Блестящая победа на культурном фронте

Spread the love
  • 49
    Поделились

26 декабря 1919 года публикуется Декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р.» за подписями Председателя СНК В. Ульянова (Ленина) и Управляющего делами СНК Вл. Бонч-Бруевича

Традиционно на протяжении многих веков было принято молодым обучаться уму-разуму, житейскому опыту у стариков, и вдруг, впервые в мировой истории, старики сели за парты, а молодёжь, подчас даже дети, встали к доске с указкой и мелом в руках. Образно говоря: яйца начали учить курицу. Это было трудно осознать молодым «учителям», непросто принять пожилым «ученикам»…

По воспоминаниям моей бабушки Ираиды Павловны Жуковой (в девичестве — Ивановой), пионеркой участвовавшей в ликвидации безграмотности на Саратовщине, её великовозрастные ученики, вдруг оробев, стали называть её, двенадцатилетнюю девчонку, на «вы», в знак уважения к знаниям, чем смутили «молодого преподавателя».

Тот невеликий педагогический опыт вскоре помог ей сделать главный жизненный выбор — поступить вначале в Пугачёвский учительский техникум, а затем в Балашовский учительский институт. В славном городке на реке Хопёр познакомилась она с будущим мужем — моим дедом, знаменитым в годы войны партизанским лётчиком Николаем Ивановичем Жуковым. В довоенную пору — курсантом, а затем лётчиком-инструктором Балашовской лётной школы, куда приехал он по комсомольской путёвке и всесоюзному призыву ЦК ВЛКСМ: «Комсомолец! На самолёт!», имея за плечами школу ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) в подмосковном селе Крупино, работу подручным кузнеца на заводе «Электросталь», где был он ещё и комсоргом… Дед вступил в Коммунистическую партию в тяжёлом для страны 1942 году, когда единственной его «привилегией» было — первым пойти в бой и первым погибнуть за Родину — страну, которая дала ему, сыну подмосковных потомственных ткачей, путёвку в небо, к новой, невозможной до революции, жизни.

Крестьянский «приговор» царю

По данным переписи населения 1897 года, неграмотным в ту пору было 78% граждан страны, а грамотными считались уже те, кто утвердительно отвечал на вопрос: «Умеет ли читать?».

Манифестом от 17 октября 1905 года император Николай II учредил Государственную думу, стремясь снизить накал народных выступлений, всколыхнувших все слои российского общества, вошедших в историю как Первая русская революция. И тут же со всех концов необъятной России стали писать своим делегатам простые люди, жаловаться на житьё-бытьё, требовать социальных изменений. «Приговорами и наказами» называли эти послания. В них очень значимой и важной стала тема народного просвещения.

Так, например, крестьяне Владимирской губернии весьма деликатно признавались: «имеющаяся у нас школа грамоты не удовлетворяет назревшим потребностям и не даёт нашим детям тех знаний, на которыя они имеют право, будучи детьми великой страны. <…> вся бедность наша, всё неустройство земли русской происходит от нашего невежества. Кто истинный виновник нашего невежества, — пусть того судит Бог. Признавая просвещение так же для нас необходимым, как воздух, мы сим постановили: <…> настоятельно ходатайствовать пред правительством об открытии у нас в деревне такого учебного заведения, воспитанники котораго по окончании курса могли бы смело вступить в мирное соревнование в торговле и ремёслах с прочими образованными народами».

Но лишь в 1908 году Дума принимает некоторые положения, предложенные министром народного просвещения Петром фон Кауфманом, предусматривающие введение в стране хотя бы бесплатного начального образования, но не всеобщего, а значит — не обязательного. Обсуждение же законопроекта о всеобщем начальном образовании откладывалось вплоть до 1912 года, когда, увы, было окончательно отклонено…

Задолго до ликбеза

Несправедливо было бы не вспомнить в прямой связи с советским периодом ликвидации безграмотности вклад созидательных народников (молодых интеллигентных людей дворянского, купеческого, священнического и мещанского сословий), начавших в начале 70-х годов ХIХ века беспрецедентное массовое движение, известное как «хождение в народ». Многие оседали в деревне надолго: работали, прежде всего учителями, фельдшерами, ветеринарами, агрономами. Продолжалось это благородное деяние до самой Октябрьской революции. Но было всё же каплей в море для нашей гигантской страны. Об одной из таких подвижниц рассказывал хороший советский фильм «Сельская учительница» с прекрасной актрисой Верой Марецкой в главной роли.

Нечестно было бы не вспомнить и огромный вклад в привитие народу интереса к знаниям купца, издателя-просветителя Ивана Сытина. Он издавал массу дешёвых книг, брошюр, журналов, календарей с яркими иллюстрациями, лубки с познавательными текстами по родной истории, замечательные буквари. После Октябрьской революции Иван Дмитриевич принял участие в подготовке системы ликбеза, работал консультантом Главлита. Стал первым советским персональным пенсионером.

Благодаря народникам, Сытину, русским писателям, а с конца 1890-х годов и купцам-промышленникам, требующим от правительства открытия школ, ремесленных, реальных училищ и технических вузов для создания в стране своих квалифицированных кадров, способных совершить в России научно-техническую революцию, положение с просвещением в стране медленно, но меняется. После первых массовых рабочих забастовок и стачек конца 1890-х годов, приведших к Первой русской революции, — особенно.

За саботаж ликбеза — уголовная ответственность

В 20-е годы ХХ века семья моя некоторое время квартировала в доме бывшей помещицы Носовой и её слабоумного сына в городе Балашове. Навсегда запомнила моя бабушка, в ту пору — совсем девчонка, ворчание обиженной жизнью старухи: «Чумазые да лапотники править не смогут, помяните моё слово! Год-два — и кончится их власть, всё развалится. Без нас не обойдутся. Дождёмся, вернёмся!»

А новая власть тем временем ставила перед собой грандиозные задачи модернизации страны, которые оказались не под силу власти старой. И прежде всего в стране, впервые в мире строившей бессословное общество равных, не должно было быть «низшего, подлого сословья», не должно было быть «чумазых и лапотников». И если сегодня историки спорят о том, успел или не успел СССР провести перевооружение своей армии и подготовить свою промышленность к началу войны с Германией, то можно с уверенностью сказать, что к началу 1940-х задача ликвидации безграмотности была практически решена.

…На шестой день после Октябрьского переворота, как пока называют это событие и сами его участники, 31 октября (13 ноября по новому стилю) 1917 года, нарком просвещения А.В. Луначарский в обращении к гражданам России объявляет главные направления деятельности нового правительства в области образования: «введение всеобщей грамотности, организация единой советской школы, развитие всех видов школы для взрослых, сотрудничество педагогов и сил общественности, улучшение положения учителей». Так начинались коренные, революционные преобразования в бушующей стране.

29 октября — 4 ноября 1918 года на I Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодёжи в Москве принимаются программа РКСМ и особая резолюция — о культурно-просветительной деятельности. Они ставят задачу участия молодёжи в строительстве новой культуры, для чего предусматривается издание газет, журналов, брошюр, создание курсов, университетов, школ и студий, организация клубов, читален, различных кружков. О том, что новая власть рассчитывает на участие молодёжи в культурно-просветительной работе, говорит в беседе с делегатами съезда В.И. Ленин.

Согласно Декрету СНК «О ликвидации безграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р.» от 26 декабря 1919 года, главной целью ликвидации безграмотности среди населения страны была «возможность сознательного участия в политической жизни страны». В духе того революционного времени дело это вовсе не было добровольным, напротив, отмечалось, что: «Всё население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию». Более того, «Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатою их труда по нормам работников просвещения». А «уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности». Но предусматривались и, как сегодня сказали бы, «приятные бонусы» — обучающимся грамоте «рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы».

Мобилизация всех интеллигентных сил

К участию в ликвидации привлекаются многие «организации трудового населения», в том числе и Союз коммунистической молодёжи. К началу 1920 года работа молодёжи по ликвидации безграмотности, прежде всего на селе, приобретает массовый характер. Ликвидаторские пункты (ликпункты), согласно декрету, открываются в народных домах, церквях, клубах, частных домах, в помещениях фабрик, заводов, учреждений. Центрами культурной жизни становятся ещё и избы-читальни, и даже чайные…

13 февраля 1920 года из г. Покрова Владимирской губернии сообщают «о мобилизации всех интеллигентных сил для борьбы с неграмотностью». В селе Игнатовском Иваново-Вознесенской губернии правление ячейки РКСМ открывает школу грамоты и начинает работать совместно с учителями. Первую школу рабочих-подростков РКСМ открывает в Сызрани. Одним из первых открывает курсы ликвидации неграмотности автомобильный завод АМО (Автомобильное Московское общество) в Москве.

19 февраля Коллегия Наркомпроса утверждает «Положение об организации дела просвещения народов нерусского языка на местах». И в то же время II губернская конференция Коммунистического союза рабочей молодёжи Украины принимает резолюцию «О работе среди учащихся» и создаёт при губкоме комсомола школьный отдел.

В Павловском уезде Воронежской губернии 21—22 февраля проходит уездный съезд учителей, которые обсуждают вопросы создания единой трудовой школы, внешкольного и дошкольного воспитания, принимают решение «отдать все силы и знания, чтобы создать мощную Красную армию просвещения».

27 февраля 1920 года «Правда» сообщает, что коллегия Наркомпроса обратилась к А.В. Луначарскому с просьбой срочно ходатайствовать перед ЦК РКП (б) «о мобилизации партийных работников, знакомых с языками и бытом народов Востока, для работы в отделе просвещения национальных меньшинств». Одновременно принимается решение «об обязательном привлечении представителей Союза молодёжи в состав школьных советов школ II ступени, о включении их в состав коллегии внешкольного отдела и отдела единой трудовой школы». Все местные отделы народного образования обязываются привлечь к работе союзы молодёжи.

А 6 апреля на совещании делегатов IX съезда РКП (б), посвящённом проблемам просвещения, обсуждают «введение принудительного обучения». Н.К. Крупская выступает резко против.

В маленьком Нижнедевицке, что на Воронежчине, уездная комиссия по ликвидации безграмотности 12 мая объявляет «мобилизацию всех лиц от 18 лет, получивших образование не ниже двухклассного начального училища, для борьбы с неграмотностью».

Но долго ещё новая власть будет наивно ставить всё новые сроки окончательной победы над безграмотностью. Непростое и долгое это было дело, потому что — масштабное. Не решишь его лихим кавалерийским наскоком, как на фронтах Гражданской…

И что сегодня как-то забывается, отходит на второй план — каждый гражданин страны получил тогда возможность ликвидировать собственную безграмотность на родном языке! Например, в Екатеринбурге мусульманским отделом просвещения городского ОНО были открыты вечерние курсы, где обучение велось и на русском, и на татарском языках. А 8 апреля 1920 года выходит инструкция Наркомпроса в дополнение известного декрета СНК, регламентирующая работу по ликвидации неграмотности среди нерусского населения на территории РСФСР. 9 апреля публикуется обращение отдела просвещения нацменьшинств Наркомпроса «К постановке культурно-просветительной работы среди национальных меньшинств».

Иногда на местах решение какой-то насущной проблемы находилось чуть раньше, чем его принимали центральные органы власти. Например, 14 мая 1920 года в Тверской губернии комсомольская ячейка открывает школы грамотности в Вышнем Волочке, Дарской, Кузнецовской и Холохоленской волостях, где обучают члены Союза молодёжи. А на следующий день, 15 мая, в Москве ЦК РКСМ публикует обращение к комитетам своей организации с просьбой об участии комсомольцев в создании крестьянских домов, становившихся и ликпунктами.

А 8—9 июля на общегородской конференции РКСМ комсомольцы Петрограда решают не ограничиваться работой по ликвидации безграмотности, но ещё и помочь стране в «организации профессиональных школ, детских домов, колоний, в борьбе с детской преступностью».

В Москве — флешмоб и III съезд ВЛКСМ

19 июля 1920 года в Москве выходит основополагающее Постановление СНК «Об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности». ВЧК ликбез создаётся при Наркомпросе. Постановления её имеют обязательный характер.

И в тот же день в столице, у здания фондовой биржи, в честь II конгресса III Интернационала организуется комсомолом массовая инсценировка «К мировой коммуне», в которой участвуют 6 тысяч человек. (Вы всё ещё думаете, что флешмоб — новое модное веяние нашего времени?)

III Всероссийский съезд РКСМ наряду со злободневными военными и хозяйственными вопросами рассматривает и проблемы социалистического воспитания молодёжи — в школах рабочих подростков, о профессионально-техническом образовании и заводском ученичестве. От молодёжи требуются повышение политического и культурного уровня, тесное сближение между собой молодёжи разных национальностей. Со знаменитой в последствии речью «Задачи союзов молодёжи» выступает на съезде В.И. Ленин.

Пока на местах принимаются жёсткие волюнтаристские решения, в Смоленске, например, уклоняющихся от обучения грамоте лишают работы и продовольственных карточек, ЦК РКСМ публикует 26 декабря 1920 года циркулярное письмо об организации школ рабочей молодёжи. А 5 марта 1921 года Комиссия по снабжению рабочих при Наркомпроде решает выдавать слушателям и преподавателям рабочих факультетов усиленный паёк. Из Екатеринбурга сообщают, что городской союз текстильщиков постановил в первую очередь снабжать предметами первой необходимости рабочих, аккуратно посещающих школу.

В селе Селты Вотской АО 26 июля открываются курсы подготовки ликвидаторов политической неграмотности среди членов деревенских организаций Коммунистического союза молодёжи. А 13 сентября при Вятском институте народного образования открывается краевой факультет по подготовке преподавателей истории и этнографии края, а также вотского и марийского языков.

Налог на удовлетворение культурных нужд

Главпрофобр 15 сентября 1921 года принимает решение предложить всем губпрофобрам 20% мест в техникумах, профессионально-технических и сельскохозяйственных школах предоставлять членам РКСМ. А через неделю на IV Всероссийском съезде РКСМ А.В. Луначарский говорит о материальных трудностях организации просвещения в разорённой России и объясняет необходимость введения налогового обложения населения для удовлетворения культурных нужд.

V Всероссийский съезд РКСМ 11—17 октября 1922 года горячо обсуждает задачи коммунистического воспитания молодёжи в условиях нэпа. Многим тогда казалось, что все жертвы, понесённые уже в боях за новый строй, напрасны, но съезд принимает решения о создании издательства ЦК РКСМ «Молодая гвардия», о создании школ крестьянской молодёжи, оформляет организацию юных пионеров — идеологическая борьба за умы продолжается, потому что нет ничего важнее ликвидации политической безграмотности.

В ноябре в Москве открывается Центральный дом коммунистического воспитания рабочей молодёжи, в работе которого активно участвует МК РКСМ. Здесь не только учатся, но и живут 520 рабочих-подростков. А комсомольцы Омска открывают уже в январе 1923 года Дворец рабочей молодёжи, в котором работают библиотека, читальня, марксистский кружок, ведётся спортивная работа.

В.И. Ленин — «почётный красный ликвидатор безграмотности»

На II Всероссийском съезде ДКСМ говорят о состоянии дел ликбеза по стране, обсуждаются методы ликвидации неграмотности в политпросветработе, борьбы с малограмотностью. Съезд отправляет письмо В.И. Ленину с просьбой принять «звание почётного красного ликвидатора безграмотности» и утверждает почти фантастическое решение: «в первую очередь ликвидировать неграмотность среди организованного населения — членов партии, комсомола и профсоюзов, делегаток женотделов, членов советов, допризывников уже к 1 мая 1925 года».

Но уже 20 августа 1923-го выходит более взвешенный Декрет СНК «О сети учреждений Народного Комиссариата Просвещения», в котором говорится о создании сети школ, пунктов ликбеза, изб-читален, политико-просветительных учреждений, вузов, научных учреждений. Признаётся необходимость разработки плана всеобщего обучения, рассчитанного на 10 лет.

Новая попытка ускорить процесс ликвидации безграмотности предпринимается 15 ноября 1923 года, когда Председатель ВЦИК М.И. Калинин обращается к общественности с призывом о помощи: по инициативе ВЧК ликбез создаётся общество «Долой неграмотность!» (ОДН) и следует организовать на местах его ячейки, чтобы покончить с неграмотностью к 10-летию Октября.

Первые серьёзные итоги подводятся в январе 1926 года. В Москве проходит I Всероссийский съезд общества «Долой неграмотность», а 20 января газеты публикуют данные ВЧК ликбез: с момента издания декрета «О ликвидации безграмотности населения РСФСР» на территории республики обучено грамоте свыше 8 млн человек из 17 млн неграмотных: «В основном ликвидирована неграмотность среди красноармейцев-допризывников, членов профсоюзов и других слоёв организованного населения». По стране работают 40 тыс. пунктов ликбеза.

11—22 марта в Москве проходит VII съезд комсомола. Обсуждается подготовка не только квалифицированных, но и культурно-развитых, классово-сознательных рабочих, указывается на роль комсомола в создании вечерних рабочих курсов и техникумов, в распространении технической грамотности. Отмечается роль деревенского комсомола во многих культурных начинаниях, в том числе, конечно, в работе ликпунктов, школ, кружков. Особое внимание призвано обращать на привлечение к культурной жизни батраков и молодёжи, работающей по найму в кустарной промышленности.

Молодые бойцы культурного фронта

Молодая Советская республика, одержав победу на фронтах Гражданской войны с белогвардейцами и интервентами — представителями всей «объединённой Европы», продолжает борьбу на ещё одном фронте, возможно, самом главном — культурном.

Ликвидация безграмотности становится, можно сказать, важным стратегическим направлением этого фронта. А комсомол — активным коллективным культармейцем, когда VIII съезд ВЛКСМ, открытый 5 мая 1928 года, объявляет Всесоюзный культпоход по ликвидации неграмотности. Из комсомольцев-культармейцев создаются «ударные отряды по ликбезу».

В 1928—1929 годах по комсомольским путёвкам пришли на рабфаки 15 тыс. человек, на курсы по подготовке в вузы — 20 тыс., в вузы и техникумы — 30 тыс. Это был поход комсомола в науку. И к 1934 году рабочая прослойка среди студенчества составила 47,9%. В недрах комсомола рождается идея новой, массовой формы технического обучения — техминимум (в 1934 году техминимум сдали 814 тыс. рабочих). С 1927-го комсомолия берёт шефство над всеобучем (Постановление ЦК ВЛКСМ «Всеобщее начальное обучение в стране и задачи комсомола» от 19 февраля), выступает с инициативой создания двухгодичных вечерних школ для малограмотных. В последующем именно из комсомольцев будут «рекрутироваться» и новые технические кадры: лётчики, танкисты, трактористы, шофёры, киномеханики, инженеры, машинисты и другие. Важнейшие для страны профессии осваивали те, кто до революции не мог даже мечтать вырваться из вековой нищеты и бесправия.

«Строители новой Вселенной»

В моей личной коллекции хранится выпуск уникальной газеты «Комсомольская культармия» (издание Леноблсовета ОДН (общества «Долой неграмотность!»), обкома и горкома ВЛКСМ Ленинграда). Что же волновало комсомольцев начала 1930-х, о чём были их заботы?

Н. Иванов из военного отдела обкома ВЛКСМ публикует заметку «Поход за грамотный призыв», рассказывая об опыте комсомольцев Кингисеппского района, организовавших культармейскую бригаду: к каждому неграмотному призывнику в РККА был прикреплён рядовой культармеец и к моменту призыва в районе неграмотность молодых бойцов была ликвидирована. Потому что «Школа — крепость Красной Армии, грамота — её боевое оружие!».

Ленинградские комсомольцы развернули работу по сбору книг для деревенских библиотек и для малограмотных читателей. Комсомолец Тимохин из Подпорожского района делится своим жизненным опытом: «Я работал на почте письмоносцем. Мою работу тормозило то, что большинство адресов у нас пишется крайне неграмотно. Со своей стороны мне не пришлось получить законченного образования, в силу того, что учёба в районе ограничивалась первым классом. …Вызываю комсомолию вступить в члены ОДН и в боевые ряды культармейцев, а также активно поддержать кампанию «Книга — деревне», выдвигая своих бибармейцев, чтецов и книгонош».

В заметке «Молодняк — в торфяном культпоходе» рассказывается о работе по ликвидации неграмотности среди рабочих торфоразработок: «Чухнова — комсомолка-украинка, ведёт большую группу (22 чел.) своих соотечественниц-торфуш, в начале лета лишь едва разбиравших буквы… Вся группа научилась и письму, и счёту, собирается переходить на производственно-политехнические курсы к повышенным формам учёбы».

Юная культармейка — пионерка М. Фёдорова рассказывает, как учила на дому неграмотную Ольгу Кузют. Пионер А. Побудей пишет, как ячейка друзей ОДН организовала бибармейские бригады. Наладила читку газет и журналов в Чудовском доме крестьянина, «обслуживая приезжающих крестьян неграмотных и малограмотных».

Газета призывает участвовать в областном культармейском конкурсе рабселькоров, чтобы иметь свежую и достоверную информацию с мест, и публикует в «Литературном уголке» стихотворные строки в духе Владимира Маяковского. Некий автор, скрывшийся под псевдонимом «Красный Баян», публикует «Культмарш сезонников»: «Сезонник, закладывай красный кирпич! / — Учил тебя строить учитель Ильич. / Сезонники строят — и стройка растёт, / И крепнут кирпичные стены, / И грамота знанье и силу несёт / Строителям новой Вселенной!»

А корреспондент с очень современным псевдонимом «Эльф» призывает: «В избе-читальне культармеец / Дежурит верным часовым… / Беседуй с ним три раза в месяц, / Как с руководом боевым!»

Корреспондент «Дядя Ледя» чеканит слог: «Поход за грамотный завод — / Наш молодёжный культпоход! / Борьба за грамотный колхоз — / Фронт комсомольских бурь и гроз! / Учёбу, грамоту даёшь / Стране Советов — молодёжь! / Ты всех охватишь сетью школ, / Наш культармейский комсомол!»

…Известный советский журналист Василий Песков писал о своих детских военных днях: «Вспоминаю мамины письма к отцу. Она их писала печатными буквами, и на письмо уходила обычно целая ночь…»

Да, взрослое поколение Советской страны 1940-х годов благодаря долгой и упорной кампании по ликвидации безграмотности освоило азы этого важнейшего знания. А поколения победителей, их детей и даже внуков, воспитанные советской школой сызмальства, получившие в большинстве своём прекрасное высшее образование, ставшее престижным, смогли выйти в космос, поднять целину, построить наукоёмкие производства, освоить сложнейшую технику, построить БАМ. Воистину как мечтали их прадеды в 1905 году: «будучи детьми великой страны», смогли «смело вступить в мирное соревнование… с прочими образованными народами».

Кадры решили всё!

Какими же наивными выглядят утверждения некоторых жалельщиков «России, которую мы потеряли», сокрушающихся, что-де, и план ГОЭЛРО с его Днепрогэсом и каскадом множества других электростанций, и развитая промышленность, и радио, и телевидение, и самолётостроение, и даже космос развились бы, если бы не революционные потрясения, в Российской империи лучше и быстрее, чем в СССР. Нет, не развились бы! Потому что, напомним ещё раз, закон о всеобщем начальном образовании был отклонён в царской России в 1912 году.

А великий изобретатель лампы накаливания, потомственный дворянин Александр Николаевич Лодыгин, народник по политическим убеждениям, не нашедши применения своим знаниям и научным идеям в области электрификации в императорской России, признавался в статье «Лаборатория для изобретателей» для журнала «Новое время» в декабре 1910 года: «Изобретатель в России почти что пария, и всю свою жизнь он проводит в том, что ждёт, как библейский Лазарь, не упадёт ли ему крупица со стола богатого; но его ожидания в большинстве случаев так же тщетны, как и ожидания Лазаря. Я знаю это как по своему личному опыту, так и по опыту многих и многих других…»

В 1907—1909 годах в «Обществе электрического освещения 1886 г.» фирмы «Сименс и Гальске» работал инженер-электрик Глеб Кржижановский. Хозяева иностранной компании гордились двумя проектами, осуществлёнными в России, — освещением Зимнего дворца и Невского проспекта в Петербурге, называли их «величайшими и самыми впечатляющими в мире». Об освещении заводских и фабричных цехов, домов рабочих и изб крестьян даже и не задумывались — госзаказа на такие масштабные работы не было.

Когда в 1920 году профессиональный революционер Глеб Кржижановский на совещании Государственной комиссии по электрификации читал доклад о плане этого грандиозного начинания, то для освещения на гигантской карте страны точек будущих электростанций пришлось использовать всё имевшееся в Москве электричество. Через 10 лет план был выполнен, потому что благодаря ликбезу была подготовлена целая армия энергетиков и инженеров всех специальностей.

Ольга Жукова,

кандидат исторических наук

источник

1
Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
Please follow and like us:

Просмотров: 55

0 0 vote
Article Rating
0

Spread the love
  • 49
    Поделились
Previous Article
Next Article
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Переводчик Google

поддержка

Последние сообщения на форуме

Железный защитник СССР Дмитрий Ус …30 октября 1908 года, родился будущий советский государственный и … Читать далее
Олигархат задумался: спасать или …Перейдя в собственность Потанина и К0, ГМК «Норильский никель» ста … Читать далее
УСЛУЖЛИВЫЙ ЛИБЕРАЛ ОПАСНЕЕ ВРАГА!УСЛУЖЛИВЫЙ ЛИБЕРАЛ Хотя услуга нам при нужде дорога, Но за нее не … Читать далее

Авторы

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x
%d такие блоггеры, как:
Перейти к верхней панели