Нюансы образования

Spread the love
  • 7
    Поделились

Нюансы образования

kajaleksei
карикатура_книга_телевизорНаписал заметку о ЕГЭ и захотелось еще раз написать не тему образования (повторив и дополнив свои мысли в перечисленных там заметках). Читая, в последнее время, наивные и беспомощные школярские размышления об образовании (как быстрее и лучше заложить в головы школяров все нужные знания и избавить от бесполезных). Невольно подумал, что правильнее было бы назвать образование так, как оно было задумано изначально, примерно как “человекостроение” (вернув ему истинный смысл). Т.е. главная задача “образования” – образовать, сформировать, создать настоящего человека из того мыслящего, но неразумного существа, которое попадает в эту  систему изначально. Само по себе образование, в моем понимании, должно решать следующие задачи:

1. Социализация: Развитие навыков коммуникации и социализации. Умения осознанно подчиняться и руководить. Действовать самостоятельно и в группе (коллективно), решая различные учебные и практические задачи. Строить формальные и неформальные отношения в коллективе. Учиться понимать окружающих, отстаивать свои интересы и права, находить друзей и помогать им, выявлять врагов и противостоять им…

2. Интеллект: Развитие логического мышления. Формирование научного мировоззрения. Освоение современных методов обучения и самообразования. Привитие умений и навыков самостоятельного исследования свойств окружающего мира.

3. Знания: Создание системы научных знаний. Получение самых необходимых практических и теоретических знаний о мире для жизни и для труда. Развитие способностей к самостоятельному поиску, накоплению, использованию и созданию новых знаний.

4. Труд: Выработка необходимых трудовых навыков в рамках профессиональной специализации, а так же для самообслуживания в быту, выполнения общественно полезных работ и самостоятельного познания окружающего мира.

По большому счету, само содержание образования (конкретные знания) играет хотя и важную, но второстепенную роль, главная задача, ученика, заключается именно в получении всех вышеперечисленных навыков. Но, сейчас, в рамках Болонской системы, это понимается несколько иначе:

1. Социализация – понимается, как приучение к законопослушанию, лоялизму и внушение идей примитивного этатизма. Пропагандируется конкурентный подход, из детей воспитывают закоренелых индивидуалистов, безвольных обывателей-“овощей” и/или убежденных социальных паразитов, живущих по законам джунглей.

2. Интеллект – понимается, как умение безошибочно, быстро и четко решать стандартные задачи, не задумываясь над их смыслом и местом в научной картине мира.

3. Знания – понимаются, как набор независимых информационных блоков, подлежащих запоминанию и логически почти никак не связанных между собой.

4. Труд – выработка трудовых навыков полностью игнорируется. Даже наоборот, современная школа тщательно следит, чтобы дети ничем себя не утруждали. Скорее, внушается отвращение к труду, особенно, к физическому.

Возникают при капитализме и проблемы с самими обучаемыми:

1. Резко снижается мотивация к обучению, как таковому. В рамках капиталистической парадигмы, гедонизм и стремление к паразитизму считаются естественными качествами любого человека. Образование, фактически, рассматривается учащимися лишь как средство подготовки к социальному паразитированию (знания и навыки рассматриваются, как разновидность капитала).

2. С другой стороны, для угнетенных классов, резко снижаются возможности, связанные с материальным фактором. Молодежи элементарно не хватает денег не только на учебу, но и на жизнь. Для большинства учащихся, учение превращается в рутину, тяжкую обузу на пути к сиюминутному выживанию.

3. Происходит имущественное и сословное разделение по уровню доступа к образованию. Качественное образование, особенно, высшее становится принципиально недоступным для обитателей социального дна. Общедоступное школьное образование превращается в профанацию и теряет ценность (что, в перспективе, приведет к росу безграмотности).

Кроме того, образование (особенно, высшее) выполняет важнейшие социальные и демографические функции, полезные даже в рамках капиталистической парадигмы, которые деградирующая “элита” вообще не осознает и полностью игнорирует:

1. Это фактически единственный способ наращивания “человеческого капитала”, а это единственный источник какого-либо прогресса вообще.

2. Способствует не только повышению общей культуры, но и развитию нематериальных потребностей в социуме. И даже их доминированию над материальными, что ведет к повышению качества жизни, при снижении расхода материальных ресурсов.

3. Помогает решить проблему избытка рабочей силы, отвлекая значительную часть потенциально лишних (избыточных) трудовых ресурсов на учебу и в непроизводственную сферу.

4. Приводит к повышению возраста вступления в брак,  уровня социальной ответственности и тем самым является мощным демографическим регулятором. Это один из самых доброкачественных способов регулирования рождаемости (в любую сторону) из всех возможных.

5. Наращивает общую научную и техническую грамотность граждан и таким образом обеспечивает кадрами самые современные направления национальной экономики.

Есть еще один важный момент, который еще плохо осознается и понимается большинством. Современная образовательная система была построена, главным образом, не на теоретических моделях, а на эмпирическом опыте. Т.е. путем проб и ошибок (предыдущих поколений). Поэтому может учитывать (и наверняка учитывает) многие законы природы и особенности устройства человека, которые еще неизвестны или малоизучены современной наукой (глупо утверждать, что мы знаем о природе и о себе все, пробелов здесь предостаточно, особенно, в науках о человеке и обществе).

Попытки сконструировать абсолютно новую образовательную систему, построенную исключительно на локальных теоретических моделях уже известных науке, крайне рискованны непредсказуемыми последствиями. По крайней мере, все наблюдаемые попытки внушают ужас. Да, наша старая добрая система образования не самая эффективная с точки зрения решения отдельных задач, но это один из самых лучших компромиссов, результат многовекового опыта человечества.

К примеру, многие могли заметить, что успешность обучения заметно зависит от его своевременности. Многие знания и умения проще всего формируются в определенные периоды психологического и когнитивного созревания ребенка. Если это не учитывать, то несмотря на все усилия, качество и объем учебных материалов, результаты будут неизбежно ухудшаться. Причем, традиционные программы обучения были созданы с учетом естественного развития человеческого интеллекта, путем проб и ошибок, потом и кровью многих поколений учителей и учеников. Они оптимизированы с применением эмпирических знаний об усредненном темпе развития детей и подростков.

Конечно, раньше люди жили гораздо дружнее, общество было национально и культурно гораздо более однородно и единообразно, и благодаря этому разброс в развитии детей был пренебрежимо мал (а репрессивные меры позволяли ускорить развитие отстающих). Сейчас же темпы обучения подстраиваются под отстающих… Таким образом существенно снижается качество обучения всех, особенно тех, кто развивается опережающими темпами (окна для развития соответствующих способностей и формирования навыков у них закрываются раньше, чем до них доходит образовательная программа). Впрочем, создается впечатление, что у нас в стране этот фактор сейчас вообще игнорируется. По крайней мере отчасти, катастрофическое снижение качества образования, наблюдающееся в последние годы, связано именно с этим.

Одина из принципиальных ошибок (заблуждений) присущих современным образовательным реформистам, это отношение к научным знаниям, как к чему-то абсолютно точному и вечному (особенно это ошибочно в отношении школьных знаний, которые во многом вообще неверные и/или неполноценные). Ничем не обоснованное предположение, что для хорошего образования достаточно хорошо запомнить некоторый набор знаний и понять их смысл. На самом деле, это полная ерунда.

Главный смысл образования в том, чтобы научить человека трудиться, не только руками, но и головой, и выработать навыки самостоятельной добычи знаний, не только из книг, но и непосредственно из окружающей среды (зачем это нужно, хорошо раскрыто в рассказе Айзека Азимова “Профессия”). Причем, однозначного понимания, как добиться такого эффекта – нет. Но старые, проверенные временем (теплые ламповые) методы, иногда позволяют добиться в этом деле хороших результатов (существенно отличающихся от нуля)… Главным образом, именно поэтому наше образование такое “неоптимальное” и запутанное. Было…

В свете вышесказанного, нужно ясно осознавать, что хорошее высшее образование не может, и не должно делать из человека готового узкого специалиста. Оно лишь дает подготовку, которая открывает и/или облегчает выпускнику путь к достижению высот в выбранной сфере деятельности. Одновременно, образование не только развивает интеллект и дает минимальный набор профессиональных знаний, но и позволяет освоить методику обучения, открывающую возможность для самообразования, поиска и применения на практике новых знаний и умений.

Неправильное представление о человеке, как о разновидности средства производства (своего рода, биороботе), а о высшем образовании, как производстве средств производства, возникло из примитивного и убогого механистического представления о мире, характерном для современных деградировавших элит. С их точки зрения, весь мир это огромный цех, заполненный механизмами и биороботами (простыми людьми), которые трудятся (или отлынивают, но должны трудиться), на благо своих господ… На самом деле, мир больше похож на хрупкую и сложную экосистему, где современные элиты играют неприглядную роль паразитов, которые пьют кровь и жрут плоть, душат и губят живую душу народа.

Кстати, одним из характерных признаков любого паразита или буржуйского холуя является соучастие в информационной атаке (с требованием продолжения реформ) на советскую и нашу существующую систему образования (как остаток советской), в части навязывания представления об образовании, как простом обучении необходимому набору знаний и выработке навыков, необходимых на практике (т.е. имеющих лишь утилитарную чисто экономическую ценность). Сами паразиты даже свое собственное образование не ценят и считают временем потраченным зря. И это правильно, потому что для паразитирования никакие знания и умения не нужны, главное – неутолимая жадность и принципиальная беспринципность…

 

1
Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
Please follow and like us:

Просмотров: 35

0

Spread the love
  • 7
    Поделились
Previous Article
Next Article

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о

ЛИНИЯ СТАЛИНА

ПОЖЕРТВОВАТЬ

Переводчик Google

поддержка

Последние сообщения на форуме

Хроники кризиса. Часть 3Хроники кризиса. Часть 3 Безлюдные улицы Москвы удивляли редког … Читать далее
О ДНЕ ПОБЕДЫО ДНЕ ПОБЕДЫ Любые праздники, отмечаемые как годовщина как … Читать далее
«Почему Путин боится Ленина?Стать …Интервью доктора политических наук Владимир Павленко ИА  "Кра … Читать далее

Авторы

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

%d такие блоггеры, как:
Перейти к верхней панели