Я – Советский инженер.

Spread the love
  • 20
    Поделились

0

Я – Советский инженер.

Несколько слов об организации инженерной работы в СССР.

Есть инженеры по должности, но есть инженеры по образу своего профессионального мышления. Советский инженер – это образ жизни и образ мышления.

Заумная фраза, не лишенная смысла.

Да, я Советский инженер и горжусь этим своим званием. Ведь Советский инженер был в свое время лучшим в мире инженером. Повторяю – лучшим! И ни один в мире инженер не мог с ним сравниться по уровню своей профессиональной квалификации, по глубине профессиональных знаний и умений. Я не преувеличиваю. Так оно и было. Потому что в стране работала система подготовки инженерных кадров, согласно которой советский инженер знал и умел на много больше, чем инженер любого другого государства мира. Не даром ведь в странах Востока и Африки, где советские инженерные специалисты много и успешно работали, до сих пор отзываются с глубочайшим уважением о советских инженерах. Почему?

Да потому, что что советские инженеры не корчили из себя «бар», стоящих по уровню развития выше местных жителей и прекрасно могли «делать» все, что соответствовало их специальности. Советский инженер мог профессионально работать за технолога, за конструктора, за проектировщика, за расчетчика, за специалиста по охране труда, за наладчика технологического оборудования по своей специальности и так далее и тому подобное.

Чего не могли себе позволить ни один инженер Европы или Америки, которые всегда требовали себе в помощники инженеров других специальностей, связанных с их основной специальностью, а также электриков, программистов, наладчиков и даже вспомогательных рабочих. Потому что они сами за собой на своем рабочем месте убирать не были приучены.

Мне в своей работе инженера сварщика, помимо производственной деятельности в цехе сварных металлоконструкций на ряде заводов страны, много лет еще пришлось заниматься разработкой процессов новой технологии, новой техники, новой формы организации производства на отдельных участках цеха и их внедрением в производстве.

Кроме того, несколько лет я проработал начальником отдела по проектированию нового цеха, своего рода корпуса блока цехов сварных металлоконструкций, называемого у нас на заводе и в Министерстве, как КМК. Самого последнего, по существу, крупного производства сварных металлоконструкций в Подмосковье, да, пожалуй, и вообще – самого последнего крупного производственного цеха в СССР.

Последнего потому, что проектная документация на этот блок цехов была утверждена министром тяжелого машиностроения Силаевым И.С. в октябре 1990 года, а Госпланом были выделены средства на начало фундаментных работ по этому корпусу блока цехов и на проектирование специальных частей проекта по отдельным договорам с проектными институтами Министерства в декабре 1990 года. То есть, в конце Советской власти. И уже в 1991 году все работы по новому блоку цехов у нас были приостановлены, потому что началась ликвидация и самого Министерства, и самого Госплана, да и самого завода по указам ГОСДЕП США и нового президента России Ельцина.

Но мне, как инженеру специалисту, повезло в процессе своей инженерной деятельности поработать вместе с таким удивительным явлением нашей советской государственной, производственной и научной деятельности, как отраслевые научно исследовательские проектно-технологические институты или НИИ. Это были ГИПРОТЯЖМАШ, ЦНИТМАШ, ВНИИСО, ВНИИАВТОГЕНМАШ, ИЭС имени Патона, ВПТИТЯЖМАШ, НИИПТМАШ, НИКИМТ и многие еще другие, через которые в СССР осуществлялось практическое руководство машиностроительным производством.

Ни в одной стране мира ничего подобного не было даже в намеке. Правда, надо сказать, что сейчас в Китае они начали уже формироваться. Ведь Китай развивается по нашей, по Советской системе. Они и ГОСПЛАН у себя уже организовали. А наши власти все в задницу Европы и США смотрят и совсем забыли про СССР, про вторую экономику мира.

Так вот, мне в своей жизни пришлось по своей работе инженера сварщика много раз побывать и в Германии, и во Франции и в США. Их инженеры, как и их инженерные методы организации работы нам, советским инженерам, в подметки даже не годятся. Примитивизм жутчайший, своего рода «плюсквамперфект, то есть, давно для нас уже прошедшее и совсем уже забытое время.

Поясню.

Первым таким государственной структурой, с которой я столкнулся в своей инженерной деятельности, был ГИПРОТЯЖМАШ, головной проектный институт нашего Министерства тяжелого машиностроении, расположенный на Марксистской улице Москвы в громадном и новом тогда шестнадцатиэтажном здании.

ГИПРОТЯЖМАШ – государственный проектный институт, занимавшийся в Советском Союзе проектированием вновь строящихся цехов и заводов тяжелого машиностроения, и также реконструкцией уже имеющихся и существующих цехов и заводов.

История института с современным названием ГИПРОТЯЖМАШ берет свое начало 20 февраля 1930 г., когда протоколом заседания Президиума ВСНХ СССР был утвержден устав вновь созданного государственного института по проектированию машиностроительных и металлообрабатывающих заводов -ГИПРОМАШ. Таким образом, с утверждения устава ГИПРОМАШ вступил в свои права, как головной специализированный институт по проектированию машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий.

Вся история ГИПРОТЯЖМАШ неразрывно связана с развитием отечественного машиностроения. В арсенале проектных разработок института многочисленные заводы отрасли в том числе заводы созданные в годы создания промышленности СССР и заводы эпохи развития СССР — Уралмашзавод в Свердловске, Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле, Ново-Краматорский завод в Краматорске, ЭЗТМ в Электростали, Турбогенераторный и Тракторный заводы в Харькове, завод им. Октябрьской Революции в Луганске, Атоммаш, Абаканский вагоностроительный комплекс, Красноярский крановый завод, Иркутский завод тяжелого машиностроения и многие, многие другие.

На каждый завод Минтяжмаша в институте имелся рабочий проект в виде чертежей планировок от дельных цехов и расчётно пояснительных записок и все изменения в проекте обязательно должны быть зафиксировано в рабочей документации проекта завода. Для этого в институте работал куратор завода в ранге ГИП-а, то есть, Главного Инженера Проекта, без согласования с которым невозможно было даже переставить станок с одного рабочего места на другое, потому что существовал расчетный проект этого завода с расчетной мощностью, расчетной производительностью и расчетным выпуском утвержденной продукции.

Работал институт всегда в тесном контакте со службами главных специалистов завода или специализированными подразделением самого завода при выполнении значительных объемов работы по изменению существующего проекта завода или отдельных его цехов.

Таким подразделением на нашем заводе в свое время руководил и я в ранге начальника отдела по проектированию блока цехов сварных металлоконструкций или КМК. И тогда в Москву я ездил, как к себе на работу. Для этого заводом для меня был выписан именной проездной билет на электричку в Москву и обратно, и в метро.

Следующим НИИ, с которым мне пришлось постоянно работать, был ЦНИИТМАШ.

ЦНИИТМАШ – центральный, научно исследовательский институт технологии машиностроения. Именно сюда мне чаще всего приходилось обращаться по вопросам новой техники, новой технологии в сварочном производстве. Высоченное шестнадцати этажное здание из стекла и бетона, расположившееся на Шарикоподшипневской улице Москвы, где сидели специалисты по всем вопросам машиностроительного производства и рядом находилось свое собственное опытно экспериментальное производство, где можно было опробовать и отработать любую самую новейшую и самую фантастическую технологию по обработке металлов и неметаллов. И редкую неделю я сюда не ездил.

ЦНИИТМАШ был основан в 1929 году приказом ВСНХ СССР № 508 на базе Московского отделения ленинградского института и стоял у истоков отечественного машиностроения. Созданные в ЦНИИТМАШ материалы (стали, сплавы, напыления, охлаждающие жидкости и т.п.) технологические процессы машиностроительного производства широко использовались на заводах энергетического, тяжелого, транспортного, нефтехимического машиностроения и в других отраслях.

А так как мне много приходилось заниматься проблемами газопламенной и плазменной обработки металлов, то невозможно было обойтись без знаменитейший в те времена института ВНИИАВТОГЕНМАШ.

ВНИИАВТОГЕНМАШ – Всесоюзный Научно Исследовательский Институт автогенного машиностроения, располагавшийся в бывшем особняке Саввы Морозова, что в Шелапутинском переулке Москвы

Институт «ВНИИавтогенмаш» был создан в феврале 1944 г решением ГКО СССР для выполнения комплексных исследований, разработки и внедрения аппаратуры, машин и технологий термической резки, газотермических покрытий и газопламенной обработки металлов. Основными направлениями деятельности института явились повышение эффективности газотермических процессов, разработка прогрессивного оборудования – автоматизированных резательных, напылительных, паяльных и других технологических комплексов для крупных производств, а также простых, надежных и эффективных технологий, ресурсосберегающих и экологически безопасных аппаратуры и механизмов для повышения качества и экономичности работ на металлообрабатывающих предприятиях, строительных и монтажных участках.

С ВНИИАВТОГЕНМАШ-ем у меня были связаны особенные отношения, потому что именно этот институт стал главным рецензентом на мою монографию «Механизация процессов термической резки металлов», принятой в 1993 году для издания издательством «Машиностроение». И я много раз бывал в этом институте для уточнения план проспекта монографии в связи с их замечаниями. Но очень скоро не стало ни ВНИАВТОГЕНМАШ-а, ни издательства, ни много из того, что было основой нашей государственной и профессиональной производственно-технической деятельности в СССР.

Ну и как здесь можно не назвать «ИЭС имени Патона», с которым я плодотворно проработал несколько лет и в который меня приглашали в аспирантуру по плазменно-дуговым процессам.

ИЭС ИМЕНИ ПАТОНА – Институт Электросварки имени Патона – это научно-исследовательский институт Национальной академии наук Украины. Основан в январе 1934 года по инициативе инженера и учёного академика Евгения Оскаровича Патона на базе лаборатории сварки Электросварочного комитета и кафедры инженерных сооружений Киевского политехнического института в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета СССР.

Вот основные этапы деятельности института

1939-41 — разработаны технология автоматической сварки под флюсом, сварочные флюсы и головки для автоматической сварки, разработана технология автоматической сварки под флюсом броневых танковых сталей. 1942 выпущен первый в мире цельносварной танк изготовлен методом автоматической сварки под флюсом. 1944 — предложена технология изготовления крупнолистовых конструкций методом рулонирования с использованием сварки под флюсом. 1947—1949 — разработана технология многодуговой скоростной сварки труб большого диаметра. 1949 — выполнена автоматическая сварка вертикальных и горизонтальных швов кожуха доменной печи по технологии, разработанной в 1948 г.

1951 — технология и оборудование электрошлаковой сварки металла толщиной до 2000 мм были использованы для изготовления мощных гидротурбин и прессов. 1952 — изобретен электрошлаковый переплав (ЭШП) стали. Начало электрошлаковых технологий. Разработана установка для контактной сварки с кольцевым трансформатором. 1952 – разработана самая распространённая в мире полуавтоматическая дуговая сварка в углекислом газе CO2 1953 — введён в строй самый большой в Европе цельносварной мост им. Е. О. Патона через реку Днепр в г. Киеве. 1956 — создана опытно-промышленная установка для электрошлакового переплава. 1958 — создана установка для контактной стыковой сварки непрерывным оплавлением тонкостенных труб, рельсов и корпуса мощного дизеля для локомотивов. 1960 – разработан процесс сварки взрывом плоских деталей из разнородных металлов. 1965 — разработаны плазменно-дуговая сварка на переменном токе и импульсная микроплазменная сварка. Эти процессы были использованы для сварки алюминиевых корпусов топливных баков ракетных двигателей. 1966 — создана внутритрубная машина для контактной стыковой сварки непрерывным оплавлением труб большого диаметра. 1969 — разработанный способ «мокрой» механизированной подводной сварки был применён для сварки трубопровода высокого давления на глубине 15 м.

1979 – в условиях космического вакуума и невесомости выполнена сварка нержавеющих сталей и титановых сплавов с помощью установки «Вулкан», смонтированной на космическом корабле «Союз-6» и доказана возможность наплавки тонкопленочных покрытий в условиях орбитального полета. 1984 — сварка, резка, пайка, напыление в открытом космосе с помощью универсального электронно-лучевого инструмента. 1980—1990 — разработаны сварные трансформируемые конструкции, разворачиваемые в открытом космосе.

И конечно же одним из основных НИИ для моей работы в сварочном производстве завода был ВПТИТЯЖМАШ – всесоюзный проектно-технологический институт тяжелого машиностроения, занимавшийся проектированием технологического оборудовании для резки, гибки и формования изделий из всех видов металлопроката.

ВПТИТЯЖМАШ – основана в 1944 году. Основными направлениями работы ВПТИ-тяжмаш являются проведение комплекса проектно-технологических, конструкторских работ в области технологии, механизации и автоматизации производства, создание технологий и специального технологического оборудования при освоении новых видов изделий, метрологическое обеспечение, создание средств измерения, стандартизация на заводах тяжелого машиностроения, дизельных заводов, металлургических комбинатов, заводов, выпускающие котельное оборудование, крановых и других машиностроительных предприятиях.

И конечно же, я не смогу не упомянуть еще и Госплан, эту основу, этот фундамент Советской экономики, без которого не смогло бы быть такого стремительного развития СССР. Здесь я бывал с начальником ОКСа завода каждый квартал с отчетами по реализации плана выполнения проектно-сметной документации по новому цеху на нашем заводе, то есть, по блоку цехов сварных металлоконструкций или КМК. Без утверждения такого отчета у зама председателя Госплана о финансировании работ на следующий квартал можно было бы просто забыть.

ГОСПЛАН – Госплан СССР или Государственный плановый комитет Совета Министров СССР — государственный орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль выполнения народнохозяйственных планов. В союзных республиках (в том числе и России) и автономных образованиях существовали государственные плановые комиссии (в России — Государственная плановая комиссия РСФСР), в областях (в том числе и автономных областях) — областные плановые комиссии, в районах — районные плановые комиссии, в городах — городские плановые комиссии.

Ну, а во время моей работы на заводе «Атомспецконстукция» мне пришлось иметь дело еще и с институтом НИКИМТ среднего машиностроения в ранге Главного сварщика.

НИКИМТ – научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии. Создан в 1956 году Министерством среднего машиностроения СССР в виде проектно-монтажное управление для выполнения комплексных разработок технологических процессов, специального оборудования и оснастки для монтажа сложных ядерных объектов. В 1961 году на базе управления был образован Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии (НИКИМТ).

Через НИКИМТ мы получали новые виды сварочного оборудования, новые средства механизации и новые технологии для изготовления объектов атомной промышленности.

Выводы:

Как видите, инженерная работа у меня была плодотворная и очень даже интересная. Хотя я ни слова не сказала про мою работу в качестве внештатного эксперта во Всесоюзном Научно Исследовательском Институте Государственной Патентной Экспертизы или ВНИИГПЭ, в котором я делал экспертизы заявок на изобретение по сварочному производству. И в котором я работал по официальному приглашению руководства Института за половину своего должностного оклада на ЭЗТМ окло десяти лет. Меня неоднократно приглашали перейти в штат официальных сотрудников Института, но я не согласился. Почему – до сих пор сам не понимаю.

PS Мало сейчас кто знает, что после окончания календарного года каждое промышленное предприятие СССР готовило отчет о своей работе с выводом фактической себестоимости выпускаемой продукции и фактических зарплат всех работников завода. Этот отчет представлял собой печатную книжку объёмом примерно в двести листов. Отчет согласовывался с ГИПРОТЯЖМАШ-ем и утверждался в Министерстве. Те, кто видели эти отчеты с детальнейшим обоснованием всех видов затрат, начиная от металла, металлургических припасов и кончая электроэнергией, тот понимает, что приписки выпускаемой в СССР машиностроительной продукции были практически невозможны.

PPS Все эти НИИ и Проектно – Технологические отраслевые институты СССР, как и сами Министерства вместе с Госпланом, в девяностые годы были уничтожены, а без них говорить о развитии экономики страны просто бессмысленно.

Виталий Овчинников.источник Я – Советский инженер.

1
Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
Please follow and like us:
error

Просмотров: 73

0

Spread the love
  • 20
    Поделились
Previous Article
Next Article

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о

Желающим поддержать нас

Последние сообщения на форуме

Каста предателей: набор продолжае …предательство — самый скоростной социальный лифт российской элиты … Читать далее
Москва и Россия Москва и Россия Ни для кого не секрет, что положение в Москве … Читать далее
За гранью дозволенного … За гранью дозволенного Почему борьба за будущее, отвечающее ин … Читать далее

Авторы

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

%d такие блоггеры, как:
Перейти к верхней панели