Буржуазная социология: вместо прогресса — теории варварства и одичания

Spread the love
  • 36
    Shares

0

Публикуемая ниже статья — 1949 года. Но если вы думаете, что она устарела хоть на чуть-чуть, то вы сильно ошибаетесь. Сегодня весь тот идейный маразм, о котором пишет автор, мы вынуждены изучать в школах и вузах, читать в газетах, книгах и на интернет-сайтах. Его с умным видом выдают нам по радио и телевидению, убеждая, что ничего более передового и современного в мире науки об обществе не существует. Однако, как выясняется, всем этим идеологическим «новинкам», всем этим откровениям, якобы только что озарившим лучшие буржуазные умы, не просто многие десятилетия, а иногда и целые сотни лет. Не верите? Читайте, что писали почти 70 лет назад советские философы о социологических  теориях ученых лакеев буржуазии середины 20 века.

Современные англо-американские теории варварства и одичания

I

Капитализм как общественный строй давно исчерпал свои возможно­сти и превратился в тормоз развития общества. Под напором растущих сил социализма и демократии он выну­жден всё больше отступать. Но, от­ступая, империалистическая реакция лихорадочно, яростно, всеми сред­ствами борется за своё существова­ние. Империалисты готовят новые военные авантюры, ведут пропаган­ду варварских, человеконенавистни­ческих теорий, призванных затемнять сознание народа и «доказывать» из­вечность капиталистической системы.

С особой силой ополчается импе­риалистическая реакция на научную теорию революционной борьбы тру­дящихся, на учение о поступательном характере исторического развития. «Все силы мракобесия и реакции по­ставлены ныне на службу борьбы против марксизма»[1]. Идеологи реак­ции неустанно пытаются подрывать веру трудящихся масс в обществен­ный прогресс, в победу сил демокра­тии и социализма. Эклектические убогие теории, которые распростра­няют империалистические лакеи от науки, состоят из осколков старых идеалистических систем. Неспособ­ные создать ничего нового, холуи империализма подновляют и пускают в ход любой теоретический хлам, не имеющий ничего общего с наукой.

Так, журнал «Таймс литерери санлемент» с откровенным цинизмом за­являет, что государственная система Америки «характерна своей свободой и терпимостью по отношению к са­мым экстравагантным вероучениям». Любые формы мистики, обскурантиз­ма, изуверства — что угодно готова приветствовать «государственная система» США, лишь бы они не угро­жали основному устою капиталисти­ческой системы — частной собствен­ности, лишь бы они поддерживали миф о невозможности другого пути развития человечества, кроме капита­листического.

Научная теория развития общества может быть только одна; она давно разработана основоположниками на­учного коммунизма и подтверждается практикой советского государства и стран народной демократии. Ныне наука направлена против капитализ­ма, и идеологи капитализма не скры­вают этого. «Мы должны идти иными путями, если даже они окажутся на­учно менее обещающими»[2],— заяв­ляет один из многих нынешних апо­логетов империализма, Макивер.

Буржуазные учёные из кожи лезут вон, пытаясь доказать невозможность научного критерия обще­ственного развития. Они замалчивают то, что вопрос о крите­рии общественного развития решён марксизмом-ленинизмом с научной ясностью, не оставляющей никаких сомнений. Общественный прогресс заключается в развитии производи­тельных сил, в росте общественного богатства, в уничтожении социально­го неравенства. С тех пор как на арену истории выступил рабочий класс, он начал борьбу за полное освобождение трудящихся от гнёта и эксплуатации, за построение коммунизма. Успехи в осуществлении этой великой цели являются мерой и единственным критерием исторического прогресса — восходящего развития экономической, политической и ду­ховной жизни общества.

Ярые враги поступательного разви­тия истории пытаются доказать прин­ципиальную невозможность научной теории общественного развития. Бо­ле того: в страхе перед неумолимой исторической закономерностью они отрицают и самый факт общественного развития, стремятся доказать, что частная собственность и весь капиталистический мир незыблемы и вечны.

Ещё русский революционный демо­крат Н. Г. Чернышевский хорошо по­нимал, что объективный ход прогрес­са не остановит ни корысть, ни эгоизм эксплуататорских групп, с какой бы тщательностью ни поды­скивали они для этого средства. Но современные идеологи империализма не хотят считаться с объективным ходом истории.

Вся пропагандистская машина ан­гло-американского империализма: печать, литература, кино, радио, цер­ковь — согласованно служит спасе­нию империализма, поддержке его агрессивных, враждебных народу планов.

Некоторые из современных идео­логов империализма дошли до того, что распространяют человеконенави­стнические идеи о невозможности и ненужности не только сознательной деятельности, а и дальнейшего суще­ствования человека вообще. «Чело­век, как часть природы, стал ми­фом, — заявляет некий Хендри. — Нет никаких причин для его суще­ствования вообще»[3]. «Человеческой расе уже пора исчезнуть с лица зем­ли и дать возможность муравьям сделать вселенную обитаемой»[4],— вещает драматург Юджин О’Нейл. Нет смысла бороться с судьбой, чело­век — только жертва, гласит дикая, чудовищная «философия» империа­листов.

В этих отвратительно грязных, ан­тичеловеческих идеях выражено пол­ное умственное и моральное истоще­ние эксплуататоров. «Это численно ничтожное меньшинство, — справед­ливо писал великий советский писа­тель Горький, — ничтожно и по своей интеллектуальной силе, растраченной на измышление приёмов эксплуатации людей труда и сокровищ приро­ды, принадлежащих людям труда»[5].

Интеллектуальное ничтожество буржуазии и её идеологов усугубляет­ся страхом перед растущими силами прогресса и действенностью марксиз­ма-ленинизма, освещающего пути поступательного развития истории.

Марксистско-ленинская теория об­щества является оружием рево­люционного переустройства мира. В марксистско-ленинском учениио поступательном разви­тии общества отражены объек­тивные законы истории и стремления трудящихся. Интересы трудящихся совпадают с движением общества к высшей фор­ме общественной жизни — к комму­низму. В научном социализме выра­жены интересы огромных масс наро­да. По пути, обоснованному научной теорией исторического развития, по пути прогресса, в настоящее время уже идут 800 миллионов людей: 200 миллионов, живущих под совет­ским флагом, 100 миллионов — в странах народной демократии, 475 миллионов населения революционно­го Китая. И всё новые и новые массы людей различных стран выступают против империализма и угнетения, борются за мир. Силы исторического прогресса неисчислимы.

В тщетной борьбе с растущими си­лами прогресса идеологи реакции организованно создают лженауку об обществе.

Буржуазное учёные хотят подме­нить науку мистикой, чтобы успеш­нее творить чёрное дело борьбы с прогрессом, ссылаясь на «неумоли­мый и непостижимый дух». Они объ­являют наукой всё то, что направле­но против народа, что помогает дер­жать его под сапогом Уолл-стрита. «Современная буржуазная наука, — подчёркивал тов. А. А. Жданов, — снабжает поповщину, фидеизм новой аргументацией, которую необходимо беспощадно разоблачать»[6].

Религия и лженаука проч­но вошли в идеологический арсенал англо-американского империализма. «Большая часть американских фило­софов, — отмечает прогрессивный американский писатель коммунист Говард Фаст, — и поныне даёт нам бога и бессмертие, хотим ли мы этого или нет, а вместо хлеба и молока они дают нам «Ценности» с прописной буквы, что же касается свободы, то они предлагают нам свободу от мате­риализма и науки»[7].

Что значит «свобода от материа­лизма и науки», достаточно ясно можно видеть на примере идей, кото­рые протаскивают так называемые персоналисты. Отрицая объектив­ность мира, они пытаются внушить, что нет и реального социального зла, а страдания народа обусловлены яко­бы лишь «душевной неблагоустроенностью». Исходя из этого, персона­листы и предлагают заняться наведе­нием порядка в душе отдельного человека, а не в обществе. «Мы не так нуждаемся в новой организации, как в новой душе»[8], — заявляет про­фессор Южнокалифорнийского уни­верситета персоналист Флювеллинг.

Призывая к исправлению и самосо­вершенствованию личности, подоб­ные «учёные» — социологи и пи­сатели — хотят отвлечь трудящиеся массы от борьбы за свои насущные жизненные интересы, от борьбы с ка­питализмом.

Для оправдания произвола реак­ции её идеологи всячески подкапыва­ются под науку, а реакционная пе­чать — рупор монополистических кругов — широко распространяет са­мую возмутительную чертовщину. Так, в «Аур тайм» в ноябре 1947 го­да был напечатан хвалебный отзыв о книжонке некоего Нормара Эндшела, в которой тот писал: «Может быть, мы как-либо добьёмся отказа от той части убеждений Ньютона, которая утверждает существование закона притяжения? Тогда нам не нужны будут лестницы и можно бу­дет спать на потолке». С такой бесцеремонностью идеологи Уолл-стри­та попирают науку.

В этом бреде, разумеется, есть своя политическая цель: уничтожить понятие о социальной зако­номерности; путём подрыва веры во всякие научные закономерности внушить, что нет реальных причин для уничтожения капитализма; за­ставить народ не думать и тем более не действовать, а совершенствовать свою душу и верить. Во что? Во что угодно: в бога, в потусторонний мир, а главное — в вечность капитализма. С этой целью буржуазные учёные от­рицают объективный характер соци­альной закономерности и причинно­сти или доказывают невозможность познания.

Борьба идеологов империализма против объективных закономерностей общественного развития, причинной обусловленности событий стоит в непосредственной связи с отрицанием роли народных масс в истории, с ан­тинародной политикой империалисти­ческих государств.

Учение о закономерном появлении нового, о преобразовании обществен­ной жизни, теоретическое предвиде­ние являются обоснованием созна­тельной деятельности народа, класса, партии. Развитие советского обще­ства, основанное на научном знании и плановой деятельности народа, яв­ляется прямым и конкретным под­тверждением этого. Построение социализма в нашей стране и посте­пенный переход к коммунизму осно­ваны на точном знании законов раз­вития общества.

Поэтому идеологи реакции, борясь с революционным движением за коммунизм во всём мире, отрицают закономерность об­щественных явлений — важ­ную теоретическую основу револю­ционной практической деятельности.

Марксизм-ленинизм открывает гла­за миллионам простых людей мира на причины социальных бедствий при капитализме, показывает пути ско­рейшего уничтожения капитализма. Поэтому реакционеры становятся на путь трусливого замалчивания марксистской теории или наглой клеве­ты, запутывания совершенно ясных и давно решённых вопросов, и в пер­вую очередь вопроса об объективной закономерности развития.

Довольно типичным приёмом «опровержения» науки дипломиро­ванными прислужниками империа­лизма является старое позитивист­ское отождествление законов природы и общества.

Это один из основных тезисов не­которых нынешних реакционеров в науке, которые якобы признают за­коны в общественной жизни, но пы­таются доказать, что законы обще­ства не возникают и не развиваются, а существуют вечно и что социальное неравенство, следовательно, то­же вечно. Понятно, что признание вечности и «естественности» соци­ального неравенства очень выгодно буржуазии в борьбе с силами лагеря демократии и социализма.

Способом борьбы с научным пони­манием закономерности в обществен­ной жизни является также проти­вопоставление случайно­сти и необходимости, утвер­ждение, что в истории господствует слепая случайность. «То, чего мы достигли, является результатом тыся­челетних случайных достижений и частых помех. Будущая история мо­жет следовать по тому же пути»[9].

Таким образом, идеологи империа­лизма толкают трудящихся на путь пассивного ожидания, безвольной по­корности перед слепой случайностью.

Утверждения буржуазных истори­ков о том, что история должна сле­довать по пути случайных изменений, также продиктованы стремлением за­держать поступательное развитие об­щества, сохранить стихию капитали­стического строя.

Исторический материализм, как из­вестно, показал, в каком направлении закономерно движется история, объ­яснил, что общество не случайно развивается от низшего к высшему. Классики марксизма-ленинизма спе­циально подчёркивали эту важную сторону марксистской теории.

Ленин писал: «Величайшим завое­ванием научной мысли явился исто­рический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий, — из кре­постничества, например, вырастает капитализм»[10].

С такой же закономерностью пере­ходит общество от капитализма к со­циализму и к его высшей фазе — коммунизму. Знание законов этих переходов ускоряет продвижение вперёд, устраняет нежелательные случайности, помогает в борьбе против отживших явлений, за развитие новых. Определение цели борьбы против капитализма за социализм есть сознательное выражение объек­тивных возможностей развития, спо­соб ускорить развитие по пути про­гресса. Социалистическое общество в отличие от капиталистического по­строено на знании законов обще­ственного развития. Понимание необ­ходимости не только не обрекает человека на пассивность, но даёт основание для целесообразной дея­тельности. Поскольку будущее зави­сит от нашей деятельности, целесооб­разная человеческая деятельность сама оказывается необходимым зве­ном в этой цепи необходимости.

Понятно, что реакционной буржуа­зии страшна теория, обосновываю­щая революционную борьбу трудя­щихся. В условиях всё более быстро растущего революционного движения и до предела обострившегося кризиса капиталистической системы теорети­ческие лакеи империализма всё чаще проповедуют агностицизм.

В этой связи нельзя не привести гневные слова великого Ленина по адресу агностиков в науках об обще­стве: «В области естественных наук человека, который сказал бы, что за­коны явлений естественного мира — фантом, посадили бы в дом сума­сшедших или просто осмеяли. В об­ласти наук экономических человека, щеголяющего так смело… в голом состоянии… охотно назначат профес­сором, ибо он, действительно, вполне пригоден для отупления буржуазных сынков»[11].

Монополистическая буржуазия охотно и щедро субсидирует продаж­ных учёных, создающих лженауку об обществе. Политический смысл всех лженаучных разглагольствований со­стоит в отстаивании капитализма и оправдании империалистической агрессии.

II

В борьбе лагеря империалистиче­ской реакции с силами лагеря мира, демократии и социализма немалую роль играет старая, лживая буржуаз­ная теория «классового мира». Защитники империализма вьют­ся ужами в поисках новых систем и словечек для протаскивания этой «теории». Но какими бы красками ни расцвечивали они свои вновь изо­бретаемые системы, существо их не меняется: все они направлены против страны социализма и демократиче­ского движения народных масс.

Многоопытный изобретатель реак­ционных философских систем, дока­зывающих невозможность и ненуж­ность уничтожения капитализма, Джон Дьюи разработал «новую фи­лософию» — «инструментализм». Пу­тём сложных словесных выкрутасов, которые Дьюи называет «интеллек­туальным инструментарием», он, по существу, пытается доказать общ­ность интересов капиталиста и рабо­чего, миллионера и безработного.

Реакционный английский профес­сор Карр в книге «Советское влияние на западный мир» доказывает, что для ограждения трудящихся от влияния примера советского народа необходимо внушить им мысль о возможности классового мира при капитализме; нужно только, говорит сей профессор, «поискать новые фор­мы социальной и экономической по­литики».

Небезызвестный мракобес Хоккинг призывает «проложить мост через пропасть между классами вопреки всем противоречиям материальных интересов»[12].

В хоре империалистических подпе­вал особенно подлую роль играют правые социалисты. Один из идеологов лейборизма, председатель существующего на средства монопо­листов фабианского общества, Кол, в книге «Фабианский социализм» изло­жил программу «дружного враста­ния» всех классов в социализм. По уверению Кола, он не собирается по­кушаться на такой оплот буржуазно­го общества, как частная собствен­ность. Больше того, старательно под­чёркивает Кол, «людей, которые привыкли как собственники к извлече­нию доходов из ничегонеделания, не следует сразу и полностью лишать собственности»[13].

Может ли буржуазия отказаться от услуг «социалистов», столь бережно относящихся к их твёрдо установив­шимся «привычкам» эксплуатировать массы?!

О том, что означает такая пропо­ведь общего блага на почве капита­лизма, очень хорошо сказал А. М. Горький в ответе американскому корреспонденту в 1932 году: «Упре­кая меня в том, что я «проповедую ненависть», вы советуете мне «пропагандировать любовь». Вы, должно быть, считаете меня способным вну­шать рабочим: возлюбите капитали­стов, ибо они бесплодно уничтожают сокровища земли вашей, возлюбите людей, которые тратят ваше железо на постройку орудий, уничтожающих вас, возлюбите негодяев, по воле ко­торых дети ваши издыхают с голода, возлюбите уничтожающих вас ради покоя и сытости своей, возлюбите капиталиста, ибо церковь его держит вас во тьме невежества».

Издевательскими рассуждениями о благоразумии капиталистов, лживы­ми заверениями о возможности устранить противоречия капитализма путём планирования капиталистиче­ского производства социалистические лакеи империалистов хотят прими­рить трудящихся с империалистиче­ской агрессией.

Пропаганда лживых идей классо­вого мира ведётся, что называется, на широкую ногу. В 1945 году в Аме­рике вышла большая книга «Циви­лизация и групповое родство», кото­рая посвящена доказательству «род­ства классов», гармонии классовых интересов. Авторы стремятся выдать чёрное за белое и заявляют, что трудности настоящего времени свя­заны с тем, что «групповые цели не объединены, не слиты с конечными целями». Как случилось, невинно вопрошают они, что эти группы поте­ряли из виду общие цели?[14].

Под прикрытием фраз об «общих» целях «увеличения контакта лю­дей»[15], «объединения человека с чело­веком в борьбе с природой»[16] и т. д. скрывается идея самой циничной за­щиты господства американских мо­нополистов. Приём этот давно изве­стен и давно разоблачён.

Оправдание угнетения трудящихся масс, угнетения других наций англо- американскими монополистами — вот смысл всех этих теорий о «клас­совом мире» и «мировой гармонии».

Прикрываясь завесой буржуазного космополитизма, идеологи империа­лизма выступают против независимо­сти и самостоятельности народов. Кол предлагает установление «сверхнационального порядка». Представи­тели наций войдут в особую, надмировую организацию — «сверхнациональный комитет», который, планируя экономическую и политиче­скую жизнь всех стран, приведёт, по уверению этого проповедника, ко «всеобщему мировому процветанию».

Проповедь установления «сверхнационального порядка» есть форма попрания национальных суверенных прав народов, «философское» обла­чение политических расчётов Уолл­стрита. «Сверхнациональный поря­док» ничем, по существу, не отличается от проклятого народами «нового порядка» — это гитлеровский фашизм в американском издании.

«Одним из направлений идеологи­ческой «кампании», сопутствующей планам порабощения Европы, — го­ворил тов. А. А. Жданов, — является нападение на принцип национального суверенитета, призыв к отказу от су­веренных прав народов и противопо­ставление им идей «всемирного правительства». Смысл этой кампа­нии состоит в том, чтобы приукрасить безудержную экспансию американ­ского империализма, бесцеремонно нарушающего суверенные права на­родов, выставить США в роли побор­ника общечеловеческих законов, а тех, кто сопротивляется американско­му проникновению, представить сто­ронниками отжившего «эгоистического» национализма»[17].

Покровители американской экс­пансии пропагандируют реакцион­ные идеи о неравенстве рас и наций. Упомянутый Кол, например, нагло заявляет, что нации не могут быть равными: они могут либо господ­ствовать— это великие нации, либо подчиняться господству — ма­лые нации.

Пропаганда космополитических идей мирового господства американ­ских монополий имеет целью помочь сколачиванию военно-политических агрессивных блоков империалистиче­ских держав (Западный союз и Севе­роатлантический пакт).

Пропагандой идей о подчинении «великим нациям» идеологи импе­риализма хотели бы вытравить у народов подлинные чувства патрио­тизма, т. е. действенное чувство любви к своей родине, идею проле­тарского интернационализма — брат­ской солидарности трудящихся всех стран в борьбе за социализм.

Пролетарский интернационализм прямо противоположен буржуазному космополитизму: он          предполагает борьбу против буржуазии своей стра­ны и всякой империалистической ре­акции. Патриотизм и пролетарский интернационализм неразрывно связа­ны. Подлинный социалистический интернационализм невозможен без любви к своей родине, без настояще­го патриотизма. «Если в основе интернационализма, — справедливо под­чёркивал тов. А. А. Жданов, — положено уважение к другим наро­дам, то нельзя быть интернационали­стом, не уважая и не любя своего собственного народа»[18].

Правые «социалисты», учитывая популярность идеи интернационализ­ма среди широких масс трудящихся, ведут оголтелую пропаганду против любви к своей родине, против всякой самостоятельности наций. При помо­щи космополитизма они протаскива­ют идею расового господства, поддер­живая антинародную империалистическую политику. Тот же Кол идил­лически живописует картину безоблачной жизни наций под «опекой» сверхнациональной организации. На долю наций остаётся местное само­управление. Вместо классовой борь­бы предлагается объединение труда и капитала, вместо политической борьбы — крохоборческая деятель­ность различных лейбористских орга­низаций. Лицемерная, лжесоциалистическая болтовня о призрачном самоуправлении наций есть способ подавления борьбы трудящихся за свободу и независимость своей страны.

Космополитические разглаголь­ствования о подчинении народов «сверхнациональному порядку» явля­ются попыткой идеологического раз­оружения трудящихся. Космополи­тизм прикрывает политику подавле­ния трудящихся своей страны, оправдывает экспансионистскую по­литику англо-американской клики по отношению к большим и малым народам.

III

Одним из проявлений маразма со­временной буржуазной социологии являются теории, воспевающие вар­варство и каннибализм.

Особое усердие в распространении этих теорий проявляет американский «теоретик» Льюис Мемфорд. В 1934 году, после очередного кризиса в Америке, он выпустил книгу «Техни­ка и цивилизация», в которой при помощи теории круговорота, не новой уже в эпоху феодализма, «объяснял» происхождение кризиса. Мемфорд пытался доказать, что при­чиной социальных бедствий является в настоящее время не капиталистиче­ский строй, а чрезмерное развитие техники.

В качестве средства «спасения» общества он предлагает искусствен­ное уничтожение техники, возврат к примитивным машинам, т. е. возвра­щение к первобытному состоянию, а затем к повторению пройденного цик­ла. Наиболее эффективный способ уничтожения техники Мемфорд видит в войне. Откровение Мемфорда о войне как способе «оздоровления» че­ловечества имеет очень много общего с фашистскими теориями и не слу­чайно подхвачено многими англо- американскими социологами.

С неприкрытой наглостью Мем­форд доказывает, что для трудящих­ся «полезно» безраздельное господ­ство монополистов. «Победа над имущими классами не является целью борьбы… борьба за власть бесполезна»[19]. Это главный тезис Мемфорда.

Не будучи в состоянии скрыть пороки империализма, Мемфорд объ­ясняет их вредностью машин для че­ловечества, «самой природой маши­ны»[20], Мемфорд уверяет, что техника является зловредным элементом в об­ществе, что люди, создавшие технику, «выдвинули её за пределы своих ин­тересов»[21].

Кому не ясно, что в «злодеяниях» техники повинно не человечество, а капиталисты! Известно, например, что атомную энергию американские империалисты прежде всего исполь­зовали в целях шантажа, как орудие подготовки новой войны и уничтожения человечества. В интересах капиталистов запутывают «учёные» вопрос о причинах бедствий, свали­вают пороки капитализма на техни­ку. Ещё К. Маркс отмечал, что «капитал громогласно и с обдуманным намерением возвещает о ней (техни­ке.— О. С.), как о силе, враждебной рабочему, и пользуется ею как та­ковой»[22].

История социалистического строи­тельства показала, что при отсутствии частной собственности техника под­нимает благосостояние народа.

В СССР быстро развивающаяся тех­ника является мощным средством по­вышения жизненного уровня трудя­щихся. Высокое развитие техники облегчает жизнь, превращает труд в творческую деятельность.

В капиталистической Америке, стране высокоразвитой техники, по­ложение рабочих и трудящихся масс делается всё более тяжёлым. Бур­жуазные учёные уверяют, что вино­ваты в этом… «машины», что новые миллионы безработных порождены увеличившимся применением машин. Американские социологи готовы «привлечь к ответственности» технику и науку, наложить вето на творче­скую мысль, чтобы оправдать капи­талистов и сохранить их власть. Д-р Раймонт Б. Фосдик, например, сокрушается о том, что слишком уж возрастает мощь человечества, и он предлагает потеснить науку, устано­вить «контроль над наукой и техни­кой»[23].

Наука и техника, призванные об­легчать жизнь людей, объявлены препятствием дальнейшего суще­ствования человечества. Делаются попытки свалить все преступления буржуазии на науку и технику, пере­ключить гнев и возмущение народов против эксплуататоров на машины. Чем меньше развита промышлен­ность, пишет Мемфорд, тем безмя­тежнее жизнь общества. По этой «теории», в деревне, где промышлен­ность развита слабее, жизнь должна быть лучше. На самом же деле в ка­питалистической деревне эксплуатация так же сильна, как и в городе. По «теории» Мемфорда, жизнь дол­жна быть лучше в отсталых колони­альных странах. В действительности, как известно, эксплуатация в этих странах имеет особо ожесточённый характер.

Мемфорд всеми средствами стре­мится вызвать чувство бессилия пе­ред природой, привлекая для этого пресловутые мальтузианские измыш­ления и выдумки об убывающем пло­дородии и т. д.

В Советском Союзе, где нет част­ной собственности и эксплуатации человека человеком, техника являет­ся одним из средств увеличения пло­дородия земли и власти человека над природой. В результате правильного использования техники, создания мощной передовой промышленности в нашей стране советские учёные успешно покоряют силы природы и ставят их на службу всему народу. Техника в социалистическом обще­стве является средством повышения производительности труда огромных масс народа, средством покорения и переустройства природы.

Сталинские премии, присуждаемые ежегодно в СССР за выдающиеся изобретения и коренные усовершен­ствования методов производственной работы, раскрывают величественную картину творческого труда советских людей, поставивших науку и технику на службу человеку. Каменщик же­лезнодорожной станции Дарница Киевского управления строительно-восстановительных работ Иван Ми­хайлович Рахманин, получивший в 1949 году Сталинскую премию за разработку и внедрение высокопроизводительных методов кирпичнокла­дочных работ, — один из многих советских людей, показывающих без­граничные возможности свободного труда. Разработанный Рахманиным метод позволил ему за первые три го­да пятилетки выполнить 16 годовых норм, а за один только 1949 год вы­полнить ещё 7 годовых норм. Рахма­нин выложил 2 школы, 6 вокзалов, несколько промышленных предприя­тий и один жилой дом.

Капитализм исчерпал свои возмож­ности, он превратился в тормоз раз­вития. Ленин писал в работе «Разви­тие капитализма в России»: «Круп­ная машинная индустрия является таким образом последним словом капитализма, последним словом его отрицательных и «положительных моментов»[24].

Англо-американские империалисты рассчитывают поправить свои дела за счёт новой войны, а Мемфорд и другие наемники капитала представ­ляют «аргументацию» в защиту воен­ной агрессии и вечности войн. Мем­форд услужливо доказывает, что война необходима как периодиче­ское организованное уничтожение продуктов человеческого труда; вой­ну он прославляет как вечный двига­тель истории:

«Механизированная война, столь сильно способствовавшая во всех отношениях возникновению стандар­тизированного массового производ­ства, является фактически его вели­чайшим оправданием. Чтобы иметь успех, количественное производство должно покоиться на количествен­ном массовом истреблении. Ведь факт, что ничто так не обеспечивает замещения, как организованное раз­рушение. В этом смысле война яв­ляется не только душой здорового государства, но и душой машины»[25].

Что и говорить, циничная и наглая реклама полезности войны! Мемфорд только забыл рассказать, сколько прибыли получили стальные, пушеч­ные и прочие короли Уолл-стрита в последнюю мировую войну.

Античеловеческая, зоологическая пропаганда вечных войн изложена у Мемфорда с откровенностью ярого апологета империализма. В воспева­нии войны недвусмысленно выраже­ны каннибальские устремления аме­риканских монополистов и их идеологов. Трубадуры экспансиониз­ма нагло заявляют о невозможности жить без «звона войн». Война, утвер­ждают они, является «самым высшим стимулом национального прогресса»[26].

Но всячески прославляя войну как «стимул прогресса», идеологи импе­риализма не хотят признать фаталь­ной связи капитализма с войнами. Желая скрыть истинные причины войны и оправдать её зачинщиков, они стараются «добиться каким-либо образом опровержения той части марксистского мировоззрения, кото­рая утверждает, что само существо­вание капитализма делает войну неизбежной»[27]. Это, разумеется, не удаётся и не может удаться лакеям империализма. Они лишь выдают се­бя, проповедуя «спасительность» мас­сового истребления и людей и тех­ники.

Ещё в 1916 году Ленин в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» показал, что одним из признаков загнивания капитализма является замедление темпов техни­ческого прогресса. В то время бур­жуазные учёные пытались опровер­гать это. Современные прислужники империализма с беспредельным ци­низмом пытаются обмануть мир, вы­давая язвы капитализма за признаки его здоровья. Жалкие потуги лакеев империализма внушить миру, что возвращение к прялке и сохе несёт счастье человечеству, вызывают лишь презрение к защитникам обанк­ротившейся системы капитализма, прославляющим варварство и канни­бализм.

IV

Со времени первой мировой войны в империалистическом мире имела хождение «теория катаст­роф» в истории. Она была при­звана замаскировать причины войн и объясняла их происхождение не свойствами капиталистической си­стемы, а якобы фатальной обречён­ностью человечества на катастрофы. В настоящее время англо-американ­ские учёные, занятые идеологическим «обоснованием» новой мировой войны, вытащили на свет и эту «тео­рию» и трубят о ней на всех пере­крёстках. Они уверяют, что катастро­фы — закон истории, что они всегда существовали и будут существовать, а удержать-де человечество от ката­строфы может лишь мировое господство американских империалистов.

Об этом и кричат все лакеи амери­канских монополистов.

Английский историк Стенли Кес­сон в книге «Прогресс и катастрофа» пишет: «О надвигающихся катастро­фах говорят сейчас так бойко и спо­койно, как говорят о наступающей зиме»[28].

Современная буржуазия не без основания боится гибели, но свой страх перед гибелью она выдаёт за озабоченность судьбами человече­ства. При этом её идеологи пытаются представить тупик, в который зашёл капитализм, как тупик на пути раз­вития человечества.

Но ещё Чернышевский отмечал, что буржуазные теоретики тщетно пытались спутать карты и предста­вить опасение буржуазии за свою судьбу как опасения за судьбы обще­ства. Критикуя взгляды идеолога на­родничества Лаврова, Чернышевский писал: «Его сомнение о предстоящей судьбе цивилизованных стран не больше как возведённое личным чув­ством в общую формулу предчув­ствие того, что дальнейшее развитие цивилизации будет уменьшать при­вилегии, присвоенные сословием, к которому сам он принадлежит. По­стороннему человеку очень заметна неосновательность силлогизма, обра­щающего в опасность для всего об­щества потерю привилегий»[29]. Буржу­азные теоретики не могут скрыть сво­его страха перед будущим.

«Во время кризиса состояние без­надёжности охватывает умы лю­дей, — пишет некий Ван Кирк, — при­зраки страха и паники шествуют по земле, и мы приходим в состояние ужаса. Нами овладевает предчув­ствие надвигающейся катастрофы, и мы боимся».

«Мы должны, — вопят другие, — рассматривать действительность как кошмар… Мы не живём в присут­ствии истории»[30].

В этих откровенных и мрачных признаниях выражена историческая безнадёжность современной буржуа­зии.

Вместе с тем буржуазия надеется, что при помощи страха, запугива­ния народных масс призраком ка­тастроф легче будет положить наро­ды под сапог Уолл-стрита.

«Политика устрашения, — разъяс­нял товарищ Сталин, — имеет свои «основания» в истории империализ­ма. Но что она, эта политика, не год­на и не достигает цели, — в этом едва ли может быть сомнение»[31].

История советского общества по­казала небывало быстрые темпы раз­вития, а империалистические шавки неустанно тявкают о наступлении века катастроф и регресса. Никогда ещё в истории силы прогресса не бы­ли столь могущественны, не одержи­вали столь величественных побед. Это хорошо знают миллионы трудящихся во всём мире. Запугивая гибелью, проповедники катастроф незамедли­тельно предлагают спасение, кото­рое, по их уверениям, заключается в установлении мирового господства американских империалистов.

Так, Бутлер, автор книги «Соеди­нённые Штаты и этот мир, движу­щийся назад», пишет, что «руковод­ство в возвращении мира к новой жизни должно оставаться за Соеди­нёнными Штатами»[32].

Единодушие проповедников миро­вого господства Америки, «спасаю­щих» человечество, подтверждает давно известную истину, что под­лость не мешает им быть идиотами и утверждать несусветную чушь.

Что может означать выражение: «Возвращение мира к новой жизни»? Всем известно, что новое есть то, че­го не было раньше, то, что появляет­ся в развитии от низшего к высшему. Для буржуазных же «теоретиков» новое есть возвращение к старому.

К чёрному делу защиты империа­лизма прилагают свои усилия и «де­мократические социалисты», всеми средствами поддерживающие поли­тику закабаления народов Европы американским империализмом. Они тоже болтают о «спасении» человечества, доказывают, что они якобы бо­рются и «против капитализма» и «против социализма», выступая в ви­де «третьей силы». Роль этих полити­ческих проходимцев давно определи­лась. «Третья сила» — это агентура империализма, имеющая специаль­ное задание — разлагать рабочий класс.

Открытые апологеты империализ­ма цинично заявляют о том, что побе­ду лагеря мира и демократии во главе с Советским Союзом они считают ка­тастрофой для себя и своих хозяев. Так, американская газета «Нью-Йорк таймс» писала недавно: «Если Советский Союз в ближайшие 20 лет оправится от последствий войны и основательно улучшит положение рядовых людей, то весь мир будет смотреть на него со смешанным чув­ством зависти, любопытства и восхи­щения. И если за этот период США не смогут достигнуть одинаковых с Советским Союзом результатов при системе частной собственности, то тогда никакое красноречие не спасёт Америку от того, чтобы она не по­следовала примеру Советского Со­юза».

Напрасно «Нью-Йорк таймс» за­гадывает на 20 лет вперёд. Народы мира давно уже смотрят на Совет­ский Союз с восхищением и надеж­дой, как на страну подлинного прогресса, как на образец развития для всего прогрессивного человечества.

Прорицатели из «Нью-Йорк таймс» совершенно правы в том, что ни красноречие, ни фантастические измышления не остановят человече­ство от движения по пути Советского Союза, по пути подлинного про­гресса.

Ход исторического развития пока­зывает, что нет силы, способной оста­новить непреоборимое поступатель­ное движение общества. Народы ми­ра руководствуются великими идея­ми, способными объединить их для ниспровержения отживших порядков и построения новой жизни.

V

Нe последнюю роль в пропаганде агрессивных планов поджигателей войны и многих американских черно­сотенцев играют различные биоло­гические теории общества, тесно связанные с таким отравлен­ным оружием империалистов, как ра­сизм. При помощи изобретённого 150 лет назад попом Мальтусом «за­кона» народонаселения и различных расистских измышлений современные защитники зловещих замыслов анг­ло-американской реакции пытаются оправдать политику истребления на­родов, борьбу с демократией, утвер­ждая, что источник бедствий общества в перенаселении.

С разнузданным цинизмом расист­скую «концепцию» общества пропо­ведует американский мракобес Фримэн. В пропитанной каннибализ­мом книге «Социальный упадок и возрождение» он доказывает, что обществу угрожает якобы чрезмерно большое увеличение рабочего класса, и призывает к уменьшению количе­ства трудящихся. Такие «теории» от­крыто проповедуют современные аме­риканские людоеды! Паразитическим классом, как это ни чудовищно, Фри­мэн объявил трудящихся. Так, чёр­ным по белому, и напечатано: «Огром­ное большинство существует парази­тически на заработки убывающего меньшинства»[33], т. е. что рабочие якобы себя не содержат, а живут за счёт буржуазии! Поистине, нет такой наглости и цинизма, на которые не были бы способны буржуазные шу­леры!

Провокатор и погромщик Фримэн объявляет антисоциальными элемен­тами тех, кто производит материаль­ные и духовные ценности мира, дви­жет творческий разум, науку и куль­туру к новым высотам.

Когда Фримэн с ненавистью пишет о деятельности профессиональных революционеров, не приходится разоб­лачать его как апологета империа­лизма: он сам себя представляет та­ковым. Всего опаснее в глазах фримэнов «революционный агитатор, ор­ганизатор политических стачек».

В качестве средства «спасения» об­щества от «опасности», грозящей со стороны рабочего класса и револю­ционеров, Фримэн и рекомендует «ре­гулирование» роста трудящихся, а евгеника, цинично заявляет Фримэн, основана на наблюдаемом факте, что люди рождаются совершенно не­равными. Евгеника стремится про­должать высшие ветви и отсекать низшие[34]. К высшей ветви Фримэн относит, разумеется, господствующие классы, к низшей всех трудящих­ся. В качестве спасительного сред­ства для американских монополистов он предлагает то, что вчера осущест­вляли гитлеровцы, — истребление тру­дящихся масс.

В своей человеконенавистнической пропаганде Фримэн далеко не оди­нок[35]. От пропаганды американские людоеды перешли уже к практиче­скому уничтожению людей. Во мно­гих штатах Америки уже приняты законы о стерилизации так называемых «неприспособленных» и «непол­ноценных».

Эти изуверские «теории» тесно свя­заны с пропагандой войны, с пропа­гандой массового истребления чело­вечества.

«Газовая атака является формой действия среды, чтобы обеспечить вы­живание приспособленных и устра­нить неполноценные личности и расы»[36]. Так писал британский пе­риодический медицинский журнал в августе 1935 года, так пишут в Англии и Америке и сейчас. В 1947 году в Лондоне вышла книга Артура Кей­са «Essays on Human evolution». В ней он говорит о том, что челове­чество очистится от «неполноцен­ных», сделается здоровым, только пройдя через новую войну, т. е. вой­на является, как он выражается, её «очистительным ножом» (стр. 133).

Мысль империалистических агрес­соров занята всесторонней и под­робной разработкой планов уничто­жения человечества.

Со всей силой звучат сегодня гневные слова Ленина по поводу буржуазной науки: «Право, не ве­ришь даже своим глазам, когда чи­таешь такие вещи. До такой степени маразма, упадка и проституции до­шла современная профессорская наука!»[37].

Человеконенавистнический бред предтечи фашизма Ницше снова вы­плыл на свет и используется на потре­бу фашизирующемуся американско­му империализму. Бесноватый Фри­мэн злобствует по поводу того, что рабочие получают заработную плату и пособие по безработице. Он высту­пает не против безработицы, а против пособий безработным! Он заявляет, что вмешательство рабочих в вопро­сы заработной платы является одним из признаков упадка. Он возмущает­ся тем, что в результате требований трудящихся «дело доходит до призна­ния положения, что индивид имеет право быть поддержанным его со­гражданами, если он не в состоянии или фактически не может содержать себя сам»[38].

Фримэн призывает способствовать сокращению численности трудящих­ся, оставшуюся же часть людей со­ветует отуплять и оскоплять: «Про­движение в физическом и умствен­ном отношении, которое подняло че­ловека от дочеловеческого к челове­ческому уровню и от примитивного варварства к цивилизации, не являет­ся таким, которое должно быть под­держано»[39].

«Долой продвижение от варвар­ства к цивилизации!» — вопит идео­лог американских монополистов, по­вторяя проповедь повешенного в Нюрнберге Розенберга.

Расовая «теория» имеет две сторо­ны: внутри страны она направлена на подавление рабочего класса, во внешней политике англо-американ­ских империалистов — на военное подавление других народов, стремя­щихся к уничтожению колониально­го рабства.

Никогда раньше реакция не боя­лась так народа, как теперь, и нико­гда ещё так не изворачивались её теоретики в подыскании идеологи­ческих подпорок для антинародной политики, как сегодня, ко­гда поджигатели войны ведут откры­тую войну против демократии. Они хотят скрыть от народа действитель­ные причины войн, а свою политику изобразить коренящейся в самой «природе» человека.

Артур Кейс, мечтающий о новых войнах, уверяет, что причины, обус­ловившие войну, существовали пре­жде, чем появился человек в мире.

Дикая ахинея о том, что войны будто бы свойственны человеку по его природе, каннибальские заявле­ния о том, что война нужна для улуч­шения «природы» человека, для вы­явления его потенциальных возмож­ностей, направлены на увековечива­ние войн.

Но, сколько бы ни доказывали «учёные» пропагандисты войны, что у человека есть врождённая склон­ность к войне (Артур Кейс называет её «комплексом враждебности» и «инстинктом воинственности»), им не удастся повернуть народы мира к Бойне.

«…Слишком велики общественные силы, стоящие за мир, — говорит товарищ Сталин, — чтобы ученики Черчилля по агрессии могли их одо­леть и повернуть в сторону новой войны»[40].

Вопрос о предотвращении войны, об уничтожении причин, порождаю­щих войны, решается практически растущими силами демократии и со­циализма, борющимися за мир.

Но «чем больше будут шуметь господа поджигатели новой войны, — указывал В. М. Молотов, — тем всё больше они будут отталкивать от себя миллионы простых людей во всех странах и тем скорее будет про­исходить международная изоляция этих господ. Одновременно с этим международный лагерь сторонников мира и демократии, в авангарде ко­торого стоит СССР, всё больше креп­нет, превращаясь в великую и несо­крушимую силу»[41].

Агрессоры боятся мира потому, что мирное развитие человечества неодо­лимо идёт в направлении к комму­низму. Таков объективный ход исто­рии нашего времени.

* * *

Разобранные здесь «теории» до­статочно наглядно выражают суще­ство современной буржуазной науки об обществе. Эти «теории» представ­ляют собой «негодный продукт негодного общественного строя»[42].

Ко всем сочинительствам совре­менных защитников империализма, которые по своему идейно-теорети­ческому уровню стоят ниже даже самых реакционных измышлений идеологов буржуазии в прошлом, полностью относятся слова Маркса, сказанные им в своё время по поводу архиреакционных устоев немцев: «Они находятся ниже уровня истории, они ниже всякой критики, но они остаются объек­том критики, как преступник, нахо­дящийся ниже уровня человечности, остаётся объектом палача»[43].

Трудящиеся массы капиталистиче­ских стран всё яснее понимают обре­чённость всех попыток задержать ход исторического развития.

На все потуги буржуазии и её идеологов сохранить капитализм, за­держать историческое развитие Ленин отвечал: «Пусть буржуазия мечется, злобствует до умопомраче­ния… буржуазия поступает, как по­ступали все осуждённые историей на гибель классы»[44]. Слова великого Ленина сохранили своё значение и в наши дни. С каждым днём растёт, ширится и крепнет лагерь борцов за мир и прогресс, миллионы простых людей осознают свои силы и единым фронтом выступают против империалистических агрессоров, готовя­щих новую войну.

О. И. Саяпина

«Вопросы философии», 1949, № 3, стр. 235-247

[1] А. А. Жданов. Выступление на фи­лософской дискуссии. «Вопросы филосо­фии» № 1 за 1947 год, стр. 271.
[2] Масivег. Society: its structure and changes, p. 499. New York. 1932.
[3] Альманах «Transformation», август 1944 года.
[4] Цит. по «Правде» от 22 апреля 1949 года. Выступление А. А. Фадеева.
[5] А. М. Горький. О литературе. Статьи и речи, 1928—1935 гг., стр. 403. ГИХЛ. 1935.
[6] «Вопросы философии» № 1 за 1947 год, стр. 271.
[7] Howard Fast. Marxism and Art. May. 1947.
[8] Flewelling. The survival of Western culture, p. 295. 1943.
[9] Gillеt and Reinhardt. Problems of changing social order, p. 388. 1942.
[10] В. И. Лeнин. Соч. T. 19, стр. 5. 4-е изд.
[11] В. И. Ленин. Соч. Т. 20, стр. 181.
[12] Hocking. Man and State, p. 453.
[13] Cole. Fabian socialism, p. 34.
[14] «Civilisation and group relationship», p. 31. New York. 1945.
[15] G. Georg Attebery and oth. Introduction to the social Science, p. 568. New York. 1942.
[16] Wilisоn D. Wallis. Culture, p. 445.
[17] «Информационное совещание предста­вителей некоторых компартий в Польше в конце сентября 1947 года», стр. 34. Госполитиздат. 1948.
[18] «Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б)», стр. 140. 1948.
[19] Lewis Mumford. Technics and civili­zation, p. 419. New York. 1934.
[20] Tам жe, стр. 367.
[21] Tам жe, стр. 433.
[22] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVII, стр. 478.
[23] Журнал «Америка» № 5. Статья «На­родное здравоохранение как международная проблема».
[24] В. И. Ленин. Соч. Т. 3, стр. 397.
[25] Lewis Mumford. Technics and civilization, p. 93—94.
[26] Fr. Taggart. Theory and processes oi history, p. 291.
[27] «Аур тайм», ноябрь 1947 года.
[28] Stanley Casson. Progress and ca­tastrophe, p. 188. New York. 1937.
[29] H. Г. Чернышевский. Избранные философские сочинения, стр. 55. Соцэкгиз. 1938.
[30] Альманах «Transformation», август 1944 года, статья Дж. Хендри.
[31] И. В. Сталин. Соч. Т. 9, стр. 200.
[32] N. М. Butler. Our United States in this backward-moving World, p. 13—14. New York. 1940.
[33] Freeman. Social decay and regenera­tion, p. 210.
[34] Freeman. Social decay and regenera­tion, p. 215.
[35] В 1948 году в Нью-Йорке вышла книга исступлённого мальтузианца В. Фогта «Путь к спасению». Спасение он видит в людоед­ских планах истребления людей. Подобные идеи и книги распространяются в капитали­стических странах в большом количестве.
[36] Stanley Casson. Progress and ca­tastrophe, p. 189.
[37] В. И. Ленин. Соч. Т. 20, стр. 185.
[38] Freeman. Social decay and regenera­tion, p. 216.
[39] Tам жe, стр. 35.
[40] «Правда» от 29 октября 1948 года. Во­просы корреспондента «Правды» и ответы товарища И. В. Сталина.
[41] В. М. Молотов. 31-ая годовщина Ве­ликой Октябрьской социалистической рево­люции, стр. 32. Госполитиздат. 1948.
[42] В. И. Ленин. Соч. Т. 14, стр. 173.
[43] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. I, стр. 387.
[44] В.И. Лени н. Соч. Т. XXV, стр. 236. 3-е изд.                                                                                                                                                                                                                                                      источник

1
Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
Please follow and like us:
error

Просмотров: 100

0

Spread the love
  • 36
    Shares
Previous Article
Next Article

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о

Желающим поддержать нас

Последние сообщения на форуме

О капитализме и социализме … О капитализме и коммунизме Опыт сравнительного анализа   … Читать далее
Как уничтожали сельское хозяйство … Считаю, что настало время, подробно изучить причины и их последс … Читать далее
Дорогу осилит идущий …Роман Голобиани Дорогу осилит идущий I. Мы  глубоко убеждены, чт … Читать далее

Авторы

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

%d такие блоггеры, как:
Перейти к верхней панели