Перейти к верхней панели

ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ

Spread the love
  • 20
    Поделились

ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ
1.14 сентября 1867 года, тиражом 1000 экземпляров вышел в свет первый том «Капитала» – главного труда Карла Маркса, в котором он исследовал капиталистический способ производства, открыл экономический закон движения буржуазного общества и доказал неизбежность гибели капитализма и победы коммунизма.
Работа написана с применением диалектико-материалистического подхода, в том числе к историческим процессам и является расширенным продолжением опубликованной в 1859 году работе «К критике политической экономии».
В своем труде К.Маркс опирался и использовал идеи Адама Смита и Давида Рикардо. Именно эти английские экономисты показали трудовую природу стоимости.
«Капитал» – одна из самых влиятельных книг в истории человечества. Сам Маркс накануне выхода «Капитала» писал, что это «самый страшный снаряд, который когда-либо был пущен в голову буржуа», а В.И. Ленин считал его «величайшим политико-экономическим произведением нашего века».
«Капитал» в полной мере раскрывает процесс капиталистического производства. И так как все механизмы, изученные в нём, работают и в современном обществе, этот марксистский труд остаётся актуальным и сегодня.
2. 14 сентября 1902 года родился Николай Ильич Камов (ум. 1973), советский авиаконструктор
Родился в городе Иркутске в семье учителя. Ещё учеником коммерческого училища он стал интересоваться авиацией и часто посещал демонстрационные полёты известных в то время пилотов. Приехал в Томск и поступил в Томский технологический институт, когда ему не было ещё и 16 лет. С 1918 по 1923 годы он учился на мехфаке и сидел за одной партой с известным в то время русским лётчиком, Героем Франции, отличившимся в битве за Верден, Х. Н. Славороссовым. Вероятно, Славороссов и заразил Камова любовью к авиации и авиастроению. В 20 лет Камов с отличием окончил ТТИ, войдя в историю вуза как самый молодой студент, выпускник и инженер.
В 1929 году вместе с Николаем Скржинским, Камов создал первый советский автожир КАСКР-1 «Красный инженер». В 1935 году под руководством Камова был создан боевой автожир А-7, использовавшийся во время Великой Отечественной войны. В 1940 году Камов стал главным конструктором КБ по вертолётостроению. Камов и Скржинский предложили само слово «вертолёт». Под руководством Камова были созданы вертолёты Ка-8 (1948), Ка-10 (1953), Ка-15 (1956), Ка-18 (1960), Ка-25 (1968), Ка-26 (1967), винтокрыл Ка-22 (1964), аэросани Север-2 и Ка-30, глиссер.
Н. И. Камов умер 24 ноября 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
3. 14 сентября родился Луис Альберто Корвалан Лепес (1916-2010) — чилийский коммунист, лидер Коммунистической партии Чили.
Луис Корвалан родился в г. Пуэртомонт на юге Чили. Его отец был учителем, мать — крестьянкой. В 1931 году он поступил в педагогическое училище г. Чильяна, примкнул к революционному студенческому движению и в 1932 году вступил в компартию.
Лишь год с небольшим смог проработать Л. Корвалан школьным учителем: его уволили по политическим мотивам. Во второй половине 30-х годов, когда в Чили по инициативе коммунистической партии под лозунгом борьбы против фашизма и войны, империализма и реакции создается Народный фронт, Л. Корвалан по заданию партии ведет работу в Союзе коммунистической молодежи, а затем становится партийным журналистом. В 1940 году его направляют в газету «Сигло» — орган компартии. В 1946 году Л. Корвалан был назначен главным редактором газеты.
В то время происходило укрепление позиций КПЧ. В конце 1946 — начале 1947 года она входила в правительство. Напуганная ростом влияния коммунистов, чилийская реакция добилась исключения компартии из правительства. А в 1948 году КПЧ была объявлена вне закона. На партию обрушились репрессии. В 1950 году Л. Корвалана арестовывают и отправляют на несколько месяцев в ссылку. В 1956 году Л. Корвалана снова арестовывают и бросают в концлагерь Писагуа.
С 1952 года Луис Корвалан — член ЦК, а с 1956 года входит в Политкомиссию ЦК КПЧ. В 1958 году ЦК избирает Луиса Корвалана Генеральным секретарем партии.
Под напором широкого демократического движения был отменен закон о запрете КПЧ. В последующие годы возглавляемая Л. Корваланом компартия превращается в массовую, влиятельную силу. Л. Корвалан внес большой вклад в разработку и проведение линии КПЧ на объединение вокруг рабочего класса всех прогрессивных сил для отстранения от власти буржуазно-помещичьей олигархии. Логическим продолжением этой линии явилось образование коалиции Народное единство, ее победа на президентских выборах и формирование народного правительства во главе с президентом Сальвадором Альенде в 1970 году.
Политика правительства Народного единства подорвала позиции монополий США и местной олигархии. Не желая допустить потерю своего господства в Чили, 11 сентября 1973 года они осуществили военный переворот и установили фашистскую диктатуру. КПЧ подверглась жесточайшим преследованиям. В конце сентября 1973 года
Л. Корвалан был арестован. Около трех месяцев его держали в одиночном заключении, потом отправили в концлагерь на «острове смерти» Досон в Магеллановом проливе.
С середины 1974 года Л. Корвалан — узник концлагеря Ритоке, а затем концлагеря Трес Аламос в Сантьяго, откуда он был освобожден и выслан из Чили в декабре 1976 года благодаря мощному движению международной солидарности и усилиям, предпринятым Советским правительством.
После освобождения Л. Корвалан много внимания уделял выработке политики партии с целью свержения фашистской диктатуры. В частности, в речи 3 сентября 1980 года Луис Корвалан сформулировал линию народного неповиновения, всеобщего сопротивления диктатуре с применением всех необходимых форм борьбы.
Развернувшееся с 1983 года действительно массовое антидиктаторское движение подтвердило правильность линии КПЧ, открыло качественно новый этап борьбы за восстановление демократии в Чили. К такому выводу пришла состоявшаяся в мае 1984 года Национальная конференция КПЧ. На ней Луис Корвалан был единодушно переизбран Генеральным секретарем партии.
Самоотверженным отстаиванием прогрессивных идей Л. Корвалан снискал большой авторитет на родине и заслужил уважение в международном коммунистическом и рабочем движении. В 1975 году Луису Корвалану присуждена международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами». В 1976 году за выдающиеся заслуги перед международным коммунистическим движением, в борьбе за мир, демократию и социальный прогресс, против империализма и фашизма, большой вклад в укрепление дружбы между советским и чилийским народами Луис Корвалан награжден орденом Ленина.
Многолетний лидер Компартии Чили всю свою жизнь придерживался коммунистических взглядов и боролся за построение социализма в своей стране. Он всегда утверждал, что мир непременно вернется к социалистическому пути развития. Также он верил, что распад СССР – это лишь временная передышка для мирового капитализма.
До самой смерти Луис Корвалан оставался убежденным коммунистом. Вплоть до последних месяцев жизни он принимал активное участие в работе ЦК Компартии.
Он скончался 21 июля 2010 г. на 94-м году жизни.
4. 14 сентября 1918 – В «Известиях ЦИК» опубликован декрет «О введении международной метрической десятичной системы мер и весов».
Сам же декрет был принят Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики по указанию В. И. Ленина 11 сентября 1918 г. Декрет определял «положить в основание всех измерений, производимых в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике, международную метрическую систему мер и весов с десятичными подразделениями и производными» и «принять за основу единицы длипы метр, а за основу единицы веса (массы) килограмм. За образцы основных единиц метрической системы принять копию международного метра, носящую знак № 28, и копию международного килограмма, носящую знак №12».
Все учреждения РСФСР обязаны были ввести метрическую систему с 1 января 1919 г. В случаях, когда в силу технических затруднений пользование метрической системы было невозможно, разрешалось применение старой системы с условием, что «окончательный переход к метрической системе должен быть закончен к 1 января 1922 г.». Народному комиссариату по просвещению следовало принять меры к наиболее широкой теоретической и практической постановке в школах всех типов ознакомления учащихся с метрической системой. Следовало также осуществить популяризацию новой системы мер среди населения. Декрет определял, что с 1 января 1922 г. должно быть прекращено изготовление мер и гирь русской системы, а с января 1923 г. — их продажа. С 1 января 1924 г. декрет запрещал применение всяких других мер, кроме метрических.
5. 14 сентября – 24 ноября 1944 года — Прибалтийская операция; освобождение Эстонии, Латвии и Литвы.
Наступательные операции в Прибалтике стали т. н. «восьмым сталинским ударом». Прибалтийская стратегическая наступательная операция была проведена с 14 сентября по 24 ноября 1944 г. Её главной целью был разгром немецких войск в Прибалтике и освобождение Эстонии, Латвии и Литвы. Битва за Прибалтику включала в себя четыре фронтовые и межфронтовые операции: Рижскую, Таллинскую, Моонзундскую и Мемельскую. Сражение длилось 71 день, ширина фронта достигала 1000 км, а глубина — 400 км. Прибалтийская операция завершилась поражением германской группы армий «Север», образованием Курляндского котла и освобождением от немецкой оккупации трёх прибалтийских республик.
В результате Прибалтийской операции Эстония, Латвия и Литва были освобождены от немцев. Везде была восстановлена советская власть. Только в небольшой части Латвии немецкие войска удержались. Вермахт лишился важного стратегического плацдарма и сырьевой базы, которой владел в течение трёх лет. Балтийский флот получил возможность вести операции на немецких коммуникациях, прикрывать приморские коммуникации и фланги сухопутных войск со стороны Финского и Рижского заливов. Советские войска с выходом к побережью Балтийского моря получили возможность нанести фланговые удары немецким войскам в Восточной Пруссии.
6. 14 сентября 1954 года на Тоцком полигоне (Оренбургская область) проведены войсковые учения в условиях реального ядерного взрыва под кодовым названием «Снежок».
В начале 50-х всерьез готовились к третьей мировой войне. После проведенных в США испытаний в СССР также решили опробовать ядерную бомбу на открытой местности. Место учений — в оренбургской степи — выбрали из-за сходства с западноевропейским ландшафтом.
«Сначала общевойсковые учения с реальным ядерным взрывом планировалось провести на ракетном полигоне Капустин Яр, но весной 1954-го была проведена оценка Тоцкого полигона, он и был признан лучшим по условиям обеспечения безопасности», — вспоминал в свое время генерал-лейтенант Осин.
Атомную бомбу самолет-носитель сбросил с высоты 8 тыс. метров со второго захода на цель. Мощность плутониевой бомбы под кодовым словом «Татьянка» составила 40 килотонн в тротиловом эквиваленте — в несколько раз больше той, что взорвали над Хиросимой. По воспоминаниям генерал-лейтенанта Осина, подобная бомба предварительно была испытана на Семипалатинском полигоне в 1951 году. Тоцкая «Татьянка» взорвалась на высоте 350 м от земли. Отклонение от намеченного эпицентра составило 280 м в северо-западном направлении.
Два дня спустя — 17 сентября 1954 года — в газете «Правда» было напечатано сообщение ТАСС: «В соответствии с планом научно-исследовательских и экспериментальных работ в последние дни в Советском Союзе было проведено испытание одного из видов атомного оружия. Целью испытания было изучение действия атомного взрыва. При испытании получены ценные результаты, которые помогут советским ученым и инженерам успешно решить задачи по защите от атомного нападения». Войска выполнили свою задачу: ядерный щит страны был создан.
7. 14 сентября 1959 года ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВПЕРВЫЕ ДОСТИГЛО ИНОГО НЕБЕСНОГО ТЕЛА – на Луну был доставлен вымпел СССР!
А ведь прошло всего немногим более 14 лет после окончания Великой Отечественной войны…
Нам есть чем гордиться!
14 сентября 1959 года в 00 ч. 02 мин. 24 сек. московского времени советская автоматическая межпланетная станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик. Впервые в истории был осуществлён космический полёт с Земли на другое небесное тело. Изготовлена станция была в королёвском ОКБ-1. Её масса составляла 390,2 кг. Диаметр шаровидного корпуса – чуть больше 1 метра.
Запуск станции был произведён 12 сентября 1959 года с космодрома Байконур ракетой-носителем (РН) «Восток-Л» семейства Р-7. Чтобы обеспечить достижение аппаратом Луны (со второй космической скоростью), потребовалось осуществить модификацию ракеты-носителя. РН была снабжена третьей ступенью – блоком «Е» с двигателем РД-0105, созданным на предприятии «Конструкторское бюро химавтоматики» (ОКБ-154).
На станции «Луна-2» было установлено научное оборудование – сцинтилляционные счётчики, счётчики Гейгера, магнитометры, детекторы микрометеоритов.
Проводилось исследование магнитных полей Земли и Луны; исследование поясов радиации, расположенных вокруг Земли; исследование интенсивности и вариации интенсивности космического излучения; исследование тяжёлых ядер в космическом излучении; изучение газовой компоненты межпланетного вещества; изучение метеорных частиц.
Подтвердились данные «Луны-1» о том, что Луна не имеет заметного магнитного поля, что вокруг неё нет радиационных поясов. По мере приближения к лунной поверхности было обнаружено некоторое увеличение концентрации газовой компоненты по сравнению с межпланетным пространством.
Одним из важных научных достижений миссии было прямое измерение солнечного ветра.
Траектория станции была задана для прямого попадания в Луну.
Геоцентрическая часть орбиты «Луны-2» была гиперболической, впервые была превышена вторая космическая скорость. Аппарат не имел собственной двигательной установки, поэтому не было коррекции орбиты, не было и торможения скорости при сближении с Луной. На участке разгона, пока работали системы управления трёх ступеней, последовательно в течение 12 мин. были сформированы последующие траектории полёта так, чтобы попасть в центр видимого диска Луны диаметром всего 3476 км.
• Ошибка в определении скорости ракеты при выключении двигателя всего на один метр в секунду, то есть на 0,01% от величины полной скорости, приводит к отклонению точки встречи с Луной на 250 км
• Отклонение вектора скорости от расчётного направления на одну угловую минуту приведёт к смещению точки встречи на 200 км.
• Отклонение времени старта с Земли от расчётного на десять секунд вызывает смещение точки встречи на поверхности Луны на 200 км.
Очевидно, что обеспечение такой точности управления ракетой представляла собой весьма сложную задачу. Однако она была решена с изумившей мир точностью.
Руководитель американской космической программы, бывший главный конструктор немецкой ракеты Фау-2 Вернер фон Браун так оценил запуск «Луны-2»:
“Россия намного обогнала Соединённые Штаты в отношении космических проектов и никакими деньгами нельзя купить упущенное время…”
8. 14 сентября 1973 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистскими захватчиками, городам Керчь и Новороссийск было присвоено почетное звание «Город-герой».
«Всем! Всем! Всем! Всем народам Советского Союза! Мы, защитники обороны Керчи, задыхаемся от газа, умираем, но в плен не сдаемся!» – это текст знаменитой радиограммы одного из защитников каменоломен Аджимушкая – полковника Ягунова. Подвиги и героизм жителей Керчи – одна из самых трагичных и великих страниц Отечественной войны. За время оккупации этого города фашисты уничтожили 15 тысяч мирных граждан, угнали в Германию более 14 тысяч. Но дух гордого народа не был сломлен. Городу Керчи присвоено звание «Город-Герой».
В годы Великой Отечественной войны Керчь стала ареной жестоких сражений между советскими и германскими войсками. Линия фронта четырежды проходила через Керчь.
Всего в боях за Керчь 137 воинов удостоены звания Героя Советского Союза. 21 части и соединению присвоено почетное наименование Керченских.
19 августа 1942 года начались бои за Новороссийск. Они продолжались 393 дня. Дольше оборону держал только героический Ленинград.
Сдержать врага на дальних подступах к городу не удалось. Уже 6 сентября бои с противником переметнулись на городские улицы. Враг ворвался в город, захватил железнодорожный вокзал, элеватор и порт. В ожесточенных боях советские войска, практически после сдачи всего города, 11 сентября остановили его в юго-восточной части Новороссийска. В этот момент дрогнули нервы у тех, кто обязан был докладывать в Ставку о ходе боев. В итоге, 11 сентября Совинформбюро сообщило о событии, которому, к счастью, не суждено было случиться: “После многодневных ожесточенных боев наши войска оставили город Новороссийск”.
10 сентября 1943 года штурмом города с суши, моря и плацдарма на Малой земле началась Новороссийская наступательная операция, осуществленная силами 18-й армии, НВМБ, 4-й воздушной армии и ВВС Черноморского флота. Замысел операции был безупречен, но ее реализация прошла далеко не гладко. Дерзкий десант с моря, ошеломивший противника, оказался под угрозой срыва из-за задержки с высадкой второго эшелона. Сражавшихся десантников выручили войска 318-й стрелковой дивизии, прорвавшие оборону противника с суши и вызвавшие огонь на себя.
После ожесточенных уличных боев 16 сентября Новороссийск был полностью освобожден. За мужество и отвагу 21 воин-защитник Малой земли был удостоен звания Героя Советского Союза, сотни солдат и офицеров награждены орденами и медалями, 19 частям и соединениям Красной Армии присвоено почетное наименование Новороссийское. 1 мая 1944 г. Указом президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль “За оборону Кавказа”, которой награждено около 600 тысяч человек.
2
Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
Please follow and like us:

Просмотров: 118

5 1 vote
Article Rating
2+

Spread the love
  • 20
    Поделились
Previous Article
Next Article
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Переводчик Google

поддержка

Последние сообщения на форуме

Когда катастрофа близка…Когда катастрофа близка… В своей знаменитой работе «Грозящая … Читать далее
Центр марксистской жизни ГерманииЦентр марксистской жизни Германии Марксистская газета «Юнге в … Читать далее
Лавочкин – создатель лучших самол … Автор — Юрий Носовский 11 сентября исполнилось 120 лет со дня р … Читать далее

Авторы

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x
%d такие блоггеры, как: