Как Сталин боролся с коррупцией

Spread the love
  • 54
    Поделились

 Фото: ShutterStock
После революции и Гражданской войны в начале 20 века страна фактически лежала в руинах. В начале 20-х годов встречались всякие явления, в том числе и случаи коррупции, однако с укреплением у власти Сталина в начале 30-х годов прошлого века, количество подобных преступлений резко пошло на убыль, а вскоре и вовсе исчезли практически полностью на государственном уровне. Коррупция на бытовом уровне осталась, однако и с ней очень жестко боролись.

 

Коррупция в Советской России в начале 20-х годов

Сразу же поле окончания братоубийственной Гражданской войны коррупция расцвела «буйным цветом». Большевики-интернационалисты, дорвавшись до золотого запаса Российской Империи, пытались устроить «мировую революцию» на то золото и драгоценности, которые достались им «по наследству».

Золото и драгоценные камни рекой текли на Запад, заметно сбия цены на мировых рынках. Архивные документы полны расписок о передаче сотен килограмм и даже тонн золота, а также тысяч драгоценных камней всяческого рода профессиональным революционерам с совершенно непрозрачной целью «на мировую революцию». Неудивительно, что многие революционеры так и остались за границей.

Однако самым известным фактом коррупции на государственном уровне стало так называемое «паровозное дело», которое оказалось типичной схемой для растраты и хищения того же золота, принадлежащего уже молодой Советской России.

Главным его двигателем был некто Ломоносов, прославившийся в 1917 году тем, что был одним из фактических авторов Февральской революции. Он занимал видный пост в тогдашней железнодорожной отрасли и оставил Петроград без хлеба и другого продовольствия, вызвав взрыв недовольства.

Поддерживаемый всем известным Львом Давидовичем Троцким, вхожий к самому Ленину, сей железнодорожный функционер закупал паровозы за границей по цене в три раза дороже рыночных.

Кроме того, молодая РСФСР получила лишь две трети паровозов от общего количества оплаченных. Ходят слухи, что чересчур предприимчивый железнодорожник щедро делился с самим Львом Давидовичем. Кстати, он остался за границей, долгое время жил в Европе, а потом переехал в США, где и скончался много лет спустя.

Как Сталин относился к коррупции

По сравнению с Троцким, отличавшимся любовью к роскоши еще в годы Гражданской войны, Иосиф Виссарионович Сталин был аскетом. Как известно, после его смерти не могли найти даже приличной одежды, чтобы его похоронить. А новую обувь ему пару раз покупала охрана, однако потом, после недовольства со стороны вождя, она прекратила это делать. Подобное отношение у него было и к другим партийным руководителям.

Он искренне считал, что дает им и так намного больше, чем всему остальному народу, трудящемуся на стройках первых пятилеток, воюющему за Родину и восстанавливающему ее после войны. Поэтому попытки выделиться среди остальных встречали с его стороны жесткий отпор.

Известны уничтожающие резолюции даже в отношении вывоза из побежденной Германии вещей для личного пользования. Так, на одной из просьб он написал: «Верните полковнику его барахло…». На вопрос, а почему полковнику, ведь он генерал-полковник, Сталин ответил, что все правильно – теперь он полковник.

После войны коррупция скатилась до уровня недолива-недовеса и банального расхищения материальных ценностей ответственными за их хранение и реализацию. С подобными случаями тоже жестко боролись, и наказания были соответствующими. Например, снабженец хлебного главка, некий Исаев, за ущерб в 1 млн рублей (100 тыс. на деньги 60-80 годов) получил 25 лет лагерей с конфискацией имущества.

Проблема коррупции, существующей в любом государстве мира  (разница лишь в формах), скорее этическая, нежели юридическая. Просто в обществе должно четко соблюдаться правило «можно – нельзя» хотя бы в элементарном понимании этих слов. И у Сталина получилось создать именно такое общество.

От редакции пояснения:

Растрата пятой части золотого запаса

Краткое содержание мифа

Пятую часть оставшегося, после гражданской войны, золотого запаса большевики, под предлогом закупки паровозов, потратили на мировую революцию и просто расхитили

Примеры использования

«Золото под фиктивные заказы вывозили тоннами – например, на заказ паровозов в Эстонии, Швеции, Германии»1)

«На закупки паровозов за границей советское правительство потратило гигантскую сумму в 200 млн золотых рублей из золотого запаса, оставшегося от Российской империи. Золото за границей продавалось по намного заниженным ценам, а паровозы и оборудование по намного завышенным, так что вся сделка получила название «Паровозной аферы».»2)

«Можно лишь строить гипотезы. Вполне возможно, деньги шли на подготовку революции в Германии – в 1923 г. мятеж все-таки удастся спровоцировать. Но нельзя исключать и какие-то иные варианты. Знаменательно, что Ломоносову дали спокойно эмигрировать и не трогали до самой смерти.»3)

Действительность

Все подобные утверждения основаны на статье А.А. Иголкина в «Журнале Российского Государственного Гумманитарного Университета 4) и являются, в той или иной степени, ее пересказами.

Состояние железнодорожного транспорта

Закупка паровозов – с начала войны до Февральской революции

Активно паровозы стали закупать еще во время мировой войны. «По предложению товарища (заместителя) министра путей сообщения профессора Н.Л. Щукина в июне 1915 г. в США и Канаде были заказаны 400 товарных паровозов типа Е», к середине 1916г. данный заказ был выполнен и последовал новый «В ноябре 1916 г. было заказано 80 (№№ 501-580), а в декабре еще 220 (№№ 581-800) паровозов серии Е»5)

Закупка паровозов – Временное правительство

Уже в конце марта «Временное правительство направило «срочный» заказ на 2000 железнодорожных локомотивов и на 40 000 вагонов подвижного состава, планируя прислать уполномоченного с детальным описанием дальнейших заказов»6). Хотя в США имелись заводы, способные выполнить заказ, требовались кредиты, согласование поставок между союзниками и способы доставки. На решение всех этих проблем требовалось время. «Переговоры оказались трудными из-за профессиональной некомпетентности, бюрократизма и непонимания между двумя странами»7).

Из США в Россию была направлена специальная миссия, во главе с Илайю Руртом, в число задач кторой входило, в том числе, «реконструкция Транссибирской железной дороги для доставки грузов на Восточный фронт»8). Переговоры шли о поставке «предшествующего заказа на 375 локомотивов и 10 000 единиц подвижного состава, а так же предоставление нового заказа на 500 локомотивов и еще 10 000 товарных вагонов». Объем заказанного был настолько велик, что уже 30 июня посол России в США Бахметев, из-за ограничений накладываемых морским транспортом, приостанавливает все новые заказы кроме железнодорожных9).

Паралельно с политической миссией Рурта из США посылается техническая миссия Джона.Ф. Стивенса, в прошлом главного инженера проекта Панамского канала. Данную миссию предполагается использовать для повышения эффективности Транссибирской железной дороги. 8 мая миссия прибывает во Владивосток. 15 мая под ее полный контроль передается железнодорожная станция Владивостока. «Стивенс превратил Владивосток в центр сборки локомотивов и прочего поступавшего из Соединенных штатов оборудования»«Посланник телеграфировал Уилларду о заключении соглашения на строительство крупного завода по сборке локомотивов и о необходимости прислать из Панамы резервное оборудование, в том числе подъемные устройства и краны»10).

»Стивенс изложил русским свои рекомендации по поводу оборудования и организации эффективного управления […] поставил перед собой цель получить еще 2500 локомотивов и 40 тыс. товарных вагонов […] Премьер-министр Керенский решил передать железные дороги под контроль военных и принять рекомендации Стивенса11)

Миссию Стивенса планируют очень сильно раасширять. Но посланные ему в помощь 350 специалистов прибывают во Владивосток только 14 декабря 1917 г.

После Октябрьской революции беспорядки на железных дорогах возрастают. Работа миссии становится не возможной. «Любые дальнейшие усилия помочь железным дорогам абсолютно бесполезны. Правительства нет. Ситуацией руководят мятежные рабочие и солдаты, сводя на нет все попытки». И 17 декабря 1917г. миссия Стивенса выезжает в Японию.12)

Не смотря на прекращение работы миссии, частично поставки, из размещенных заказов, были продолжены.

Итоги закупка паровозов до гражданской войны

«В общей сложности, по официальным данным, за 1916-1919 гг. из США получен 881 паровоз»13)

«В заключение сравним производство паровозов в России и СССР с поставками из США. В 1914 г. на русских заводах было построено 763 паровоза, в 1915 г. — 917, в 1916 г. — 590, в 1917 г. — 420, в 1918 г. — 221, в 1919 г. — 96, в 1920 г. — 84 [16]. Выше указывалось, что за 1916-1919 гг. из США получено от 881 до 980 паровозов, тогда как в России произведено 1 327.»14) Хотя данное сравнение несколько лукавое15), тем не менее получаем, что около 40% паровозного парка России составляли импортируемые паровозы.

Миссия Ломоносова

Общее описание

Для закупок железнодорожной техники советское правительство использовало специалистов, которые и раньше занимались подобной работой. Поэтому выбор Ломоносова, который активно учавствовал в закупках железнодорожной техники от Временного правительства, оказывается вполне естественным.

Он «назначается уполномоченным от МПС по заказу и приему подвижного состава в Америке, с правами товарища министра Н.В. Некрасова в отношении утверждения чертежей и технических условий. В мае 1917 г. Ломоносов прибыл в США, став главой российской железнодорожной миссии.»16)

Конфликты вокруг миссии, как источник легенды

Претензии, высказанные в статье А.А. Иголкина

Завышенная сумма сделки

Как утверждает Иволгин «Еще экономист заметил, что паровозы почему-то заказаны по цене, примерно вдвое превышающей довоенную»17). Странное утверждение экономиста, который не знает что такое инфляция. Тем более, что такое инфляция в военное время. В результате мировой войны покупательная способность золота уменьшилась к 11921-му году более чем в двое18) Золотой рубль, в котором велись расчеты был привязан к золоту (0,774234 грамма). Т.е. упала покупательная способность и золотого рубля.

Иначе говоря – покупали в двое дороже, потому что используемое мерило (золото) стало стоить в двое дешевле. С учетом сказанного, получим, что покупали приблизительно по довоенной цене.

С другой стороны, стоимость золота до 1930-х почти не менялась и оставалась на уровне 20 USD за тройскую унцию. Была инфляция, но как инфляция повлияла на цену паровозов? Оказывается, розничная цена паровоза (класса Декапод) в США в течение 1920-х почти не менялась и оставалась на уровне 110 тыс. USD с налогами и доставкой. То есть розничная цена паровоза в США была эквивалентна ~150 кг золота на протяжении 1920-х годов. А вот оптовая цена закупки в Европе была эквивалентна ~200 кг золота за паровоз.

Дешево купил – значит украл

Именно такой «вывод» делает автор. «Но мало и этого. Автор статьи продолжал: «Небезынтересно отметить, что цены, по которым производилась покупка, оказались во много раз ниже, чем те, которые были утверждены Советом Народных Комиссаров. Например, на дымогарные трубы была утверждена цена 1 500 зол. рублей за тонну, а куплено за 200 руб., на манометры утверждена цена 76 руб., а куплено за 7 руб., инжекторы куплены за 110 руб. против 500 руб. утвержденных и т.п. Так утратились у нас всякие представления о стоимости вещей».
А.Н. Фролов наверняка понимает и дает понять читателю: если из государственного бюджета на покупку какой-то не очень нужной «вещи» выделяются суммы гораздо большие, чем ее рыночная цена, то продавец получает сумму, примерно соответствующую средней цене, а все остальные деньги куда-то уходят. Или кому-то уходят – так будет точнее.»
19)

Автор, как и цитируемый им экономист, почему-то не в курсе, что, при проведении любых серьезных торгов, конечная цена всегда гораздо ниже первоначальной. Именно при проведении торгов цена и будет «сбита».

И такие показатели снижения цены, по сравнению с первоначальной, как раз и являются лучшим доказательством высокого профессионализма Ломоносова. Доказательством, что провозглашенное им «Чтобы заказывать дёшево, надо стравливать аппетиты промышленников разных стран и этим путём сбивать цены»20) являлось вовсе не просто лозунгом.

источник

4
Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
Please follow and like us:

Просмотров: 772

5 1 vote
Article Rating
1+

Spread the love
  • 54
    Поделились
Previous Article
Next Article
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Переводчик Google

поддержка

Последние сообщения на форуме

Как люди разделились на богачей-э … Люди не извечно были разделены на богачей-эксплуататоров и экс … Читать далее
армия не может быть вне политики, … Помните товарищи слова Ленина о том, что армия не может быть вн … Читать далее
Актуален ли сегодня Ленин? Предсе …Интервью с председателем Германской коммунистической партии Патрик … Читать далее

Авторы

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x
%d такие блоггеры, как:
Перейти к верхней панели