О развитии и прогрессе

Spread the love
  • 10
    Shares

0

О развитии и прогрессе

 

Последователи гегелевской философии распространяют понятие развития на все те случаи, когда нечто прежнее оказывается замененным новым, качественно отличным от предыдущего состояния объекта, противоположным ему, т.е. через скачок по принципу «отрицания отрицания». Этот взгляд до сих пор остается предметом острой полемики в среде теоретиков и политиков.

Однако современная теория не ограничивается признанием категории развитие, как исчерпывающей на «экспоненте» понятий данного рода. Для характеристики стратегической, ведущей тенденции развития, происходящего в обществе, используется понятие прогресс. Но не всякий случай развития следует называть прогрессом.

Словом «развитие» правомерно обозначать и такой порядок событий, при котором, например, патриархальное рабовладение заменяется классическим, имперским, демократическим рабовладением Греции, Рима или США. Такова логика развития всякого рабовладения: от мягкого к жесткому, от эпизодического к системному, от локального к всеобщему. Но вряд ли ужесточение, повышение экономической эффективности рабовладения можно отнести к числу прогрессивных явлений. А вот момент замены рабовладения феодализмом, несомненно, является моментом прогресса. Но, по мере своего развития, феодализм сам превращается в анахронизм. Такова судьба всех форм общественного устройства. Даже теоретики марксизма-ленинизма, не раз обвиненные в догматизме, не возводили коммунизм в ранг последней стадии общественного прогресса. Напротив, они утверждали, что с победой полного коммунизмам закончится предыстория человечества, и начнется его собственная история, т.е. более динамичная и продуктивная часть собственно человеческой истории, не ограниченная никакими «измами», поднявшаяся над «законом джунглей» и другими атавизмами. Маркс доказал, что капитализм порождает целую эпоху социальных революций, в результате которых установятся общественные отношения, избавленные от пут частной собственности. Но не утверждал, что коммунизм будет последней формой общественных отношений.

Научное сообщество еще не пришло к строгому и общепризнанному толкованию сущности развития в форме прогресса, но разброс мнений неуклонно сужается, критерии все чаще признаются оппонентами, и поэтому отличать грешное от праведного, прогресс от регресса стало проще, чем, скажем, в период, когда веками пылали костры инквизиции, или когда колониализм, расизм, фашизм рассматривались гигантскими массами населения цивилизованных стран Европы и Америки как вполне естественные, нормальные явления общественной жизни.

Слово «прогресс» применимо к тем случаям развития общества, когда существенно возрастает социально-экономическая однородность общества (и хотя пиаровские клише — «общество всеобщего благоденствия», «общество равных возможностей» — приняты были в литературе, прежде всего, для пропаганды образа жизни в США 70-х годов, тем не менее, в этой формулировке содержится невольное признание принципа однородности, как необходимой предпосылки социальной бесконфликтности, как критерия степени прогрессивности общественного устройства), при которой все члены общества приобретают относительно широкие возможности для удовлетворения своих основных потребностей, для реализации основных качеств своей личности. Сегодня к числу наиболее прогрессивных стран относят те страны, в которых слабее выражены религиозно-националистические противоречия, прозрачнее юридические системы и гражданские отношения, выше роль и уровень развития науки, где целенаправленнее происходит очеловечивание общества. Для общества, идущего по пути прогресса, типично поэтапное возвышение меры над стихией, науки над мракобесием, созидательности над паразитизмом, искусства над примитивизмом.

Сегодня укрепление тенденции прогрессивного развития находит своё подтверждение в том, что все меньше избирателей цивилизованных стран отдают свои предпочтения консерваторам, а тем более, явным реакционерам. Уже одно то, что идея расизма воспринимается большинством избирателей, как неприемлемая даже в США, свидетельствует о значительных прогрессивных трансформациях, произошедших в общественном сознании в области постижения сущности человека. Однако до сих пор информационное поле изобилует взаимными обвинениями политических деятелей и народов в воспрепятствовании прогрессу, при этом, каждый из полемистов заявляет о состоятельности только СВОЕЙ модели прогресса.
Инстинкты, сознание, прогресс

Изменение форм общественного устройства происходит на практике не раньше того, как свежие или «свежие» консервативные идеи пройдут через индивидуальное сознание и будут в той или иной мере усвоены большинством. Однако, даже пройдя через сознание каждого индивида, информация в каждом конкретном случае получает истинное или ложное толкование. На этой основе возможны, как минимум, два варианта развития событий: временами общественная практика индивидов будет соответствовать объективным и субъективным предпосылкам, а временами противоречить им. В значительной степени именно этим объясняется господство синусоидального типа развития общественных систем: от взлета к падениям, от побед к поражениям.

Устойчивое различие между индивидами в навыках усвоения и обработки информации порождает устойчивое различие в их общественном положении. Бесспорным является факт наличия «верхов» и «низов» общества, узкого круга управляющих и широких масс управляемых. Менее очевидным является вопрос о дистанции между сознанием вождей и масс. Всегда ли сознание вождей истинное, а сознание масс ошибочное и наоборот? Деление общества на людей «великих» и «обыкновенных» представляется большинству наших современников настолько естественным и внеисторическим, что не так давно миллионы россиян с воодушевлением участвовали в проекте, в котором пытались отождествить Россию с именем какого-нибудь одного лица. Нужно было видеть, с какими пафосом Михалков воспевал гениальность Столыпина и, характеризуя главные достижения его эпохи, с восторгом истинного интеллигента, благоговейно произносил: «… восемьдесят килограммов мяса на человека в год…». А уж про севрюгу с хреном и говорить не приходится.

Но, как говорится, есть гении и гении. Одних гениев современники признают от выборов до выборов, охотно меняют их, а другие гении остаются в веках. Одни гении удачно улавливали сиюминутные настроения и масс, и «верхов», некоторое время спекулировали на этих настроениях, в то время как другие гении созидали доброе, умное, вечное.

До сегодняшнего дня истинные гении тянули и тянут «воз» общественного прогресса, периодически восходя на «костры», переживая периоды обструкции, или с поднебесья созерцая картины триумфа своих идей. Ложные гении, напротив, удерживают общественное сознание в состоянии воинствующего заблуждения и, зачастую, эффективно тянут общество в сторону от магистральной линии развития. В силу этого обстоятельства и интеллектуальной ограниченности массового сознания, общественная практика до сих пор развивалась и развивается импульсивно в противоборстве прогрессивной и консервативной тенденций. Чем ниже уровень индивидуального сознания большинства, тем ближе оно к ошибкам на практике, тем труднее оно усваивало идеи и факты действительного прогресса, тем интенсивнее оно мечется между вождями. Уже несколько лет, например, украинские избиратели пытаются решить бессмысленную задачу: выбрать между Ющенко, Тимошенко и Януковичем, не имея научных представлений о своих истинных социальных потребностях. Сегодня эти попытки выглядят забавно, хотя не забавнее, чем избрание россиянами Б.Ельцина президентом РФ, особенно в 1996 году, когда уже многим было ясно, что он просто алкоголик.

Общество выручает лишь то объективное обстоятельство, что сознание физиологически здоровых людей способно, в конечном итоге, адекватно отразить бытие в своем сознании и, следовательно, под воздействием социальных трагедий, массы могут придти к истинным суждениям о вождях и явлениях жизни, вопреки стараниям пропагандистов. По крайней мере, население Прибалтики, Кавказа, Средней Азии, Украины и Молдовы никогда не было столь политизировано, как сегодня. Значительная часть населения этих регионов буквально погрузилась в практику политической борьбы. Фашизм, ваххабизм, коммунизм, оппортунизм, терроризм… Все по- настоящему. Сегодня даже в среде российской интеллигенции, привыкшей к кухонной форме участия в политической демагогии, уже трудно найти субъектов, живущих лозунгами демократов 80-х годов: «Запад нам поможет» или «Рыночная экономика сделает всех богатыми и счастливыми». В пределах СНГ под воздействием людоедской практики медленно, но существенно меняется содержание общественного сознания. Растущие массы людей выходят на митинги, напряженно учатся осмысливать и оценивать призывы лидеров, участвуют в многомесячных изнурительных акциях за переустройство политической системы общества «под себя», а не под вождей и без расчета на немедленное материальное поощрение. Повсеместно либерально-демократические ценности утрачивают авторитет в глазах избирателей.

В меру политизации сознания большинства граждан, роста их социальной, в т.ч. и митинговой, активности формируются предпосылки к очередным крупным общественным изменениям. Т.е. происходит постепенное, стихийное сближение содержания фундаментальной теории общественного развития и массового сознания. Строго говоря, коммунисты еще не научились целенаправленно соединять научную теорию с практикой политической борьбы масс. Этим, т.е. научно-теоретической немощью, и отличаются современные члены коммунистических партий от большевиков ленинской школы.

Общество развивается в сторону прогресса ровно в той мере, в какой общественное сознание приближается к научно-теоретическому уровню проникновения в сущность вещей и явлений. Общественное сознание становится научным даже не тогда, когда оно приобретает способность открывать или адекватно усваивать объективные законы развития исследуемых систем явлений, а тогда, когда оно начинает подтверждать свои выводы преобразующей общественной исторической практикой. Сознание можно назвать научным и общественным только в том случае, если оно на практике отрицает частную собственность на основные средства производства при всеобщей доступности средств существования и развития каждой личности. Нельзя считать научным и даже адекватным сознание армии лиц наемного труда, признающих и умножающих частную собственность для третьих лиц.

Как показал опыт предшествующих этапов развития общества, самым сложным для масс всегда было постижение методологических открытий гениев. Можно сказать, что и сегодня методологию, или хотя бы «Науку логики» Гегеля, как частный случай методологии, в мировом сообществе знают, а тем более понимают, единицы.

Массы прочнее и точнее усваивают готовые методологические выводы гениев, если получают подтверждения своим взглядам не в теории, а в текущих, созревших объективных фактах. Самые точные теоретические предупреждения Маркса или банкира Блиоха о неизбежности возникновения, например, мировой войны не идут ни в какое сравнение с «просвещающей силой» ковровых бомбёжек. В силу массового постижения сущности войны на полях реальных сражений и произошли крупнейшие массовые прозрения и социальные преобразования на планете в двадцатом веке. В России, например, в начале двадцатого века, научные знания об устройстве общества, благодаря усилиям Плеханова и Ленина стали достоянием лишь некоторого числа интеллигентов, а через них и незначительной части пролетариев. Но первая мировая война буквально вбила в сознание миллионов русских крестьян и рабочих ненависть к капитализму. Более того, российские пролетарии и крестьянство показали гораздо более высокую степень обучаемости, чем их западные собратья. Россияне, в отличие от французов и англичан, стали брататься с немцами на своих фонтах, создавать Советы солдат в полках. Коммунистам лишь оставалось внести в их сознание идею о наличии альтернативы капитализму, которая способна вообще положить конец войнам на Земле. Поэтому в России на некоторое время и восторжествовал коммунизм, как форма научного мировоззрения и общественной практики. Этот период еще будет оценен человечеством по достоинству.


Владимир Антипов. Изменения, развитие, прогресс: http://www.proriv.ru/articles.shtml/guests?progress_23

2
Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
Please follow and like us:
error

Просмотров: 38

0

Spread the love
  • 10
    Shares
Previous Article
Next Article

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о

Желающим поддержать нас

Последние сообщения на форуме

MODUS VIVENDI ... Социализм или с … MODUS VIVENDI ... Социализм или смерть. Восклицательный знак проп … Читать далее
FOX News: Берни Сандерс плагиатит … В рамках предвыборной компании на должность президента США 202 … Читать далее
Выступление на встрече с творческ …(1946 год) Сталин. Что хотите мне сказать, товарищ Фадеев? Фад … Читать далее

Авторы

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

%d такие блоггеры, как:
Перейти к верхней панели