

6556

  телевизоры

1488

3338

5580

6044

Обеспеченность населения радио- и телеаппаратами (на конец года), шт.

  в среднем на 100 семей:

радиоприёмники и радиолы

46

59

72

77

  телевизоры

8

24

51

71

 

в среднем на 1000 жителей:

радиоприёмники и радиолы

129

165

199

223

  телевизоры

22

68

143

207

 

Табл. 3. — Производство радиоприёмников и телевизоров в развитых капиталистических странах (1973), тыс. шт.

США

Япония

ФРГ

Великобритания

Франция

Радиоприёмники*

22250

28300

5750

1350

3450

Телевизоры

15000

14416

3800

3280

1630

* Включая радиолы и автомобильные радиоприёмники.

  Р. успешно развивается в зарубежных социалистических странах (ГДР, ЧССР, ВНР, ПНР и др.), с которыми СССР осуществляет тесное сотрудничество в этой области в процессе социалистической экономической интеграции. Производство радиоприёмников составило в странах — членах СЭВ (тыс. шт.): в 1973 в НРБ — 71, ВНР — 199, ГДР — 983; в 1974 в ПНР — 1419, СРР — 602, ЧССР — 198; телевизоров (бытовых) (тыс. шт.): в 1973 в НРБ — 74, ГДР — 454; в 1974 в ВНР — 395, ПНР — 896, СРР — 451, ЧССР — 409.

  В капиталистических странах Р. отличается высокой степенью монополизации. В США производство радиоаппаратуры контролируется компанией «Рейдио корпорейшен оф Америка» (Radio Corporation of America, RCA), тесно связанной с концернами «Дженерал электрик» (General Electric) и «ИТТ» (International Telephone and Telegraph), в Японии — концернами «Сони», «Нэшонал», «Хитати», в Западной Европе — концернами «Филипс» (Philips, Нидерланды), «АЭГ-Телефункен» (AEG-Telefunken, ФРГ), «Сименс» (Siemens, ФРГ) и др. Созданный на основе монополистических соглашений о разделе мировых рынков и обмене патентами, международный картель охватывает почти всю Р. капиталистических стран. Значительно возрос выпуск радиоаппаратуры в годы 2-й мировой войны 1939—45. В это же время началось серийное производство радиолокационной аппаратуры. В послевоенные годы высокими темпами Р. развивалась в ведущих капиталистических странах, особенно в Японии, которая по общему объёму производства радиоаппаратуры вышла на второе место в мире после США (см. табл. 3).

  П. В. Козлов.

Previous Article
Next Article

Добавить комментарий

Темы

Архивы

МЛПБ

Последние сообщения на форуме

ХУЖЕ США и Д. ТРАМПА НЕ БЫВАЕТ!!! …ВСЁ, ВСЕМ и ВЕЗДЕ, обо ВСЕХ, любое и каждое, и о тебе, ОДНИМ СЛОВО … Читать далее
ВСЁ, ВСЕМ и ВЕЗДЕ, обо ВСЕХ, любо …ВСЁ, ВСЕМ и ВЕЗДЕ, обо ВСЕХ, любое и каждое, и о тебе, ОДНИМ СЛОВО … Читать далее
РГОИ: ПОВТОР/ЕНИЕ: КЛЕЙМО: ПУТИН/ …РГОИ: ПОВТОР/ЕНИЕ: КЛЕЙМО: ПУТИН/ИСТ/КА ( ФАШИСТ/КА-ОБОРОТЕНЬ 21 в … Читать далее

Дружественные сайты

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться