Как рождалась религия. Труд и коллектив

Spread the love
  • 15
    Поделились

Как рождалась религия. Труд и коллектив

В прошлой статье мы выяснили, что орудийная, а затем трудовая деятельность появилась как инструмент приспособления к окружающей среде, как средство выживания наших далёких предков. Но труд помог не только выжить. У труда есть одна очень важная черта, которая и нужна нам для понимания, как он способствовал возникновению человеческого общества – это его коллективный характер. Любая работа является коллективной деятельностью, даже если мы сейчас и перестали это замечать, принимая как должное.

«Производство обособленного одиночки вне общества… такая же бессмыслица, как развитие языка без совместно живущих и разговаривающих между собой индивидуумов», – писал К. Маркс [1].

Действительно, за что бы мы ни взялись в нашем окружении, всё окажется созданным трудом нескольких десятков, сотен, а то и тысяч других людей. Здесь и производство еды, и добыча полезных ископаемых, проведение автомобильных и железных дорог, машиностроение, строительство зданий как для производства, так и для жизни людей, накопление, умножение и передача знаний по созданию материальных благ и так далее.

Каким же образом труд помог создать коллектив? Постараемся разобраться.

Передача деятельности путём подражания


http://www.zoofirma.ru/images/stories/sicret/90/1-292.jpg

Как мы уже выяснили, основой для труда в современном понимании явилась орудийная деятельность наших предков. Для того, чтобы сделать орудие, нужно знать, как его делать. Либо индивид доходит до этого сам, путём проб и ошибок, либо ему нужно перенять этот процесс у другого индивида. Ввиду того, что научиться готовому опыту менее ресурсозатратно и не рискованно, то такая форма передачи опыта, как подражание и имитация, приобрела для высших млекопитающих огромное значение.

Если взять современных шимпанзе, то они учатся, наблюдая и повторяя друг за другом. Например, матери учат детёнышей раскалывать орехи [2] и использовать другие инструменты [3]. Инновация, придуманная одной особью, тут же подхватывается другими. К примеру, группа шимпанзе, живущая в заповеднике Уганды, для добычи воды из естественного колодца пользовалась в качестве губок разжёванными листьями, пока один самец не использовал для этой цели мох. Как пишут авторы статьи, «в течение следующих 6 дней новый способ использовали уже 7 других членов группы». Они подробно исследовали, как распространилось это новшество в группе дальше [4]. Передают опыт друг другу не только шимпанзе, но и другие высшие млекопитающие, но нам, конечно же, интереснее опыт передачи именно орудийной деятельности.

Обучение орудийной деятельности

Передача новшества и передача умения делать орудия труда – конечно же, разные вещи. Если в деятельности, например, в зачерпывании воды губкой из мха, нет ничего сложного, так как здесь лишь показывается направление для действия, то складыванию листа для зачёрпывания воды уже нужно учиться, так как не всякий лист и не всяким способом можно сложить так, чтобы он держал воду.

Ещё сложнее раскалывать орехи. Особенно тяжело даётся эта наука там, где шимпанзе используют не два предмета – камень и орех, а три – два камня в качестве молота и наковальни и сам орех. Если с двумя предметами может научиться управляться любой шимпанзе, то с тремя гораздо сложнее. В популяции в Боссоу, где обезьяны используют три предмета, примерно четверть особей не осваивают эту сложную науку. Самостоятельно же придумать раскалывать орехи при помощи камней шимпанзе не могут, то есть эта деятельность является культурной традицией, передаваемой из поколения в поколение [5]. Таким образом, если обезьяны перестанут передавать друг другу опыт какой-либо деятельности, другие поколения уже не будут обладать этим опытом, и, возможно, не смогут вновь открыть тот же способ, которым пользовались их предки.

Очевидно, так же происходило и у наших далёких предков. Способы обработки орудий перенимались внутри группы другими особями. Но мы не можем сказать, что новому способу обработки или использования орудий учились все особи из данной группы. Также нельзя сказать, что во всех группах придумывались какие-то новшества, позволяющие добыть больше ресурсов. В какой-то момент технические достижения либо забывались за ненадобностью для выживания, например, если в местности было много другой пищи, кроме мясной, либо изобретались заново, если в этом была нужда. Орудийная деятельность возникала в разное время у разных групп гоминид, исчезала, затем вновь появлялась. Технический прогресс шёл очень медленно [6].

Передача информации следующему поколению

С течением времени количество знаний увеличивалось, информация усложнялась, поэтому приходилось уделять обучению молодняка больше времени. Это тоже заставляло группу сплачиваться. В стаде, в котором каждый добывает себе еду отдельно, в общественном обучении не было необходимости, например, в стаде шимпанзе обучением своего детёныша занимается только мать, и в случае её гибели детёныш тоже может не выжить, если только его не усыновит кто-то из взрослых.

С ростом производственной деятельности орудия усложнялись. Если олдувайские орудия представляют собой едва обработанные камни с двумя-тремя сколами, то ашельские уже нельзя было создать просто разбиванием камней друг о друга. Их форма и острые края требовали очень больших, по сравнению с олдуваем, знаний и умений. Нужно было знать, какой камень использовать для самого орудия и какой – для его обработки, как держать камень в руке и как бить по нему другим камнем для получения тонкой режущей кромки.


Олдувайские орудия труда, https://uzay.org/wp-content/uploads/2020/01/tas-devri.jpg


Ашельские орудия труда, https://st03.kakprosto.ru/images/article/2020/4/20/264019_5e9d4af299a295e9d4af299a64.jpeg

Также есть находки каменных орудий, несущих на себе следы их использования для обработки дерева. К примеру, такие орудия найдены в Кооби Фора в Эфиопии, возраст примерно 1,5 млн. лет [7]. Или же есть кости, несущие на себе следы использования их в качестве орудий труда. Такие находки были сделаны в южноафриканских пещерах Сварткранс и Дримолен Кэйв с датировками около 1,2-1,8 млн.л.н. Иногда кости даже обрабатывались, как каменные орудия [8]. То есть к обработке каменных орудий прибавилась обработка дерева и кости, хотя, возможно, такая деятельность велась и раньше, просто мы ещё не нашли более ранних свидетельств.

В ашеле (1,7–0,2 млн. лет) специализация орудий труда постепенно увеличивается, что показывает усложнение деятельности предков людей. Появляются ручные рубила, а в позднем ашеле (0,5-0,2 млн.лет) – разнообразные мелкие орудия: скрёбла, скребки, острия, а из оружия -копья (озеро Шёниген, Германия, примерно 400 тыс. лет) [9]. В этих предметах мы видим отражение усложнения хозяйства древнего человека. Если появилось копьё, значит, изменилась тактика охоты. Если появились скребки, значит, начали выделывать шкуры, а значит, появилась одежда и жилища, крытые шкурами. Примерно к этому же времени относятся следы начала использования огня, но добывать его тогда ещё не умели.

Ещё большего усложнения деятельность человека достигла в верхнем палеолите (40-10 тыс. лет). В большом количестве создаются скребки для выделки шкур, свёрла, резцы, иглы, рыболовные крючки, остроги, копья и т.д. Орудия и оружие становятся составными, например, копья с наконечниками или ножи с вкладышами из каменных пластинок. Начинают выделываться шкуры животных, шьётся одежда, строятся жилища. Люди начинают поддерживать огонь постоянно, а затем и добывать его.


Орудия труда, верхний палеолит, https://images.nrc.nl/RSyqUD3Q40KZtHX3a1dVT4F0H4w=/1920x/filters:no_upscale()/s3/static.nrc.nl/bvhw/files/2017/05/data13820142-1de251.jpg

Весь этот массив знаний требовал передачи. С каждым новым изобретением происходило увеличение опыта, которое нельзя было просто перенять, глядя на кого-то. Знания стали настолько сложны, что им нужно было учиться довольно долгое время.

Разделение труда как условие коллективной деятельности

По мере развития производства внутри группы возникает специализация. Труд разделяется на женский и мужской. Женщины занимаются собирательством, хозяйством на стоянках, уходом за детьми и стариками. Считается, что именно появление скребков указывает на появление разделения труда по половому признаку, так как из этнографии известно, что выделкой шкур в традиционных обществах в основном занимаются женщины. Хозяйство на стоянках тоже усложняется. С началом использования огня люди начинают печь не только мясо, но и растения: клубни, орехи. Найдены также обожжённые панцири черепах и улиток, и, конечно же, кости рыб. В дальнейшем, с изобретением посуды, кулинария усложняется, появляются каши, похлёбки.

Мужчины занимаются охотой и выделкой оружия, но и их деятельность усложняется: оружие специализируется, появляется оружие для ближнего и дальнего поражения зверя – копья, копьеметалки, придумываются ловушки, а позднее изобретаются лук и стрелы. Меняются технологии изготовления оружия, появляются наконечники для копий, а позднее стрел. Придумываются способы их крепления: с помощью жил животных, лиан, смолы и т.д. Изобретаются различные способы охоты в зависимости от животного, на которое ведётся промысел, учитываются сезонные особенности. С появлением лука, как считается, начинается активная охота на птиц.

Вслед за разделением труда на женский и мужской в группах появляется разделение труда по возрастным категориям. Сложные орудия легче выделывать тем, у кого больше опыт, поэтому, вполне возможно, этим начинает заниматься старшее поколение. Оно же занимается передачей опыта хозяйствования. Появляются категории стариков – хранителей знаний, взрослых – тех, кто ведёт непосредственную деятельность по добыче пищи и защите группы, и молодёжи – детей и подростков, кто ещё не может в силу своей неопытности или физической незрелости в полную силу участвовать в общественном производстве. Появляется ещё одна сфера деятельности – целенаправленное, общественное обучение молодёжи.

Разделение труда скрепляет коллектив – ведь теперь нельзя прокормиться и защититься в одиночку. Каждый человек группы становится зависим в той или иной степени от других: будучи ребёнком, от взрослых он получает пищу, кров и защиту, от стариков – знания, сам став взрослым, добывает пищу совместно со всеми, ведёт хозяйство, производит и растит потомство, а став стариком – передаёт свои знания следующему поколению. Таким образом люди в коллективе оказываются скреплены своим общим трудом.

Влияние общего характера труда на появление новшеств

Немаловажное значение на развитие производства оказывало то, что любым новшествам, которые появлялись в коллективе, училось большое количество особей. Каждый из них, осваивая новое для себя дело, привносил в выделку орудий или иную деятельность нечто особенное, отличное от других. Накопление подобных изменений в конце концов меняло и саму деятельность.

Также конкуренция между особями, так или иначе существовавшая в группе, заставляла индивиды совершенствовать свои навыки или изобретать новые приёмы. При этом было неважно, что сам индивид, придумавший новшество, например, ловушки или копьё из бивня мамонта, не смог бы ими воспользоваться в силу каких-то причин – его изобретение перенималось другими людьми и приносило пользу всему коллективу.

Вывод

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что информация, необходимая для выживания, в том числе и орудийная деятельность, могла сохраняться только в группе. Единичные особи не могли передать знания дальше. Возможно, опыт сначала передавался не целенаправленно, а путём подражания остальных особей тому, кто сумел сделать что-то новое и полезное, но в любом случае это повышало шансы на добычу большего количества пищи большим количеством особей.

Также передача накопленного опыта не просто помогала выживать конкретному индивиду, но ещё и соединяла их в коллектив, делая зависимым каждого члена группы от других, с одной стороны, а с другой – позволяла выживать большему количеству людей. Совместными усилиями можно было добыть больше пищи, лучше приспособиться к окружающей среде, защититься от опасностей и вырастить большее количество потомства.

Знания, существующие в группе, постоянно обогащались опытом многих индивидов, а конкуренция между ними заставляла постоянно придумывать новые способы и приёмы в хозяйственной деятельности.

Однако для такого количества выработанных орудий, для такого активного обучения и изобретений должна была быть необходимость. Ведь не просто так разводили столь бурную деятельность наши предки? Собирательство не требует таких сложных действий для выживания. В первой статье про труд мы сказали, что орудийная деятельность возникает в тот момент, когда предки людей начинают массово употреблять в пищу мясо. Следовательно, добыча мяса и являлась той необходимостью, которая заставляла наших предков изобретать орудия труда. Эта деятельность также вынуждала их сплачиваться, так как добыть мясо в одиночку, к тому же в окружении хищников, было практически нереально. Как это происходило и как повлияло на становление человека и общества – об этом поговорим в следующей статье.

Оксана Елисеева
Предыдущая статья – Как рождалась религия. Возникновение труда

Как рождалась религия. Введение

Примечания:

[1] Карл Маркс, Введение (Из экономических рукописей 1857–1858 годов),
https://esperanto.mv.ru/Marksismo/Vved/vved.html#n1
[2] http://www.zoofirma.ru/zhivotnye/sekrety-prirody/2619-shimpanze-obuchaet-detenysha-kolot-orehi.html
[3] https://www.youtube.com/watch?v=k6AC6_kCVEQ
[4] https://elementy.ru/novosti_nauki/432338/Shimpanze_uchatsya_drug_u_druga
[5] А. Марков «Эволюция человека». Книга 2-я. Глава «Всё дело в объеме рабочей памяти?», https://libcat.ru/knigi/dokumentalnye-knigi/prochaya-dokumentalnaya-literatura/224244-aleksandr-markov-evolyuciya-cheloveka-tom-2-obezyany-nejrony-i-dusha-2011.html#text
[6] П.И. Борисковский «Древнейшее прошлое человечества». Изд-во «Наука», 1980 Стр. 79, https://davydovauu.files.wordpress.com/2015/09/boriskovskii_p_i_drevneishee_proshloe_chelovechestva.pdf
[7] https://antropogenez.ru/location/70/
[8] https://antropogenez.ru/zveno-single/125/
[9] https://antropogenez.ru/zveno-single/127/

Использованная литература:

1.Семёнов Ю.И. «Как возникло человечество», 2002.
2.Анисимов А.Ф. «Этапы развития первобытной религии», 1967. Стр. 6-19, 65-69.
3.Борисковский П.И. «Древнейшее прошлое человечества», 1980.
4.Марков А.В. «Эволюция человека» в 2-х книгах, 2011.
5.Портал «Антропогенез.ру».

1
Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
Please follow and like us:

Просмотров: 81

5 1 vote
Article Rating
1+

Spread the love
  • 15
    Поделились
Previous Article
Next Article
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Переводчик Google

поддержка

Последние сообщения на форуме

Как люди разделились на богачей-э … Люди не извечно были разделены на богачей-эксплуататоров и экс … Читать далее
армия не может быть вне политики, … Помните товарищи слова Ленина о том, что армия не может быть вн … Читать далее
Актуален ли сегодня Ленин? Предсе …Интервью с председателем Германской коммунистической партии Патрик … Читать далее

Авторы

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x
%d такие блоггеры, как:
Перейти к верхней панели