Чернышевский и народолюбцы 

Spread the love
  • 22
    Поделились

0

Иван Шевцов

Чернышевский и народолюбцы

 

 

У Чернышевского есть интересная статья, литературная критика на произведения малоизвестного ныне писателя-разночинца Николая Успенского.

В ней, в частности, он пишет:

«Давным-давно критика стала замечать, что в повестях и очерках из народного быта и характеры, и обычаи, и понятия сильно идеализируются. Стало быть, нам нечего и доказывать это, когда всем оно известно. Мы лучше поищем причин, по которым не мог отстать от идеализирования народа никто из прежних наших беллетристов, несмотря на советы критики. По нашему мнению, источник непобедимого влечения к прикрашиванию народных нравов и понятий был и похвален, и чрезвычайно печален. Замечали ли вы, какую разницу в суждениях о человеке, которому вы симпатизируете, производит ваше мнение о том, можно ли или нельзя выбиться этому человеку из тяжелого положения, внушающего вам сострадание к нему? Если положение представляется безнадежным, вы толкуете только о том, какие хорошие качества находятся в несчастном, как безвинно он страдает, как злы к нему люди, и так далее. Порицать его самого показалось бы вам напрасною жестокостью, говорить о его недостатках — пошлою бесчувственностью. Ваша речь о нем должна быть панегириком ему — говорить в ином тоне было бы вам совестно. Но совершенно другое дело, когда вы полагаете, что беда, тяготеющая над человеком, может быть отстранена, если захочет он сам и помогут ему близкие к нему по чувству. Тогда вы не распространяетесь о его достоинствах, а беспристрастно вникаете в обстоятельства, от которых происходит его беда. Обыкновенно вы находите, что нужно перемениться и ему самому, чтобы изменилась его жизнь; вы замечаете, что напрасно он делал в известных случаях так, а не иначе, что ошибался он относительно многих предметов, что в характере его есть слабости, от которых надобно ему исправляться, что в привычках его есть дурное, которое должен он бросить, что в образе его мыслей есть неосновательность, которую должен он уничтожить более серьезным размышлением. Как бы ни началась ваша речь о таком человеке, незаметно для вас самих переходит она в укоризны ему. А вы, когда действительно желаете ему добра, нимало уже не конфузитесь этим: вы чувствуете, что в суровых ваших словах слышится любовь к нему и что они полезны для него,— гораздо полезнее всяких похвал….»

И далее он спрашивает о замазывании народных недостатков:

 

«Прекрасно и благородно,— в особенности благородно до чрезвычайности. Только какая же польза из этого народу?»

 

Далее он развивает мысль, что критика русского мужика, русского простонародья есть шаг интеллигенции вперёд не только к реализму, который отбрасывает идеализированные образы «народа» и начинает анализировать действительные причины его поведения, но вообще, тот факт, что интеллигенция, бывшая ранее дворянской, и ставшая разночинской, увидела в мужике не того «брата меньшого», за которого она ответственная, потому что живёт его трудом, а равного себе, с которым можно по-свойски побраниться, над которым можно и должно смеяться, который состоит отнюдь не из героических Сусаниных, Василис Кожиных, светлых разумом Ломоносовых, но позитивные свои свойства, которыми восхищались революционеры прошлого, ПРИОБРЕТАЕТ (в случае Чернышевского — под влиянием просвещения, надо учитывать, что статья подцензурная и написана языком эзоповым, мы это назовём революционной).

Точно так же мы должны сказать и о рабочелюбцах — сусальные восхваления рабочего совершенно бесполезны, они дезориентируют самих революционеров, они симптом, что эти рабочелюбцы страшно далеки от рабочих и не видят в них своих, не знают их и страшно боятся обидеть, лепят из «дюжинных» людей античных героев и горько сожалеют о том, что Пигмалион из них так себе — статуя не оживает….

 


*

 

Чернышевский из всех народников к марксизму ближе всего, пожалуй. Списывать его наследие не стоит. В данной статье, под эзоповым языком, тонкая диалектическая мысль о том, что капиталистические условия, развивающиеся в России, создают предпосылки революции. Из весьма поверхностных рассказов Успенского (который, кстати, более ничем не блеснул и спился) он вытянул статью о том, что в своём развитии крестьянство претерпевает качественные изменения — из класса подневольного и неспособного к революции он превращается в класс для себя — то есть, в мелкого трудового собственника, который уже способен выступить в качестве самостоятельного субъекта. И рассказы Успенского отразили это изменение — идеолог революции — интеллигенция уже стала на него рассчитывать, уже видела его сознательным деятелем революции.

Из несчастного раба — в субъект, выдавивший из себя раба.

Это актуально и сейчас в связи с прыжками левачков вокруг рабочих. Обвинения против Прорыва в нелюбви к рабочим сходны с обвинениями к народникам со стороны дворянских революционеров в нелюбви к народу. Тургенев, например, Успенского за его желчный характер и высмеивающие крестьян рассказы называл «человеконенавидцем». Здесь история повторяется — нас зовут любить рабочих. А любить рабочих — это значит критиковать в рабочем буржуа, критиковать, не щадя рабочего.

 

Иван Шевцов


 

2
Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
Please follow and like us:
error

Просмотров: 47

0

Spread the love
  • 22
    Поделились
Previous Article
Next Article

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о

Желающим поддержать нас

Последние сообщения на форуме

Каста предателей: набор продолжае …предательство — самый скоростной социальный лифт российской элиты … Читать далее
Москва и Россия Москва и Россия Ни для кого не секрет, что положение в Москве … Читать далее
За гранью дозволенного … За гранью дозволенного Почему борьба за будущее, отвечающее ин … Читать далее

Авторы

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

%d такие блоггеры, как:
Перейти к верхней панели