Перейти к верхней панели

ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ

Spread the love
  • 37
    Поделились

ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ
1.2 августа 1907 года родился Степан Павлович Супрун – советский летчик, дважды Герой Советского Союза. Погиб в неравном бою с шестью фашистскими истребителями 4 июля 1941 года. Член ВКП(б) с 1930 года.
Степан Павлович Супрун – выдающийся летчик-испытатель и военный летчик-истребитель, чья смелость граничила с безрассудством, близкий друг знаменитых советских асов Валерия Чкалова и Александра Покрышкина, – погиб в начале июля 1941-го.
После участия в национально-освободительной войне в Китае (июнь 1939 – январь 1940 гг.), во время которой Супрун на И-16 лично сбил шесть японских самолетов, а летчики его группы сбили 34 вражеских самолета, уничтожили более 20 самолетов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле, потеряв при этом пять своих машин, Степан Павлович в составе комиссии по закупке авиатехники побывал в Германии. Там ему удалось полетать на разных типах самолетов, с которыми вскоре придется столкнуться в воздушных боях. 20 мая 1940 года за героизм и мужество, проявленные в боях, майор С.П. Супрун был удостоен звания Героя Советского Союза
Четвертого июля 1941 года, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, принял решение продолжать полет. В разрыве облаков показался немецкий бомбардировщик Focke-Wulf Fw 200 “Condor”.
Версия гибели подполковника изложена в книге В.Фадеева: “Не разглядев из-за налетающих клочьев облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели “мессершмитты”. Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджег один немецкий самолет. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолет к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы. Сопровождавшие горящий самолет три “мессера”, убедившись, что он объят пламенем, взмыли вверх. Но фашист, который шел сзади МиГа, дал еще очередь в затылок Супруну. Бронеспинка, найденная на месте посадки Супруна, хранится в музее города Сумы. Следы пулевых вмятин говорят, что этой очередью немцу не удалось прошить тело Степана”.
22 июля 1941 года командиру полка С. П. Супруну посмертно было присвоено звание дважды Героя Советского Союза

2. 2 августа 1916 года в Москве основан завод АМО (Автомобильное моторное общество).
В конце 1933 года был переименован в ЗИС (завод имени Сталина), после 1956 года стал именоваться ЗИЛом (заводом имени Лихачёва), с 1991 года — началась ликвидация. Завод всего произвёл 7 млн 870 тысяч 89 грузовых автомобилей, 39 тысяч 536 автобусов и 12 тысяч 148 легковых автомобилей. Кроме того, было изготовлено 5,5 млн бытовых холодильников и 3,24 млн велосипедов. На экспорт в 51 страну мира поставлено свыше 630 тыс. автомобилей.
Но «демократам» он оказался лишним, началась ликвидация. Основными видами деятельности стали производство и продажа энергоносителей (теплоэнергия и электроэнергия), а также аренда. В 2015 году большинство цехов завода демонтированы. Также в 2015 году был уничтожен музей истории ЗИЛа с мемориальным кабинетом Лихачёва. На месте легендарного завода теперь строят «элитное жилье». Беда…

3. 2 августа 1918 г. СНК РСФСР издал декрет о новых правилах приёма в вузы, который предоставил трудящимся право поступать в высшую школу без экзаменов, и посещать занятия даже без предварительного предъявления документа об образовании.
До революции студентами могли стать только выпускники классических гимназий, реальных и коммерческих училищ и духовных семинарий. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения» снял все ограничения (вступительные экзамены, плата за обучение, гендерные ограничения, социальное происхождение). Согласно декрету, «каждое лицо, независимо от гражданства и пола, достигшее 16 лет, может вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения без предоставления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы».
Новые правила привлекли в вузы большое число рабочих и крестьян, но уровень подготовки большинства оказался настолько низким, что высшее образование все равно оказалось для них недоступным. Поэтому в 1919 году были созданы рабочие факультеты — рабфаки, которые готовили детей рабочих и крестьян к поступлению в высшие учебные заведения. Декрет СНК РСФСР «О рабочих факультетах» появился год спустя, в сентябре 1920 г., тогда же был взят курс на «пролетаризацию» высшей школы.
«Пролетаризация — это привлечение в стены этой школы новых кадров студенчества из среды индустриального пролетариата, настоящих пролетариев от станка и верстака, с фабрик, заводов и рудников; дальнейшее расширение этого понятия — видоизменение методов преподавания и окончательное изживание еще имеющейся в высшей школе схоластики».
Н.И. Челяпов, ректор Московского института народного хозяйства, при котором был открыт первый рабфак в Москве (второй при МГУ).

4. 2 августа 1930 года в СССР на учениях Московского военного округа, на окраине города Воронежа впервые высажен воздушный десант. Впоследствии этот день стал отмечаться в СССР как День воздушно-десантных войск.
2 августа 1930 года в 9 часов утра самолет Фарман F.62 Голиаф под управлением известного лётчика Михаила Громова поднялся в воздух. На борту самолета находилась первая группа десантников во главе с Леонидом Миновым.
В качестве места высадки было выбрано свободное от посевов поле размером 600 на 800 метров вблизи хутора Клочково, в двух километрах от Воронежа. Первая группа была десантирована с высоты 350 метров. Вся группа покинула борт в течение пяти секунд. Самолет развернулся и лег на обратный курс. Тем временем над площадкой на высоте 150 м прошла тройка самолетов Р-1, которые сбросили три мягких почтовых мешка, и четыре полутяжелых короба конструкции Н. П. Благина, в которых находились винтовки и два ручных пулемета, снаряжение и боеприпасы, необходимые для выполнения боевой задачи. Подбежав к ним, парашютисты приступили к распаковке грузовых мешков.
Вернувшийся на аэродром Фарман-Голиаф забрал остальных участников десанта, и через несколько минут с высоты 500 метров выбросил вторую группу над площадкой десантирования. Приземление второй группы произошло в непосредственной близости от того места, где в это время находилась первая группа. Еще через несколько минут оба подразделения собрались вместе, привели оружие в боевую готовность и выдвинулись в исходный район для выполнения боевой задачи. В исходном районе их ждал грузовик, который доставил парашютистов на аэродром. Задача первого воздушного десанта была выполнена.
После успеха этого эксперимента конце 1930 года, под Ленинградом, была создана советская воздушно-десантная часть — авиамотодесантный отряд, в 11-ой стрелковой дивизии. В декабре 1932 года он был развернут в 3-ю авиационную бригаду особого назначения, которая с 1938 года стала именоваться 201-й воздушно-десантной бригадой.
К концу 1933 года в РККА уже имелось 29 авиадесантных батальонов и бригад, вошедших в состав ВВС. На ЛенВО была возложена задача подготовки инструкторов по авиадесантному делу и выработке оперативно-тактических нормативов.

5. 02.08.1931 Постановление ЦК ВКП(б) “О темпах дальнейшей коллективизации и задачах по укреплению колхозов”. В постановлении отмечено о завершении сплошной коллективизации на Северном Кавказе, в Поволжье, на Урале, на Украине, в Крыму и Молдавской АССР.
В постановлении ЦК ВКП(б) разъяснил, что сплошную коллективизацию можно считать в основном завершенной там, где около 70 % крестьянских хозяйств вошло в колхозы с охватом не менее чем 75–80 % всей посевной площади. В постановлении отмечалось, что Северный Кавказ, Среднее и Нижнее Поволжье, Урал, Крым, Степь и Левобережье Украины, а также Молдавская АССР в основном закончили коллективизацию и поэтому главной задачей партийных организаций этих районов является не ускорение темпов этого движения, а укрепление существующих колхозов в их нынешней артельной стадии развития.
Всего к концу 1932 г. на социалистический путь перешло почти 70 % крестьянских хозяйств. Было обобществлено более 80 % посевной площади. Таким образом, за годы первой пятилетки реорганизационный период в сельском хозяйстве в основном был завершен.

6. 2 августа 1933 – Постановление СНК СССР “Об открытии Беломорско-Балтийского канала”.
Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 2 августа 1933 г. гласило: “…Сооружение Беломорско-Балтийского водного пути, предпринятое по инициативе т. Сталина и открывающее широкие перспективы для дальнейшего экономического и культурного подъема Советской Карелии и всего Севера СССР, считать законченным.”.
Общая длина пути 227 км, из них 37 км составляют искусственные пути. Канал берет начало у поселка Повенец на Онежском озере и поднимается 7 ступенями до водораздельного бьефа (шлюзы 1-7 южного склона). От 8-го шлюза начинается северный склон канала, включающий 12 ступеней (шлюзы 8-19) с крупными озеровидными бьефами (Маткозеро, Выгозеро и др.). У г. Беломорска канал выходит в Белое море. На Беломорско-Балтийском канале имеются 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Он обеспечивает внутреннюю водную связь между морями Европейской части СССР, сокращая путь между Ленинградом и Архангельском на 4000 км по сравнению с обходом Скандинавского полуострова.

7. 2 августа 1933 года на Сурамском перевале состоялась обкатка первого в СССР магистрального электровоза.
Первые электровозы в СССР появились на Сурамском перевальном участке Закавказской железной дороги. Тяжелый горный профиль, отсутствие специальных типов паровозов, быстрый рост перевозок (в том числе транспортировка бакинской нефти в порты Грузии) обусловили возникновение идеи о необходимости электрификации данного участка.
Первым участком, электрифицированным в СССР, был Баку — Сабунчи, однако там электрификация производилась под пригородное движение. В 1928 году были начаты работы по сооружению высоковольтных линий, контактной сети и тяговых подстанций на Сурамском перевале. В качестве системы тока была принята система постоянного тока с номинальным напряжением в контактной сети 3000 В, широко распространённая к тому времени в странах Европы и Америки.
15 марта 1932 г. на Московском электромашиностроительном заводе Динамо и в Центральном локомотивопроектном бюро (ЦЛПБ) по заданию технического бюро транспортного отдела ОГПУ началось рабочее проектирование, как тогда называли, товаро-пассажирского электровоза с осевой формулой 0-30-30-0.
Поскольку электровоз предполагалось эксплуатировать на Сурамском перевале, предусматривалось оборудование его воздухораспределителями АП-1 и кранами машиниста № 183. Как и у электровозов серий С и Сс, было принято одностороннее нажатие тормозных колодок на колеса, но тормозные цилиндры диаметром 15 были рассчитаны на вертикальную установку.
Постройка 114-тонного шестиосного электровоза на заводах Динамо и Коломенском заняла менее 3 месяцев (с 15 августа до 5 ноября), на монтаж электрооборудования потребовалось всего 14 дней. В XV годовщину Октябрьской революции – 6 ноября 1932 г. электровоз (тип Коломенского завода 2Э), выполненный по проекту советских инженеров, вышел за ворота завода Динамо . Коллектив динамовцев присвоил серии 114-тонных электровозов имя Владимира Ильича Ленина. Сначала полное обозначение электровоза было ВЛ114-1, но уже через несколько дней он получил новое обозначение ВЛ19-01.
Электровоз ВЛ19-01 2 августа 1933 г. прошел эксплуатационные испытания на Сурамском перевале Закавказской железной дороги, где проводилось его сравнение с электровозами Сс11-01 и серии С. При этих испытаниях подтвердилось, что электровоз ВЛ19-01 может реализовать при часовом режиме скорость 37 км/ч и достаточно хорошо вписывается в кривые малого радиуса. Во время испытаний на нем был установлен агрегат, содержавший мотор-генератор RMG-114a и электропневматические контакторы и предназначавшийся для осуществления рекуперативного торможения. Подходящие к агрегату кабели были смонтированы на электровозе еще во время его изготовления на заводе Динамо . Если не считать, что электровоз ВЛ19-01 реализовывал по сравнению с электровозом Cс11-01 немного более высокий коэффициент сцепления, то никаких особых преимуществ новой машины во время испытаний выявлено не было. Однако новое руководство Центрального управления электрификации НКПС приняло решение о прекращении постройки электровозов серии Сс и переходе на выпуск электровозов серии ВЛ. Такое наименование серии просуществовало до 1938 г., когда началось изготовление электровозов серии ВЛ22, а электровозы серии ВЛ стали именоваться электровозами серии ВЛ19.

8. 2 августа 1933 года началась полярная экспедиция на пароходе “Челюскин”.
2 августа 1933 года тысячи людей провожали пароход из Мурманска во Владивосток. На борту было 112 пассажиров. Корабль во время движения отрабатывал и практические задачи для будущего. В трудных ситуациях предусматривалось участие ледоколов.
Большая часть пути была преодолена благополучно, но всё изменилось в Чукотском море. Здесь дорогу преградили сплошные льды, ледокол был далеко и уже не мог помочь, да и на быстрое потепление тоже не приходилось рассчитывать. 23 сентября «Челюскин» был полностью заблокирован льдами. Начался беспримерный дрейф корабля, продолжавшийся пять месяцев. Казалось, что самое страшное уже позади, до чистой воды Берингова пролива оставалось несколько миль, когда в результате мощнейшего сжатия пароход был раздавлен льдами и затонул.
На лёд был высажены почти все пассажиры и экипаж. Были также выгружены приготовленные заранее запасы продовольствия, палатки, спальные мешки и т.д. При разгрузке единственным погибшим оказался завхоз Б.Г. Могилевич. Потерпевшие кораблекрушение смогли организовать в ледовом лагере чёткую дисциплину и порядок, благодаря чему удалось сохранить жизнь людей и создать условия для дальнейшей эвакуации.
Трагедия в Беринговом проливе всколыхнула всю страну. Тысячи людей рвались спасать экспедицию. В Москве был создан штаб, который возглавил Валериан Куйбышев. Рассмотрев разные предложения, сочли лучшим вариантом использование авиации. Первым самолётом, севшим на льдине, был АНТ-4 Анатолия Ляпидевского. Примечательно, что до этого он произвёл 28 вылетов и только 29-й стал удачным. Поискам экспедиции мешали очень плохие погодные условия, особенно сильный туман. Ляпидевский совершил подвиг, он сумел сесть в 40-градусный мороз на площадке 150 на 400 метров. В первый раз удалось вывезти 10 женщин и двоих детей. Во второй раз подвёл самолёт, и Ляпидевский вынужден был остаться на льдине.
Основной вывоз потерпевших крушение начался через 13 дней и длился две недели. Всех эвакуировали за 24 рейса. Страна высоко отметила подвиг спасателей. Золотую звезду №1 получил лётчик А. Ляпидевский. Также Героями Советского Союза стали Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков и Маврикий Слепнев. Это были первые Герои Советского Союза.
Остальные участники спасения были награждены орденами и медалями. Были награждены и все участники экспедиции.
19 июня 1934 года в Москве при огромном стечении народа состоялась торжественная встреча челюскинцев.

9. 2 августа 1940 года на VII сессии Верховного Совета СССР был принят Закон об образовании союзной Молдавской Советской Социалистической Республики. Столицей МССР стал город Кишинёв.
В состав Молдавской ССР были включены: город Кишинёв, 6 из 9 уездов Бессарабии (Бельцкий, Бендерский, Кагульский, Кишинёвский, Оргеевский, Сорокский), а также город Тирасполь и 6 из 14 районов бывшей Молдавской АССР (Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий, Слободзейский, Тираспольский). Остальные районы МАССР, а также Аккерманский, Измаильский и Хотинский уезды Бессарабии отошли к Украинской ССР.
Позднее, в ноябре 1940 года, граница между МССР и УССР была изменена. К Украинской ССР отошёл 61 населённый пункт с населением 55 тыс. человек (46 населённых пунктов Бендерского уезда, 1 населённый пункт Кагульского уезда, 14 населённых пунктов бывших районов МАССР). К Молдавской ССР отошли 96 населённых пунктов с населением 203 тыс. человек (76 населённых пунктов Хотинского уезда, 6 — Измаильского и 14 Аккерманского уездов). Эти изменения мотивировались тем, что в населённых пунктах, переданных Молдавской ССР, преобладало молдавское население, а в переданных Украинской ССР — украинское, болгарское и русское население.
В результате территория МССР составила 33,7 тыс. кв км, население — 2,7 млн человек, из которых 70 % составляли молдаване. Столицей республики стал город Кишинёв.

10. 2 августа 1941 – Состоялся советско-американский обмен нотами. США выразили готовность помочь Советскому Союзу в войне.
2 августа между послом СССР в США К. А. Уманским и исполняющим обязанности государственного секретаря США С. Уэллесом состоялся обмен нотами о продлении на год — до 6 августа 1942 г. — советско-американского торгового соглашения от 4 августа 1937 г. и об экономическом содействии США Советскому Союзу . В ноте Уэллеса указывалось, что «Правительство Соединенных Штатов решило оказать все осуществимое экономическое содействие с целью укрепления Советского Союза в его борьбе против вооруженной агрессии. Это решение продиктовано убеждением Правительства Соединенных Штатов, что укрепление вооруженного сопротивления Советского Союза грабительскому нападению агрессора, угрожающего безопасности и независимости не только Советского Союза, но и всех других народов, — соответствует интересам государственной обороны Соединенных Штатов» . Далее в ноте говорилось, что правительство США будет дружественным образом рассматривать соответствующие советские заказы, выдавать неограниченные лицензии на экспорт и предоставлять СССР американские суда для перевозки грузов .
В своем ответе посол СССР в Соединенных Штатах от имени Советского правительства выражал уверенность в том, что эта помощь «будет соответствовать размаху военных действий, проводимых Советским Союзом в его вооруженном сопротивлении агрессору…» .
Обмен нотами об экономическом содействии Соединенных Штатов Советскому Союзу явился, по определению Уманского, своего рода «американским эквивалентом» советско-английскому соглашению от 12 июля 1941 г., поскольку он официально закреплял сотрудничество США и СССР .

11. 2 августа 1942 года казаки 13-й Кубанской дивизии 4-го казачьего корпуса в конном строю атаковали крупные силы фашистов, сосредоточившихся на плацдарме в районе станицы Кущёвской.
Конники на галопе подлетали к танкам, спрыгивали на броню и бутылками с горючей смесью поджигали боевые машины.
В ходе боя Кущевская трижды переходила из рук в руки. 198-я пехотная дивизия гитлеровцев, неся большие потери, поспешно отошла на левый берег реки Еи. Казаками было уничтожено более 2000 вражеских солдат и офицеров, взято 300 пленных, захвачено 18 орудий и 25 минометов.
В письме от 5 августа 1942 г. командира корпуса генерал-лейтенанта Н. Я. Кириченко 1-му секретарю Краснодарского крайкома ВКП(б) П. Селезневу говорится: «13-я Кубанская дивизия в своей конной атаке изрубила более 2000 человек».
На выезде из станицы Кущёвской на трассу Ростов-Баку в 1967 году поставлен памятник — всадник на вздыбленном коне, с надписью: «Здесь в августе 1942 года стоял насмерть, защищая ворота Кавказа, 4-й Гвардейский Кубанский казачий корпус, удивив мир своей стойкостью и величием духа». В 2008 году там же был построен мемориальный комплекс «Поле казачьей славы».

12. 2 августа 1945 – Завершила работу Потсдамская (Берлинская) конференция стран-победительниц во второй мировой войне.
Переговоры в Потсдаме показали, что разногласия между союзниками стали проявляться все чаще, и, тем не менее, сохранялась возможность разрешать их путем компромиссов. Такой подход, несомненно, отвечал интересам мирного сосуществования государств с различной социально-политической системой в послевоенном мире. Однако здесь же на Потсдамской конференции возник новый фактор, кардинально изменивший само представление о будущей безопасности — успешное испытание американской атомной бомбы. 24 июля в разговоре со Сталиным, Трумэн сообщил, что у США появилось новое оружие невиданной ранее разрушительной силы. Сталин, сделал вид, что не понял значения этого события, хотя знал об американском ядерном проекте и торопил советских ученых, занимавшихся подобными разработками. Применение атомного оружия преследовало двоякую цель — с одной стороны, показать Японии, что ее ожидает в случае продолжения войны, а, с другой, продемонстрировать американскую мощь перед Советским Союзом, что могло побудить его согласиться с американской точкой зрения по широкому кругу международных вопросов.

13. 2 августа 1964 – Американская провокация в Тонкинском заливе с целью создания повода для вторжения во Вьетнам.
“2 августа 1964 года эсминцы США в Тонкинском заливе были атакованы северовьетнамскими торпедными катерами. Этот инцидент вызвал бурю негодования американской общественности. Через несколько дней Конгресс США санкционировал отправку американских войск в Южный Вьетнам и начало бомбардировок американской авиацией Северного Вьетнама. Только в 1968 году в США были опубликованы документы Пентагона (министерства обороны), доказывавшие, что Тонкинский инцидент был заранее спланированной провокацией, а в роли северовьетнамских катеров в действительности выступали торпедные катера Южного Вьетнама.
После начала интервенции США бросили против Северного Вьетнама полторы тысячи боевых самолетов, действовавших с баз в Южном Вьетнаме, Таиланде и авианосцев американского 7-го флота. Наращивание американских сухопутных войск шло быстрыми темпами. В 1960 году в Южном Вьетнаме было 900 американских советников. К июлю 1964 года в стране насчитывалось уже 23,5 тысячи советников и военных специалистов из США. К концу 1964 года, когда прибыли боевые соединения, численность американского военного контингента в Индокитае достигала 90 тысяч человек. В конце 1965 года в Южном Вьетнаме было уже 184 тысячи американских солдат и офицеров, в конце 1966-го – 385 тысяч, через год – 486 тысяч. К январю 1969 года, когда новоизбранный президент США Ричард Никсон решил начать процесс сокращения прямого американского участия во вьетнамской войне, численность американских войск в Южном Вьетнаме достигла максимальной величины в 540 тысяч человек.
Всего на ведение войны в Индокитае в 1964-1973 годах США истратили 352 миллиарда долларов. В конфликте приняли участие 68 процентов сухопутных сил США, 60 процентов морской пехоты, половина стратегической и треть всей тактической авиации”.

1
Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
Please follow and like us:

Просмотров: 132

5 1 vote
Article Rating
1+

Spread the love
  • 37
    Поделились
Previous Article
Next Article
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Переводчик Google

поддержка

Последние сообщения на форуме

Как начала складываться ВКП (боль …М. Н. Лядов Как начала складываться ВКП (большевиков) (История Р … Читать далее
Их картина мира. И реальность. В своей статье «Немота интерпретации происходящего: если не печ … Читать далее
Эту книжку для детей Сталин посов … История с "культом личности Сталина" по моему глубок … Читать далее

Авторы

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x
%d такие блоггеры, как: