Перейти к верхней панели

Деградация альтернатива социализму

Spread the love

Первые предупреждения о том, что капитализм ведёт человеческую цивилизацию в тупик и угрожает ей гибелью, прозвучали ещё до Маркса и Энгельса. Так, американский учёный Л.Г. Морган писал: «Гибель общества угрожает нам как завершение исторического поприща, единственной конечной целью которого является богатство, ибо такое поприще содержит элементы своего собственного уничтожения».

В первой половине ХХ века уже многие специалисты разных стран и политических взглядов констатировали развитие тяжёлого духовного кризиса буржуазного общества. Во второй половине прошлого столетия проявились и другие кризисы, угрожающие не каким-то отдельным странам, а всему человечеству – социальный, ресурсный, экологический. В 1970-е годы учёные США, ФРГ, Японии и некоторых других стран по заданию Римского клуба (международной общественной организации, созданной с целью осмысления положения, в котором находится человечество, и поиска оптимального варианта его дальнейшего развития) провели ряд исследований, в том числе и с использованием метода математического моделирования. Их результаты полностью совпали в главном: капиталистический путь развития (не все употребляли этот термин, но у всех подразумевался именно он) ведёт человечество в тупик.

Положение на планете сделалось настолько тревожным, что в конце концов не только учёные, но и политики признали, что модель производства и потребления, использующаяся в развитых капиталистических странах, поставила человечество на грань выживания.

Напомню, что конференция ООН на высшем уровне (большинство стран были представлены главами государств или правительств), прошедшая в 1992 году в Рио-де-Жанейро, подтвердила, что, как писал её участник вице-президент Российской Академии Наук, член Высшего Консультационного совета по устойчивому развитию при Генеральном секретаре ООН В.А. Коптюг, «спасти мир в рамках существующей капиталистической модели развития невозможно»…

И никакое «усовершенствование» капиталистической модели не сможет «излечить» её врождённых пороков. В прошедшей в ХХ веке во всех развитых капиталистических государствах «социализации» капитализма многие поначалу увидели спасительную панацею. Однако основной порок капитализма, порождающий многие другие, – превращение жажды наживы в главный, всё себе подчиняющий стимул экономики – как был ещё при Адаме Смите, так остался в «социализированной» модели капитализма. Более того, «социализация» капитализма, значительно поднявшая уровень материального потребления людей, в условиях духовного кризиса, глубоко поразившего к этому времени развитые капиталистические страны, привела к возникновению новой смертельно опасной болезни общества – безудержной потребительской гонке, которая, помимо её губительного воздействия на внутренний мир людей, вела к углублению глобальных кризисов.

Упования на то, что выход из тупика могут дать сами по себе какие-то научно-технические достижения, – иллюзия. Вхождение человечества в «цифровой мир» ещё раз подтвердило эту истину. Цифровизация всего и вся не только не способствовало смягчению существующих проблем, но, напротив, значительно их усугубила. С одной стороны, Интернет уже сделался «полем чудес», привлекающим великое множество людей возможностью заработать деньги «из воздуха». С другой стороны, он открывает немыслимые доселе возможности в гонке за материальными благами. Были бы деньги – и человек может, не выходя из дома, купить практически любой товар из любой страны…

Учёные, доказавшие неизбежность краха человеческой цивилизации при дальнейшем движении по прежнему пути развития, стремились найти такие ценностные установки и принципы социально-экономического устройства, утверждение которых в жизни общества даст цивилизации шанс на спасение. Замечу, что большинство этих специалистов были, если не противниками коммунистов, то во всяком случае, и не сторонниками.

Если обобщить эти принципы, получим: необходимо, чтобы люди обрели возвышенные идеалы, которые бы подняли их дух; чтобы высшей целью стало не извлечение прибыли и получение дохода, а всестороннее развитие каждого человека; чтобы человек научился чувствовать радость от служения людям, а не от стяжательства; чтобы он преодолел психологию вещизма; чтобы мотивацией работы сделалось духовное удовлетворение, а не материальное обогащение. Категорически необходимо изменить модель потребления, сложившуюся в развитых капиталистических странах, – материальное потребление должно ограничиваться разумным и социально обусловленным пределом. Ещё одно необходимое условие: люди должны преодолеть индивидуализм, выработанный в их сознании капиталистической системой, забота о благе всех – в том числе и о благе всего человечества – должна стать одной из важных установок гуманизированного сознания.

Сторонники гуманизации общества нашлись и в современной России. Среди них и Е.С. Савченко, который в бытность белгородским губернатором стал доктором экономических наук. В последние годы своего правления он любил рассуждать о «происходящей общемировой смене парадигмы развития человеческой цивилизации от капитализма к гуманистическому мировоззрению, название которому философам ещё предстоит придумать».

Но беда не в том, что этому мировоззрению нет названия. Беда в том, что не только бывший губернатор, но и учёные, предлагавшие очень правильные, в сущности, принципы социального устройства и идеологические установки гуманизированного мира, не смогли разработать социально-экономическую модель, которая создала бы условия для их воплощения с реальность.

Между тем, такая модель есть. И название ей придумывать нет нужды. Это социализм. Вернее, тот вариант социализма, фундаментальные принципы которого определили Маркс и Энгельс, а Великая Октябрьская социалистическая революция открыла возможность для их воплощения в реальность. Именно на этих принципах основывался Сталинский проект развития советской страны. Назовём его социализмом коммунистического типа, поскольку он рассматривался как переходный этап к построению коммунистического общества.

Эрих Фромм, исследовав воздействие социально-экономической системы капитализма на сознание людей, пришёл к заключению, что система, ориентированная на извлечение прибыли и приобретение собственности, объективно формирует в людях «жизнеотрицающие» установки существования – прежде всего, жажду денег и собственничество. К этому он присовокупил: «…другие экономические условия могут вызвать к жизни прямо противоположные стремления».

И социализм коммунистического типа, как раз, создавал принципиально иные экономические условия, нежели при капитализме.

Главная цель строительства такого социализма – не формирование потребительского рая, а создание условий, способствующих всестороннему развитию личности; говоря словами Маркса, создание такой системы, которая ««производит как свою постоянную действительность человека со всем богатством его существа».

Эта главная цель предопределила и фундаментальный принцип социалистической экономики, который Сталин назвал «основным законом социализма»: экономика должна быть ориентирована непосредственно на удовлетворение потребностей общества; погоня за прибылью категорически исключалась из неё. Соответственно, одна из обязательных черт социалистической экономики – её плановый характер.

Одно из необходимых условий строительства социализма коммунистического типа – упразднение частной собственности. И не только из экономических соображений, но и потому, что она, как писал Маркс, объективно порождает в людях «чувство обладания как отчуждение всех чувств».

Ещё одна важная задача социалистического строительства – придание труду духовного содержания, превращение его из средства зарабатывания на жизнь в жизненную потребность людей, в средство раскрытия их творческого потенциала.

При повышении уровня материальной обеспеченности жизни народа по ходу социалистического строительства категорически необходимо избежать возникновения губительной для духовного мира человека гонки за материальными благами. На это, в частности, было нацелено указание Сталина, что повышать материальную обеспеченность людей нужно не столько за счёт роста зарплат, сколько за счёт снижения цен, что повышало доступность основных материальных благ для всех. При этом с подъёмом экономической мощи державы в советском обществе создавались такие социальные гарантии, которые освобождали людей от необходимости вести борьбу за физическое существование, и он мог уделять достаточно времени для своего культурного развития.

В советском обществе при воплощении в жизнь Сталинского проекта строительства социализма не только создавались необходимые экономические условия для формирования в людях «жизнеутверждающей» системы ценностей и духовного развития, но и велась огромная воспитательная работа с использованием всех средств воздействия на сознание людей.

И в Советском Союзе в 30-50-е годы действительно удалось сформировать у весьма значительной части людей другие, нежели в капиталистическом обществе, ценности, принципы, ориентиры человеческого бытия: приоритет духовных ценностей, одухотворённое отношение к труду, внутренняя потребность в «общении» с духовно богатой подлинно художественной культурой, пренебрежение погоней за материальными благами, отношение к алчности и собственничеству как к уродству, приоритет общественных интересов, готовность помочь другим, даже в ущерб себе, интернационализм.

Сопоставьте эти установки сознания людей с теми, об утверждении которых мечтали и мечтают сторонники гуманизированного мира, – и вы убедитесь, что они, если не полностью тождественны, то в главным очень близки. А другой социально-экономической модели, кроме марксистского социализма, которая позволила бы их воплотить в жизнь, повторю, сегодня нет и даже в перспективе она не вырисовывается.

Напрашивается заключение, что социализму коммунистического типа альтернативы нет. Однако, как резонно меня как-то поправили на научной конференции РУСО, с точки зрения философии, альтернатива есть всему. В данном случае её чётко определили в 70-е годы ХХ века Э. Пестель и М. Месарович в докладе «Человечество у повротного пункта»: если в ценностях и установках человека не произойдут коренные изменения, «Homo sapiens  приговорён».

Виктор Василенко,

Белгород

1
Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
Please follow and like us:
5 1 голос
Рейтинг статьи

Просмотров: 149

1+

Spread the love
Previous Article
Next Article
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Переводчик Google

поддержка

Последние сообщения на форуме

НАШЕ ПРАВО БЫТЬ МАРКСИСТАМИ-ЛЕНИН … НАШЕ ПРАВО БЫТЬ МАРКСИСТАМИ-ЛЕНИНИСТАМИ Послезавтра, 9 ма … Читать далее
КУЛЬТУРНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ ЛЕНИНА И МАО …КУЛЬТУРНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ ЛЕНИНА И МАО ЦЗЭДУНА То, что понимал под ку … Читать далее
СТАЛИН И.В. ОБ ОСНОВАХ ЛЕНИНИЗМА Сталин И.В. ОБ ОСНОВАХ ЛЕНИНИЗМА Лекции, читанные в Свердловском … Читать далее

Авторы

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
%d такие блоггеры, как: