
Аллен Даллес и его «Тайная капитуляция».
Аллен Даллес и его «Тайная капитуляция».
Речь идёт, разумеется, о том эпизоде заключительного периода Великой войны, в котором эсэсовцы в лице обергруппенфюрера Вольфа вступили в контакт с американской разведкой. Вокруг этого именно эпизода выстроен сюжет популярного киносериала «Семнадцать мгновений весны». Интересно отметить, что советские кинематографисты тогда не постеснялись безбожно врать и сочинять небылицы об агенте-нелегале Штирлице, но компенсировали это вранье немалым художественным чутьём. Чутьё это проявилось хотя бы в том, что фильм был специально снят на черно-белой пленке, что освободило восприятие от множества ненужных и только отвлекающих деталей. Проявлением всё того же художественного чутья стало и то, что играть Вольфа поручили видному, статному и крайне фотогеничному артисту Лановому, пойдя тем самым на нарушение правил представления злодеев так, чтобы зритель сразу же чувствовал злодейство.
Аллен Даллес, лично встречавшийся с Вольфом, описывает его внешность так, словно даёт словесный портрет нашего Ланового. Так что тут нет противоречий.
Вообще надо сказать, что противоречий нет во всём, что изложил Аллен Даллес. Он даже не скрыл, что, вступая в контакты с Вольфом, он прямо нарушал свой долг, так как действовал против воли и указаний высшего военно-политического руководства своей страны. То есть своими контактами с Вольфом Аллен Даллес прямо и недвусмысленно совершал должностное преступление, за которое разведчика могли и расстрелять! И, может быть, и надо было бы расстрелять! Но такова уж эта тайная война, что не на всякую могилу вражеского шпиона захочется плюнуть. Я ПОНИМАЮ мотивы Аллена Даллеса! Я понимаю, как у него перехватило дыхание, когда ему открылась перспектива вербовки главного начальника войск СС(!!!) И как забилось сердце разведчика, когда обозначилась и возможность реализации этой вербовки путем ДОСРОЧНОЙ победы на Итальянском стратегическом направлении! Да если бы даже на день или на два Аллену Даллесу удалось БЫ приблизить эту капитуляцию – это означало БЫ множество спасенных жизней своих солдат и офицеров и крупный стратегический, исторический результат!
Движимый такими заманчивыми перспективами, Аллен Даллес пошел на должностное преступление и вступил в контакты с Вольфом, описав их в своей книге детально и очень честно. И благодаря этой честности мы сегодня можем констатировать: вербовочная возня и все эти контакты Даллеса с Вольфом не приблизили капитуляции еврофашистов НИ НА МИНУТУ!
И дело не в том, что Аллен Даллес как-то не так работал с Вольфом. И дело не в том, что Вольф не захотел сотрудничать. – Даллес работал профессионально и как надо! И Вольф хотел ускорить окончание войны в Италии. Но!!!
Даллес описывает свои контакты с Вольфом и различные внешние события типа внезапного вызова Вольфа в ставку к Гитлеру. Главный же вывод из этих описаний автор не сформулировал. А вывод прост: в том огромном вихре событий и человеческих судеб, который пронесся по Итальянскому фронту в апреле и в мае 1945 года, — в этом вихре слова и намерения и решения и желания Гитлера, Вольфа или Даллеса значили не больше слов и решений самого рядового солдата! Масса солдат и офицеров капитулировала и сдалась ровно в тот момент, когда решила она сама, масса! И никто не мог эту массу заставить капитулировать раньше или позже! Даже войска СС, непосредственно подчиненные Вольфу, оказались окружены частями обычного вермахта, когда слухи о подготовке Вольфом преждевременной капитуляции прошли по немецкой армии. И общевойсковые солдаты и офицеры наглядно показали эсэсовцам, что не позволят им сдаваться раньше времени.
Пришло время – они сдались! А время пришло по законам движений МАССЫ людей, а не фюреров и не хитрых разведчиков!