
И. Сталин. ЭКЗАМЕН НАГЛОСТИ
Припёртое к стене натиском революции правительство буржуазных временщиков пробует извернуться, швыряя лживыми уверениями о том, что оно не собиралось бежать из Петрограда и не хотело сдавать столицу.
Вчера ещё сообщали во всеуслышание («Известия»!), что правительство «переезжает» в Москву, считая положение столицы «неблагополучным». Вчера ещё говорили открыто («комиссия по обороне») о «сдаче» Петрограда, причём правительство требовало снятия пушек с подступов к столице. Вчера ещё компаньон Керенского и Корнилова по заговору против революции, помещик Родзянко, приветствовал решение правительства о «сдаче», желая гибели Петрограду, флоту и Советам. Вчера ещё присоединялся к этому решению «Лондон», желая правительству скорого освобождения от Петрограда и флота. Вчера ещё всё это было… А сегодня перепуганные временщики из правительства, в беспорядке отступая перед флотом и гарнизоном, непоколебимо решившими защищать столицу, путаясь и противореча друг другу,-трусливо пытаются замазать факты, стараются оправдаться перед революцией, предать которую они собирались вчера столь неудачно и неловко.
При этом «категорическое» заявление Керенского об отсрочке «переезда» до весны опровергается столь же категорическим заявлением Кишкина о том, что некоторые правительственные учреждения «могут быть уже сейчас перевезены» в Москву. А докладчик «комиссии по обороне» Б. Богданов (отнюдь не большевик!) также категорически заявляет, что «со стороны правительства выяснилось желание оставить Петроград, причём в факте отъезда правительства широкие слои демократии усмотрели возможность сдачи Петрограда» («Известия»). Мы уже не говорим о том, что, по сообщению вечерних газет, «сторонники отъезда Временного правительства в Москву имели… перевес голосов» («Русские Ведомости»).
Жалкие, маленькие люди из Временного правительства] Они, всё время обманывавшие народ,-могли ли они рассчитывать на что-либо другое, кроме нового обмана масс, прикрыть которым стараются они своё беспорядочное отступление?
Но временщики не были бы временщиками, если бы они ограничивались обманом. Отступая и прикрываясь обманом, Керенский бросает ряд обвинений, кивая на нашу партию и разглагольствуя о «возрождении погромов» и «опасных врагах революции», о «шантаже» и «развращении масс», о «запачканных кровью невинных жертв руках» и пр.
Керенский говорит против «врагов революции», тот самый Керенский, который вместе с Корниловым и Савинковым устраивал заговор против революции и Советов, обманным путём подтягивая к столице третий конный корпус!..
Керенский говорит против «возрождения погромов», тот самый Керенский, который, повысив цены на хлеб, толкнул деревню на погромы и поджоги! Прочтите оборонческо-эсеровскую газету «Власть Народа» и судите сами:
«Некоторые из наших корреспондентов пишут, что последние беспорядки следует поставить в связь с повышением твёрдых цен. Новые цены сразу вызвали общее вздорожание жизни. Отсюда появились недовольство, озлобленность, излишняя нервность, в результате чего толпа легче, чем прежде, идёт на погром!..» (№ 140).
Керенский говорит против «развращения масс», тот самый Керенский, который загрязнил революцию и извратил её чистые нравы, воскресив институты охранников и сыщиков с грязными Вонлярскими и Щукиными во главе!..
Керенский говорит против «шантажа», тот самый Керенский, весь режим которого является сплошным шантажом по отношению к демократии, который открыто шантажировал «Демократическое совещание» несуществующим десантом на финляндских берегах, с успехом конкурируя с ген. Хабаловым!..
Керенский говорит о «забрызганных кровью невинных жертв руках», тот самый Керенский, руки которого действительно забрызганы невинной кровью десятков тысяч солдат, жертв авантюристского наступления на фронте в июне этого года!..
Говорят, что на свете всё имеет свой предел. Но разве не ясно, что наглости буржуазных временщиков нет предела?..
«Известия» сообщают, что члены «Совета республики» встретили Керенского «продолжительными и шумными аплодисментами на всех скамьях». Ничего другого и не ожидали мы от лакейского предпарламента, выкинутого корниловщиной и крещёного Керенским.
Но пусть знают эти господа, пусть знают все, и те, которые втихомолку готовят репрессии против «левых», и те, которые авансом аплодируют этим репрессиям,- пусть знают они, что когда пробьёт решительный час, все они одинаково ответят перед революцией, предать которую они хотят, но обмануть которую им не удастся.
«Рабочий Путь» № 37,
15 октября 1917 г.