
Как выглядел ленинский ликбез
Известия Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета Советов
от 10 декабря 294 (846)
ДЕКРЕТ
о ликвидации безграмотности среди населения
Р.С.Ф.С.Р.
В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет Народных Комиссаров постановил:
I. Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано учиться грамоте на родном или русском языке, по желанию. Обучение это ведется в государственных школах как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам Народного Комиссариата по Просвещению.
Примечание. Действие этого пункта распространяется на красноармейцев, причем соответственная работа в военных частях производится при ближайшем участии политотделов Красной Армии и Флота.
II. Срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими совдепами по принадлежности. Общие планы по ликвидации безграмотности на местах составляются органами Наркомпроса в двухмесячный срок со дня опубликования настоящего декрета.
III. Наркомпросу и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатою их труда по нормам работников Просвещения.
IV. К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности Народным Комиссариатом Просвещения и местными органами его привлекаются все организации трудового населения, как то: профессиональные союзы, местные ячейки Р.К.П., союз коммунистической молодежи, комиссии по работе среди женщин и проч.
V. Обучившимся грамоте, работающим по найму за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на все время обучения, с сохранением заработной платы.
VI. Для ликвидации безграмотности органам Народного Комиссариата Просвещения предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах, в советских учреждениях и т. п.
VII. Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями.
VIII. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.
IX. Наркомпросу поручается в двухнедельный срок издать инструкцию по применению настоящего декрета.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин)
Управляющий делами Вл. Бонч-Бруевич
Секретарь С. Бричкина
Москва
Кремль
26 декабря 1919 г.
ИНСТРУКЦИЯ
о ликвидации безграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р.,
изданная К,К.П.в развитие декрета о ликвидации
безграмотности, от 29 декабря 1919 года
№1. Настоящая инструкция имеет в виду ликвидацию безграмотности среди населения в возрасте от 14-ти до 50-лет, т.-е. той части населения, которая обычно обслуживается учреждениями Внешкольного Образования.
№2. Работа по ликвидации безграмотности среди населения в возрасте от 14-ти до 50-лет выполняется Внешкольным Отделом Н.К.П., губернскими, городскими, уездными и волостными Подотделами Внешкольного Образования совместно с учреждениями организованного населения. Там, где Внешкольных Подотделов не существует, работы по ликвидации безграмотных возлагаются на местные исполкомы.
№3. При указанных в №2 губернских, городских, уездных и волостных учреждениях в связи с производством работ по ликвидации безграмотности организуются комиссии и совещания из представителей организованного населения (профессиональные союзы, союз коммунистической молодежи, отдел по работе среди женщин, делегатки работниц при отделах Народного Образования, отдел по работе в деревне и т. д.), советских и партийных учреждений.
Указанные комиссии и совещания собираются как для обсуждения общих вопросов по ликвидации безграмотности, так и для решения частных практических вопросов. В зависимости от характера вопросов меняется и состав этих комиссий и совещаний, так, например, для обсуждения вопросов ликвидации безграмотности среди городского пролетариата приглашаются, главным образом, представители профессиональных организаций, а для решения вопросов по ликвидации безграмотности среди сельского населения могут привлекаться Отделы по работе в деревне. Для решения вопроса ликвидации безграмотности среди женского пролетариата приглашаются представители профессиональных союзов женских комиссий и т. под.
№4. План работ по ликвидации безграмотности состоит в следующем: вся работа должна базироваться на самодеятельности самого населения. На общем собрании Внешкольных Подотделов совместно с представителями Организованного населения, советских и партийных учреждений вырабатывается общий план ликвидации безграмотности в данном месте, а именно: устанавливается техника учета грамотных и неграмотных, намечаются организация и снабжение школ, учреждаемых для ликвидации безграмотности и т. п.
а) Для того, чтобы городские и волостные Внешкольные Подотделы могли правильно исчислить потребное количество школ и правильно распределить эти школы по территории в зависимости от местожительства неграмотных, необходимо в самое ближайшее время выяснить число неграмотных в данном районе, их местожительство, половой и возрастной состав.
Внешкольные городские волостные Подотделы через партийные организации, через союз работников просвещения и социалистической культуры и другие профессиональные организации, через союз коммунистической молодежи определяют персонально количество лиц, могущих быть привлеченными к работе по ликвидации безграмотности в качестве учащих.
б) Учет неграмотных среди организованного населения производится его учреждениями, а среди неорганизованного населения — городскими и волостными Внешкольными Подотделами. Сведения о неграмотных заносятся в особое ведомости, причем на каждое население или городской район составляется отдельная ведомость, куда заносятся, путем обхода дворов, о каждом неграмотном следующие сведения: имя и фамилия, пол, возраст и занятия. По получении означенных сведений Внешкольными городскими и волостными Подотделами определяется потребное количество школ и их местонахождение. Затем совместно с представителями организованного населения вырабатываются основания, необходимые Губисполкому для установки сроков ликвидации безграмотности. При рассмотрении этих предложений Губисполком вырабатывает общий план ликвидации безграмотности по губернии и публикует его во всеобщее сведение. Срок ликвидации безграмотности устанавливается или один день для всей губернии, или разные для различных частей губернии.
№5. Одновременно с учетом грамотного и неграмотного населения Внешкольные городские и волостные Подотделы принимают меры к скорейшему открытию школ для неграмотных и к обеспечению этих школ учебными пособиями и принадлежностями. В целях экономии времени и средств школы первой серии открываются при существующих школах 1-ой и 2-ой ступени, при учреждениях внешкольного населения, при партийных организациях, на фабриках.
В дальнейшем, когда будет закончена работа по учету неграмотных, открывается дополнительная серия школ в других местах, с таким расчетом, чтобы каждое населенное место, могущее дать группу обучающихся не менее 15 человек, имело свою школу.
№6. Согласно общего смысла декрета о ликвидации безграмотности, ликвидацию безграмотности следует понимать в смысле обучения неграмотных чтению, письму и счету. По этим соображениям в программу учреждаемых школ для ликвидации безграмотности включается родной язык (чтение, письмо) и начальная математика. Что касается обществоведение может вводиться при условии поручения преподавания его коммунисту. Подробные программы школы высылаются Внешкольным Отделом Народного Комиссариата Просвещения дополнительно.
№7. Время обучения, число дней и часов занятий в неделю в школах грамоты определяются Внешкольным Подотделом сообразно с условиями жизни разных слоев населения.
№8. Ликвидация безграмотности начинается с младших возрастов и постепенно продолжается до возрастов предельных.
Внешкольные Подотделы, городские и волостные определяют, кто может быть освобожден от обязательного обучения грамоте.
№9. Для подготовки инструкторов и учащих в губернии, уездах и районах организуются краткосрочные курсы съезды.
№10. Каждая школа имеет свой школьный совет, который и руководит всей жизнью школы. Совет состоит не менее, как из четырех человек — представителей учащих и учащихся в равном количестве.
№11. Слушатели школы при начале занятий разбиваются на группы 15 — 25 человек. При установлении групп принимается во внимание возраст учащихся и степень развития.
№12. Учащиеся, прошедшие школы, подвергаются в отношении усвоения ими механизма чтения, письма и счета испытаниям. При испытаниях кроме учащих могут присутствовать представители организованного населения, советских и партийных учреждений. Невыдержавшие испытания остаются на повторный курс.
№13. Для того, чтобы учащиеся могли углублять полученные ими в школе знания, необходимо их приобщить к использованию местными учреждениями внешкольного образования.
№14. Внешкольные Подотделы своевременно изготовляют сметы расходов по ликвидации безграмотности, внося этот расход в общие сметы своих подотделов.
К числу расходов по ликвидации безграмотности относятся: содержание персонала, приглашаемого в Отдел в связи с работами по ликвидации безграмотности, оплата труда учащих, содержание помещения и хозяйственные расходы, заготовка и приобретение учебников и учебных пособий.
№15. При исчислении оплаты труда учащих следует принимать норму Народного Комиссариата по Просвещению. Работы по обучению взрослых не считаются за совместительство должностей.
№16. Губернские, городские, уездные и волостные Внешкольные Подотделы каждый месяц представляют своим исполкомам отчеты о ходе работ по ликвидации безграмотности, а уездные и городские Внешкольные Подотделы, кроме того, в три месяца раз предоставляют сводные отчеты по городу и уезду во Внешкольный отдел Наркомпроса.
Народный Комиссар по Просвещению
А. Луначарский
Секретарь коллегии НКЛ В. Зимовский