Краткая хроника строительства БАМа

Spread the love
  • 85
    Shares

0

Краткая хроника строительства БАМа

1924Совет труда и обороны СССР утвердил перспективный план развития железных дорог страны. На картосхеме впервые появились контуры будущей магистрали через Сибирь к Тихоокеанскому побережью.
1930В ЦК ВКП и Совет Народных Комиссаров СССР, дальневосточным краевыми организациями направлены предложения о проектировании и строительстве второй магистральной железно-дорожной линии с выходом к Тихому океану. В этом документе будущая железная дорога впервые названа Байкало-Амурская Магистраль (Б.А.М.)
1932Наркомат Путей сообщения СССР начал изыскания будущей трассы. В городе Свободном создано управление строительства. От Карымской до Ворошилово-Уссурийского возводятся вторые пути. От маленького разъезда вблизи Сковородино на север ушла рокада к районному центру — посёлку Тындинский. Название разъездика писалось заглавными буквами Б.А.М.
1933Определено общее направление трассы БАМ от Тайшета до Тихого океана. Опорными пунктами её намечены Тайшет – Пандусские пороги на Ангаре – северная оконечность Байкала – посёлок Тында – Ургал – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. На станции БАМ уложены первые метры рельсов в северном направлении в сторону поселка Тындинский.
1934При институте “Союзтранспроект” организована Центральная экспедиция наземной и воздушной съёмки. Её возглавил старый большевик Вольдемар Карлович Иванс, главным инженером назначен видный железнодорожник Иван Георгиевич Белов. Экспедиция приобрела гидросамолёт для инженерных изысканий.
1937ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о строительстве БАМа от Тайшета до Советской Гавани. Общая протяжённость трассы более 4000 км. Создана организация БАМтранспроект (в 1939 году переименована в БАМпроект), которая объединила усилия изыскателей и проектировщиков. Широко развернулись работы не только по основной трассе, БАМа, но и по линиям, соединяющим её с Транссибирской магистралью. К 20-й годовщине Великого Октября открыто движение поездов на участке БАМ-Тындинская.
1938Начальником БАМ проекта назначен Фёдор Алексеевич Гвоздевский. Перед коллективом поставлена задача — продолжать изыскания и проектирование магистрали, обосновать наиболее выгодного направление трассы. В кратчайшие сроки составлены проекты линий: “Комсомольск – Советская Гавань, Тайшет – Братск – Лена. 1938 Вторая соединительная линия Волочаевка ѕ Комсомольск-на-Амуре сдана в эксплуатацию накануне праздника Великого Октября.
1940Открыто движение поездов на участке Известковая – Ургал.
1941С началом Великой Отечественной войны строительство БАМа и подходов к магистрали было прекращено. 1941 На базе БАМпроекта организовано военно-полевое строительство #13 во главе с Ф.А.Гвоздевским. Оборонительные сооружения, построенные им на рубеже Валдай – Кабожа, получил высокую оценку.
1942Принято решение демонтировать верхнее строение пути участков железной дороги Бам – Тындинская и Известковая – Ургал. Рельсы переданы на строительство Волжской железной дороги. Государственный Комитет Обороны назначил Ф.А.Гвоздевского начальником строительства железнодорожной линии Сталинград — Саратов протяжённостью 350 километров. Направление трасы по реке Иловля, принятое по предложению Гвоздевского, позволило снизить объёмы работ и открыть движение поездов на южном участке Иловля — Петров Вал (длиной 133 км) за четыре месяца, а на северном участке Петров Вал — Саратов (длиной 217 км) — за пять месяцев. Демонтированное верхнее строение пути соединительного участка БАМ — Тындинская ушло на строительство этой рокадной дороги. По ней осуществлялся подвоз резервов осаждённому Сталинграду. Изыскания, проектирование и строительство линии заняли всего 100 суток, хотя по решению Ставки Верховного Главнокомандования Красной Армии на её строительство отводилось 250 дней.
1943Начались изыскания трассы Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Через два года на этом участке уже было открыто движение поездов.
1944Установлено генеральное направление магистрали и составлен её сводный проект от Тайшета до Советской Гавани
1945Открыто движение поездов на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань.
1946Возобновились работы на строительстве главного железнодорожного пути БАМа по техническим условиям, разработанным к 1938 году. На западном участке линия Тайшет ѕ Усть-Кут включена в план первоочередного строительства первой послевоенной пятилетки; на Восточном велась реконструкция линии Известковая ѕ Ургал.
1950-59Открыто движение На участке Тайшет – Лена.Обеспечен надёжный транспортный выход в обширный бассейн Лены, что явилось важным фактором, стимулирующим интенсивное освоение природных ресурсов района (энергетически, лесных, железорудных и др.). Действует дорога Известковая — Ургал. От Комсомольска-на-Амуре на запад отсыпаны насыпи, рассечены скалы, в хребте Дуссе-Алин сделан тоннель. От Селихино легли рельсы к мысу Лазарева, чтобы закончить путь на Сахалине. Строительство магистрали от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре свёрнуто в связи с переориентацией на новое железнодорожное строительство в районах первоочередного хозяйственного освоения на востоке страны. Построенный участок БАМа и соединительная линия Известковая — Ургал использовались как лесовозная дорога. К началу 60-х годов в эксплуатацию сдано более 1150 км главного железнодорожного пути БАМа.
1960-691962 Институт земной коры Сибирского отделения АН СССР начал планомерные сейсмологические исследования по трассе БАМа, на которой зафиксирована значительная сейсмическая активность. Так, непосредственно в зоне БАМа произошли землетрясения — Северобайкальское (9 баллов), Муяканское, Усть-Муйское (7-8 баллов), Кодарское (8 баллов), Олёкминское и Нюкжинское (по 9 баллов), Тас-Юряхское (9-10). 27 июня 1957 года в районе северных отрогов хребта Удокан произошло Муйское землетрясение силой (10-11 баллов), при котором на земной поверхности организовалась система трещин и разломов общей протяжённостью около 300 км; здесь же были сдвинуты русла рек, возникли новые озёра, местами обрушились горные склоны. Это землетрясение является наиболее значительным на территории СССР и вошло в каталог мировых сейсмических событий последнего времени.

1965 Завершена электрификация железнодорожной линии Тайшет — Лена (Усть-Кут).

1967 Начались изыскательские и проектные работы на трассе БАМа от Лены (Усть-Кут) до Комсомольска-на-Амуре. В связи с изменившимися нормативами строительства и технической вооружённостью железнодорожного транспорта, направлениями и объёмами грузообмена, обусловленного бурным развитием производительных сил Сибири и Дальнего Востока, а также расширением внешнеторговых связей Советского Союза со странами Тихоокеанского бассейна признано целесообразным уточнить первоначальный проект строительства Байкало-Амурской магистрали. К этой работе были привлечены многие проектно-изыскательские и специализированные институты Министерства транспортного строительства СССР. Генеральной проектной организацией определён Мосгипротранс.

1970Подписано генеральное соглашение с Японией о строительстве в Советском Союзе глубоководного морского Восточного порта в бухте “Врангеля” – “морских ворот” БАМа. Японская сторона предоставила СССР кредит.
197214 сентября. Коллектив ГОРЕМ-28 управления БАМстройпуть уложил первое звено от нулевого километра на линии БАМ — Тында — Беркакит. Это строительное подразделение было сформировано 26 июня 1941 года по решению Наркомата обороны. Перед ним стояла задача: возводить заграждения на подступах к Москве, прокладывать “Дорогу жизни” по Ладоге к Ленинграду, восстанавливать от бомбёжек противника железную дорогу к сражающемуся Сталинграду. Трест “Дальморгидстрой” приступил к сооружению Восточного Порта
197327 декабря. К лесному причалу Восточного Порта стало под погрузку первое судно — теплоход “Шадринск”.
апрельПервый молодёжный отряд имени XVII съезда ВЛКСМ отправился на строительство магистрали. 3 мая первые отряды строителей прибыли на БАМ. Строительство началось одновременно во многих точках магистрали.
июньЗаключено генеральное соглашение о поставках из СССР в Японию южно-якутских углей. Участие японской стороны выразилось в предоставлении банковского кредита на закупку машин и оборудования, в том числе для строительства железной дороги БАМ – Тынндинская – Беркакит. Погашение кредита будет производиться поставками южно-якутского угля.
июльЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление “О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали” Второй путь к океану должен отвечать самым современным технико-экономическим требованиям. Правительство наметило завершить строительство в течении 10 лет.
августНа ст.Ургал прибыли первые подразделения железнодорожных войск. Им предстоит строить восточный участок БАМа – от Тындинской до Комсомолска-на-Амуре. В сентябре по берегу Амура уложены рельсы первого километра восточного участка БАМа.
февральШироко развернулась шефская помощь в строительстве объектов Байкало-Амурской магистрали. Коллективы многих предприятий, научно-исследовательских институтов и проектных организаций страны решили помочь и сооружению на трассе БАМ городов и посёлков. Силами шефов из разных республик намечено построить 45 посёлков, станций и городов.
майНа пять месяцев раньше установленного срока началось рабочее движение поездов на линии Бам-Тында. С её пуском строители получили возможность широкого разворота работ сразу в трёх направлениях: на запад, восток и север.
сентябрьПрезидиум Академии наук СССР организовал Научный Совет по проблемам БАМ, целью целью которого является координация всех научных исследованиями, связанных со строительством магистрали и освоением прилегающих к ней территорий. Уже в сентябре состоялась первая Всесоюзная научно-практическая конференция по проблемам хозяйственного освоения зоны БАМ.
ноябрьМощный взрыв оповестил о начале строительства ветки Тында – Беркакит: начался начался штурм Станового хребта, через который пройдёт тоннель. Коллектив тоннельщиков сформирован из метростроевцев Москвы, Ленинграда, строителей Усть-Илимской ГЭС.
декабрьПодведены итоги. На трассе возведено 28 жилых посёлков, уложенно 178 километров главных железнодорожних путей, построено свыше тысячи километров притрассовых автомобильных дорог и 70 мостов. Досрочно открыто движение по линиям Бам – Тында, Усть-Кут – Звёздный и мостовым переходам через реки Амур и Лену. Главное управление по строительству БАМа переехало в Тынду, А в Москве осталась оперативная группа. Из Нижнеангарска по зимнику пробился первый десант к Северо-Муйскому хребту. Два месяца понадобилось первопроходцам, чтобы достичь района Северо-Муйского тоннеля протяжённостью 15,3 километра.
февральНа Нерюнгринском угольном разрезе поднят первый ковш породы. С этого момента начались разработки коксующихся углей южной Якутии.
майНачалась проходка западного портала Байкальского тоннеля протяжённостью 6,7 километра. Для тоннельщиков создаются посёлки.
августПервая скоростная судоходная линия открыта на Байкале. Это трасса, которую обслуживают суда на подводных крыльях, связала Транссибирскую магистраль со строящимся на БАМе городом Северобайкальск.
декабрьВ Восточном порту пущен контейнерный терминал, первая очерель которого способна отправлять 75 тысяч контейнеров в год. Вступил в строй действуйщий угольный причал восточного порта. Производительность первой очереди – 5.млн. угля в год. В перспективе мощность угольного терминала вырастит вдвое.
майЖелезная дорога Тында – Беркакит подошла к Нагорному туннелю. Чтобы не сдерживать развитие магистрали, принято решение построить временный железнодорожний обход туннеля. В Тайшете ведётся строительство предприятия по ремонту дорожно-строительной техники БАМа. В Шимановске возводится комплекс предприятий строительной индустрии. В Кургане начато сооружение завода металлоконструкций для мостов БАМа. В Нижнеудинске создаются предприятия строительных материалов, а в Усть-Куте завершается строительство второй очереди деревообрабатывающего комбината.
сентябрьПроизведена сбойка 1240-метрового Нагорного туннеля. В Благовещенске начала работу вторая Всесоюзная научно-практическая конференция по проблемам хозяйственного освоения зоны магистрали, на которой обсуждался проект целевой комплексной программы развития зоны БАМ.
октябрьВ Северомуйске возведен аэропорт. Самолеты совершают регулярные рейсы между Нижненагорском и поселками строителей Северо-Муйского тоннеля. Сдана в постоянную эксплуатацию с оценкой “хорошо” линия Бам – Тында. Сквозь байкальский хребет в центре будущего Байкальского тоннеля пробит вертикальный ствол. Он позволит проходчикам ускорить подземные работы.
декабрьЭнергия Зейской ГЭС пришла на Центральный участок БАМа. Сооружена линия электропередач протяжённость свыше 400 километров. К надёжному и дешёвому источнику электроэнергии подключены все населённые пункты, расположенные вдоль линии Бам – Тында. Голубые экраны телевизоров впервые зажглись в посёлках строителей восточного участка БАМ. В Верхнебуреинском районе сдана в эксплуатацию мощная ретрансляционная телевизионная сианция.
январьПервые кубометры леса отгрузил потребителям новый леспромхоз “Тындинский”. Это второе лесозаготовительное предприятие, всупившее в строй в зоне “малого” БАМа.
октябрьЛиния Тында – Беркакит продлена до Нерюнгри. Последнее звено рельсов уложено на станции Угольная. По северной трассе прошёл первый эшелон с Нерюнгринским углём. В Кузбассе, на Кузнецком комбинате имени Ленина началось горячее опробование комплекса по термической обработке рельсов. С пуском комплекса в эксплуатацию прокачки ежегодно будут отгружать для БАМа и других новостроек 750 тысяч длинномерных рельсов, срок службы которых возрастёт в полтора раза.
декабрьПо итогам года, поиском и разведкой полезных ископаемых в зоне БАМа занято около 20 тыс. рабочих и служащих Министерства геологии СССР. Строителям БАМ передано 52 месторождения строительных материалов.
январьПоставлена под напряжение ЛЭП-220 Усть-Илимск – Байкальский тоннель протяжённостью 563 километра
мартВ Тынде состоялась Всесоюзная научно-практическая конференция “Человек на БАМе”
майТысячи свай вбиты в правый берег реки Тында: закладывается крупнейшее в стране локомотивное депо, которое станет основой транспортного узла Байкало-Амурской железной дороги. Первая Всероссийская художественная выставка “Мы строим БАМ” открылась в столице Бурятской АССР почти тысяча художников и скульпторов представили более двух тысяч работ.
июльПочти на 1,5 года раньше срока завершено строительство восточного участка магистрали. Замкнулось Дальневосточное железнодорожнее кольцо с выходом в порт Ванино. Соединённая меридианальными линиями с Транссибом, новая дорога позволяет значительно улучшить транспортную связь с Сахалином, Камчаткой, Магаданской областью, увеличить маневренность и грузоподъемность всей железнодорожной сети Дальнего Востока.
сентябрьВ Комсомольске-на-Амуре открылась очередная выездная сессия Научного совета Академии наук по проблемам БАМа. Учёные констатировали, что магистраль уже значительно усиливает экономические связи между западом и востоком страны. Она будет оказывать всё возрастающее влияние на развитие международных экономических связей в Тихоокеанском бассейне. Выездная сессия обсудила проблемы стыковки авиационных, железнодорожних, автотранспортных и морских грузовых потоков.
ноябрьНачал действовать конвейер Нерюнгри – Бам – Восточный порт. В бухту Врангеля железнодоржным составом доставлена первая партия угля, добытого в разрезах Южной Якутии.
февральНа строительство БАМа поступили путеукладочные краны, модернизированные на Калужском машиностроительном заводе. Производительность агрегата – километр рельсов со шпалами в час.
мартНад ледяным панцирем, сковавшим водохранилише Зейской ГЭС, взметнулась на высоту двадцатиэтажного дома бетонные опоры будущего железнодорожнего мостового перехода. На 276-м километре западного участка БАМа произошёл сход лавины с горы – две недели продолжался снегопад в предгорьях Байкальского хребта. Поток снега и камней срезал опору ЛЭП, разорвал провода, перегородил автомобильную дорогу . Принято решение начать строительство противолавинной дамбы.
апрельНа строительстве Байкальского тоннеля состоялось сбойка транспортно-дренажной штольни. Две встречные штольни сошлись с ювелирной точностью.
июльНачалось сооружение важнейшего объекта БАМ – железнодоржного моста через реку Витим
декабрьУчасток Комсомольск-на-Амуре – Постышево принят в постоянную эксплуатацию. Весь пусковой комплекс сооружён с хорошим качеством.
январьОрганизована Байкало-Амурская железная дорога с управлением в городе Тынде. В составе БАМ жд организованы Северобайкальское, Ургальское и Тындинское отделения дороги общей эксплутационной длинной 1600 километров путей. Первые тяжеловесные составы с углём и лесом прошли по маршруту Ургал – Постышево – Комсомольск-на-Амуре. Открыто постоянное грузовое движение поездов по восточному участку БАМа
сентябрьВ Улан-Уде работает третья Всесоюзная научно-практическая конференция по проблемам хозяйственного освоения зоны БАМ. Специалисты приняли рекомендации по оптимальному размещению предприятий, застройке городов, созданию продовольственной базы, охране окружающей среды в зоне магистрали. Закончена установка опор автодорожнего моста через реку Витим, одного и самых сложных на трассе. Достаточно сказать, что уровень реки во время паводка поднимается на 17 метров!
февральНа восточном участке магистрали воины-железнодорожники преодолели хребет Турана. Путепрокладчик взял направление к станции Февральск.
августСтроители Северо-Муйского тоннеля завершили проходку основного ствола с восточного портала до вертикальной штольни протяжённостью 3,5 километра.
сентябрьУралмашзавод поставил Нерюнгринскому угольному разрезу партию эксаваторов с ковшами ёмкостью 20 кубометров.
К 1 января 1983 года, на строительстве БАМ выполнено более 400 млн. куб. м. земляных работ. Построено 3400 притрассовых автомобильных дороги, 1400 мостов и 1800 водопропускных труб, уложено 2260км главных железодорожних путей. Вышел на проектную мощность завод крупнопанельного домостроения в Нерюнгри. Его ежегодная продукция – 85 тыс. кв. м. деталей и конструкций домов.
мартЗавершена укладка рельсов в обход Северо-Муйского тоннеля. Первый поезд пришёл на разъезд Окусикан неподалёку от Северомуйска.
апрельЗакончились испытания электровоза “ЧС-8”, специально предназначенного для БАМа. Электровоз оснащен самым совершенным оборудованием.
октябрьНачалась электрофикация БАМа. Первые опоры контактной сети установлены уже до Байкальского тоннеля. В Нерюнгинском угольном разрезе начал работу первый в стране “БелАз” грузоподъемностью 180 тонн.
декабрьПо плану освоения природных богатств западного участка зоны БАМ а Усть-Куте, на левом берегу реки Лена, началось строительство лесных причалов. К штурму последнего стокилометрового перегона на восточном участка БАМа приступили воины-железнодорожники.
январьПроизведена сбойка последнего, самого протяженного мысового тоннеля. Проходка сквозь прибрежные скалы над Байкалом 5400 м. всех четырёх мысовых тоннелей завершена, ведутся работы по бетонированию и окончательной доводке сооружений. В Москву на Ярославский вокзал точно по расписанию прибыл первый поезд №13, сформированный в Тынде. В эти же дни налажена надежная телефонная связь Москвы с Тындой.
апрельЖелезнодорожники завершили укладку главного железнодорожнего пути на восточном участке магистрали. ЦК КПСС поздравил всех участников строительства восточного участка БАМ с досрочным завершением укладки главного пути и открытием сквоздного движения поездов от Тынды до Комсомольска-на-Амуре.
августДо стыковки главного железнодорожнего пути оставалось около 50 километров. Строители ведут работы в соответствии с графиком. На завершающем участке магистрали трудятся свыше 30 тыс. человек, 2,5 тыс. большегрузных автомобилей. На ст. Куанда, в районе стыковки БАМа, сооружается обелиск – символ трудовой славы строителей магистрали.
В конце 1984 года было уложено “золотое звено”. БАМ сомкнулся на всем своем протяжении.
В 1985 году грянуло всенародное бедствие — перестройка, которая тогда казалась благом. Строительство БАМа продолжалось. Но, будто кто-то действительно сунул палку в колесо телеги, стало подтормаживать. Начиная с этого года очень трудно найти информацию.

В 1988 году Тында встречала пассажирский поезд с почётными пассажирами: Байкало-Амурская железная дорога заработала в постоянном режиме.

1997 год. После тяжелого и продолжительного обсуждения его судьбы во многих инстанциях, на рабочем месте скончался БАМ.
Дорогу разделили на несколько частей и передали в подчинение разным отделениям. Тындинский участок отошел к Хабаровску.
Прочитайте, что этому предшевствовало, и как это случилось.

Игнатов А.

КОНЕЦ БАМА

Официально дорогу ввели в эксплуатацию в 1988 году. Обошлась она казне в 14 млрд. доперестроечных рублей.

И уже в 1988 году, вскоре после официального введения в строй, в МПС появлялась идея “горбачевцев” стереть БАМ с карты страны. Вот тогда и стали появляться хлесткие эпитеты: “дорога в никуда”, “самый длинный памятник застою”. Именно тогда Михаил Задорнов сильно обидел всех бамовцев своей фразой: “БАМ строили с одной стороны зэки, с другой – военные”. А себя он к кому причислил? Неоднократно, злоязыкий, приезжал на БАМ с агитпоездом “Комсомольской правды”. И когда получал за эти поездки премию Ленинского комсомола – не отказался, принципиальный.
В то время убрать БАМ хотели в угоду политическим амбициям правителей, которым не терпелось разделаться с брежневским наследием. На дорогу выезжала весьма представительная комиссия из представителей различных министерств. Когда с членами этой комиссии беседовали сотрудники СМИ, они отмечали, что “многие руководители главков МПС готовы были решить судьбу БАМа, в глаза его не видав. Они потом сами удивлялись: как можно расформировывать такую прекрасно оснащенную и современную дорогу, каких на сети раз-два и обчелся?” (“Амурская правда”). После серьезного обсуждения вопрос о расформировании БАМа тогда сняли. Но БАМ, практически, кончился. Достраивать дорогу не стали.

С 93-го года, когда над БАМом нависли тучи забвения, всем пришлось тяжело. Многие уезжали. В год, только из Тынды, уезжало до полутора тысяч человек. На магистрали, где жило почти миллион двести тысяч человек, сегодня осталась половина. Но многие возвращаются – из Украины, Казахстана, Белоруссии. Я лично знаю восемь человек, уехавших только за последние четыре года. Четверо вернулись, один собирается, справлялся о ценах на жилье, один умер (видимо от тоски ;-)).
Спад промышленного производства в стране привел к тому, что объемы перевозок существенно сократились. В результате вместо разгрузки Транссиба возникла другая задача – более полное использование созданных здесь производственных фондов. Практически не приступили к реализации освоения ресурсов зоны БАМа, что могло бы привести к существенной загрузке магистрали. И без того незначительный грузопоток, следовавший по Байкало-Амурской магистрали в 1990 году, сократился к 1998 году в два раза.

С начала 1996 года вновь стали ходить слухи о ликвидации БАМа, которые упорно опровергались всеми. Первый заместитель министра О. Мошенко заявил, что вопрос о расформировании дороги не стоит – вопрос стоит об улучшении ее работы. Тогдашний министр Г. Фадеев, давая интервью кинодокументалистам БАМа, сказал, что ликвидировать БАМ большого ума не надо. Наоборот, нужно сделать все, чтобы он мог успешно конкурировать с Транссибом. И он же выдвинул инициативу о разделе и ликвидации, прямо перед своим уходом с поста министра путей сообщения.

20 августа радио России передало новость: Министерство путей сообщения решило расформировать Байкало-Амурскую железную дорогу
Не произвела в Министерстве впечатления и телеграмма губернатора Амурской области Ю. Ляшко о протесте администрации против начавшегося расформирования дороги. Хотя перед этим не один раз повторяли, что без согласия с администрацией вообще никаких мер приниматься не будет.

Нужно ли это? Не знаю, но вот что говорили про БАМ люди известнее и умнее меня.

Игнатов А.

                                                                                                             источник

1
Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
Please follow and like us:

Просмотров: 83

0

Spread the love
  • 85
    Shares
Previous Article
Next Article

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о

Желающим поддержать нас

Последние сообщения на форуме

Сталин. Когда избежать войны на д … Сталин. Когда избежать войны на два фронта было почти невозможно … Читать далее
Михаил Поляков. Экономика имени Ш …Российская экономика словно окостенела. Ни тпру ни ну. Ни взад ни … Читать далее
Гордость советской поэзии …Гордость советской поэзии Нужны ли поэты революции? Без сомнения … Читать далее

Авторы

Enjoy this blog? Please spread the word :)

%d такие блоггеры, как:
Перейти к верхней панели